ИНКЛЮЗИВНОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНКЛЮЗИВНОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В переводе с французского слово inclusif – обозначает включающий в себя, - процесс обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностях является инклюзивным образованием, согласно закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [1].

Саламанская декларация 1994 года «О принципах политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», закрепила основное право каждого ребенка получать приемлемый уровень знаний с учетом особых учебных потребностей на основе специальных педагогических методах в обычной школе с инклюзивной ориентацией [2].

Таким образом, инклюзивная образование – это стандарт включения в образование по месту жительства всех обучающихся с разнообразными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в обычные учебные заведения, где созданы условия на основе педагогических и технических методов, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей каждого.

В последнее время на территории Российской Федерации увеличивается число детей имеющих проблемы в усвоении учебной программы, что является показателем особых образовательных потребностей у таких обучающихся.

За последние 20-25 лет количество таких обучающихся в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более), большую часть составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Такие обучающиеся имеют недоразвитие волевой и интеллектуальной сферы, незрелость поведения и личности в целом, что приводит к задержанным темпам развития ребенка и недостаточной сформированности познавательной деятельности. Задержанный тем развития выражен: отставанием в овладении предметными действиями, развитии речи, познавательных процессов [3].

Вместе с тем накопленный опыт работы с такими детьми показывает, что своевременная коррекционная работа, позволяет скорректировать развитие и минимизировать риски негативных последствий.

В нашей стране этот опыт на протяжении долгих лет успешно реализовывался в специальном коррекционном образовании. Сегодня благодаря направленной государственной образовательной политики происходит сближении коррекционной и массовой общеобразовательной системы, которые в свою очередь должны привести к созданию новой инклюзивной системы (модели) образования в Российской Федерации.

Впервые у нас в стране появляется нормативно-правовой документ, который установил совокупность педагогических, технических методов, финансовых, архитектурных, кадровых требований образовательногопроцесса при инклюзивном подходе образования детей с ЗПР. Таким документом является федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4].

Данный стандарт четко определил внутренние и внешние факторы инклюзивного образования для детей с ЗПР. Внутренние факторы:

-обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы);

- обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса;

- специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Внешние факторы:

-желание родителей обучать ребенка в инклюзивной среде и готовность помогать ему в процессе обучения;

- рекомендации ПМПК;

- создание коррекционно-развивающей среды;

- специальные материально-техническим условиям;

- особые кадровые условия.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.02.2014).

2. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанки, Испания, 7-10 июня 1994 года. [Электронный ресурс].

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика .Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИЦ Академия, 2000. – 200 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

5. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010 – № 5

Просмотров работы: 829