ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Колокольчиков А.В. 1
1«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования.

Введение.

Контроль учебной деятельности учащихся коррекционных образовательных учреждений немыслим без педагогических измерений. Проблема оценки качества знаний учащихся коррекционных школ находит достаточно подробное освещение в литературе. Этому вопросу уделяли внимание Самылкина Н.Н., Звонников В.И. , Зимняя И.А. Среди современных способов педагогических измерений на сегодняшний день самым популярным считается тестирование. Методам тестирования посвящены работы . Челышковой М.Б, Гутгарц Р.Д., . Андреева А.Б. Много внимания уделяли этому вопросу и за рубежом (Анастази А). Применяя тест как инструмент измерения качества знаний воспитанника с интеллектуальной недостаточностью необходимо помнить, что тест должен быть научно обоснован, характеризоваться объективностью оценивания, надежностью, а его задания должны быть выверены и адаптированы с учётом интеллектуальных возможностей тестируемого.

1.Классификация видов педагогических тестов применяемых в школе,реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

по цели и содержанию:

  • тесты личности — для оценки эмоционально-волевых качеств ученика;

  • тесты интеллекта — для определения уровня развития познавательных процессов и анализа функций мышления;

  • тесты способностей — для оценки возможностей в овладении различными видами деятельности (в том числе при профориентации учеников с интеллектуальными нарушениями);

  • Тесты достижений— для оценки знаний, умений, навыков, после обучения по программе коррекционной работы.

По способу предъявления различают тесты:

  • бланковые (тестовые тетради, машиночитаемые бланки);

  • практические (лабораторные работы с тестовыми условиями заданий);

  • предметные (при несформированности у ученика письменной речи или по иным причинам);

  • компьютерные (как частный случай — адаптивные).

По характеру действия тесты бывают:

  • вербальные (с учётом речевых возможностей ученика);

  • невербальные.

По ведущей ориентации выделяют:

  • тесты на скорость (в том числе на скорость выполнения различных операций);

  • тесты на результативность;

  • смешанные тесты (для учеников с интеллектуальными нарушениями применяются крайне редко).

По степени однородности задач тесты делятся на:

  • гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;

  • гетерогенные (многомерные) — для измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным предметам и (или) свойствам личности.[11]

2. Этапы проведения тестирования, применяемые в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Программа коррекционной работы предусматривает следующие этапы тестирования:

  1. Тестирование на входном контроле (предтестовые задания)

2. Тестирование в текущем контроле.

3.Итоговое тестирование.

Рассмотрим применение тестов в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы более детально.

2.1.Классификация предтестовых заданий в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы

В соответствии с наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют:

  • задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

  • задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

  • задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных педагогом [ 4].

Названные три формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространеннымив коррекционной школе.

Если специфика коррекционной школы требует использования новых форм, более адекватных целям коррекционного образования то обычно такие инновации строятся на основе сочетания отдельных элементов основных форм.

По результатам входного тестирования учащихся в коррекционном классе делят на подгруппы для выбора образовательного маршрута и варианта коррекционной программы АООП для каждой из подгрупп, а в подгруппах выделяют тех воспитанников кто может двигаться дальше, и тех кто нуждается в дополнительной коррекционной работе и консультациях педагога. В этой ситуации легче реализовать личностно ориентированное обучение и построить индивидуальный образовательный маршрут.

Тесты входного контроля второго типа разрабатываются в рамках нормативно-ориентированного подхода. Эти тесты охватывают планируемые результаты предстоящего обучения и построены полностью на новом материале. По результатам тестирования преподаватель принимает решение по внесению новых элементов индивидуализации в учебный процесс. Если ученик показал некоторые предварительные знания по новому материалу, то план его индивидуального образовательного маршрута необходимо перестроить и начинать с более высокого уровня обучения, чтобы учебный материал имел для него действительный характер новизны. Иногда роль входного теста выполняет итоговый тест, который предназначен для будущей оценки результатов усвоения нового материала после завершения его изучения.[11]

2.2. Тестирование в текущем контроле.

Для текущего контроля в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально-ориентированными. Если процент ошибок допущенных учеником превысет критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов находят слабые места в подготовке учащихся и выявляют направления индивидуальной помощи в освоении нового учебного материала. Корректирующие тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях, включающих содержание нескольких тем или даже разделов.

Если затруднения ученика при выполнении заданий носят систематический характер, то педагог применяет диагностические тесты. Основная цель диагностики — установление причин пробелов в знаниях ученика. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок ученика, конкретизировать характер возникающих затруднений и получить выводы о несформированности тех или иных учебных умений.

Подбор заданий в диагностический тест осуществляется в индивидуализированном режиме, в зависимости от тех заданий, которые выполнил неверно каждый учащийся в корректирующем тесте.[11]

2.3.Итоговое тестирование.

Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения. Оценка ориентирована на характеристику освоения содержания курса (критериально-ориентированные тесты) или на дифференциацию учащихся (нормативно-ориентированные тесты).

Внутри школы итоговые тесты можно использовать при переводе учащихся из класса в класс или при переводе как на обучение по другому варианту АООП, так и при переводе на индивидуальное обучение на дому. В этом случаи результаты тестирования должны быть представлены в ПМПК.

Заключение. Тесты и учителя.

Использование тестовых методик предполагает наличие определенных условий, которые имеются далеко не во всех школах реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Основные причины затруднений учителей в школе при работе с тестами следующие. Это прежде всего сами тестовые задания, в разработке которых должны принимать участие почти все преподаватели школы, чтобы они обменивались своими достижениями, совместно преодолевали трудности. Это адаптация существующих тестов для работы с воспитанниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Необходимо также иметь программно-инструментальное обеспечение для ведения баз данных тестирования, хранения банков заданий, выдачи заданий учащимся в компьютерной форме или распечатки заданий на бланках и обработки данных тестирования.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.

2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.,2007

3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2007

4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.- М., 2001

5. Гутгарц Р.Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете. - Иркутск, 2001

6. Шмелев Г.А., Бельцер А.И. Адаптивное тестирование знаний в системе « Телетестинг». - М., 2001

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2005

8. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М., 2000

9. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. - М., 2001

10. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М.,1995

11. Метод тестирования в системе педагогических измеренийhttp://www.kazedu.kz/referat/179088

Просмотров работы: 982