Саламанская декларация 1994 года «О принципах политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», закрепила основное право каждого ребенка получать приемлемый уровень знаний с учетом особых учебных потребностей на основе специальных педагогических методах в обычной школе с инклюзивной ориентацией [2].
Таким образом, инклюзивная образование – это стандарт включения в образование по месту жительства всех обучающихся с разнообразными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в обычные учебные заведения, где созданы условия на основе педагогических и технических методов, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей каждого.
В последнее время на территории Российской Федерации увеличивается число детей имеющих проблемы в усвоении учебной программы, что является показателем особых образовательных потребностей у таких обучающихся.
За последние 20-25 лет количество таких обучающихся в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более), большую часть составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Такие обучающиеся имеют недоразвитие волевой и интеллектуальной сферы, незрелость поведения и личности в целом, что приводит к задержанным темпам развития ребенка и недостаточной сформированности познавательной деятельности. Задержанный тем развития выражен: отставанием в овладении предметными действиями, развитии речи, познавательных процессов [3].
Вместе с тем накопленный опыт работы с такими детьми показывает, что своевременная коррекционная работа, позволяет скорректировать развитие и минимизировать риски негативных последствий.
В нашей стране этот опыт на протяжении долгих лет успешно реализовывался в специальном коррекционном образовании. Сегодня благодаря направленной государственной образовательной политики происходит сближении коррекционной и массовой общеобразовательной системы, которые в свою очередь должны привести к созданию новой инклюзивной системы (модели) образования в Российской Федерации.
Впервые у нас в стране появляется нормативно-правовой документ, который установил совокупность педагогических, технических методов, финансовых, архитектурных, кадровых требований образовательногопроцесса при инклюзивном подходе образования детей с ЗПР. Таким документом является федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4].
Данный стандарт четко определил внутренние и внешние факторы инклюзивного образования для детей с ЗПР. Внутренние факторы:
-обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы);
- обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса;
- специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Внешние факторы:
-желание родителей обучать ребенка в инклюзивной среде и готовность помогать ему в процессе обучения;
- рекомендации ПМПК;
- создание коррекционно-развивающей среды;
- специальные материально-техническим условиям;
- особые кадровые условия.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.02.2014).
2. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанки, Испания, 7-10 июня 1994 года. [Электронный ресурс].
3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика .Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИЦ Академия, 2000. – 200 с.
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
5. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010 – № 5