ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Созонтова Н.Ф. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет Волгоград, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время снижается важность и ценность обучения детей полноценным графическим навыкам. К чему такое умение и хороший почерк, если пришел век всеобщей компьютеризации? Однако, не надо забывать о том, что графический навык представляет собой сложное речерукодвигательное действие: с одной стороны, речевое (интеллектуальное), а с другой – двигательное (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Хохлова Т.Е. и др.). Игнорирование развития данного навыка у детей может отрицательно сказаться не только на овладении письменной речью, но и на развитии личности ребенка в целом. Недостаточность ручной моторики влияет на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет решение сложных математических задач. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление [1].

Несмотря на то, что в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе уделяется внимание развитию ручной моторики и формированию графомоторных навыков, наблюдается значительный рост детей младшего школьного возраста, у которых эти способности находятся на низком уровне сформированности. Задача подготовки ребенка к письму считается наиболее сложным этапом подготовки ребенка к школе даже «в норме». Исследователи отмечают, что обучение ребенка письму связано с целым комплексом умений: достаточным развитием тонких и длинных мышц руки, зрительно-моторной координацией, правильным захватом карандаша (ручки), сочетанием темпа и ритма речи с движением глаза и руки, развитием психики и т.д. (Гурьянов Е.В., Ефимова С.П., Костромина Н.И., Львов М.Р. и др.). Проблема развития этих умений у школьников с задержкой психического развития (ЗПР) стоит еще более остро (Бутко Г.А., Кузь Н.А., Разживина Н.С. и др.).

Из специальной литературы и практики известно, что при ЗПР наблюдается широкий спектр психических и моторных нарушений. Ведущей причиной этих нарушений по данным анамнеза является перинатальная энцефалопатия. Среди нарушений наиболее часто встречаются признаки раннего поражения ЦНС и, как следствие, тонические нарушения и задержка формирования тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Среди детей с ЗПР большой процент леворуких детей. В более чем 80% случаев эти психомоторные нарушения осложняются различными нейродинамическими, энцефалопатическими и невротическими комплексами (Волковская Т.Н., Власова Т.А., Фишман М.Н. и др.). Это значительно усложняет задачи по формированию графических навыков, т.к. для решения данной проблемы следует использовать нестандартные пути обучения детей данной категории.

Одной из наиболее распространенных причин неполноценного овладения детьми с ЗПР графо-моторными навыками является моторная недостаточности. Двигательные нарушения, которые нередко наблюдаются у младших школьников с ЗПР, как правило, являются следствием раннего поражения центральной нервной системы. Без своевременного коррекционного воздействия они могут привести к вторичному недоразвитию более сложных дифференцированных движений и действий [2]. У детей этой категории сильно затруднен контроль и регуляция своих движений, страдает кинетическая организация двигательных актов, что наиболее резко проявляется при убыстрении темпа и усложнении условий выполнения задания. Нарушения мышечного тонуса, его нестабильность приводят к быстрой утомляемости мышц пальцев и кистей рук, обусловливают неточность движений, нарушение согласованности и плавности. Дети затрудняются в переключении с одного движения на другое, Детям трудно выполнять движения и удерживать ручку, они не соблюдают линейность письма, не овладевают каллиграфией. Не происходит запоминание и автоматизированное воспроизведение двигательных формул букв. Для младших школьников с ЗПР, имеющих недостаточность со стороны ручной моторики, характерны частые остановки в процессе записи, из-за которых они не успевают записывать весь диктуемый материал. Стремление догнать одноклассников в скорости записи обусловливает большое количество ошибок. В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописывание слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешения букв, имеющих сходные элементы; недописывание или добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов.

Как показывает анализ работы специализированных дошкольных учреждений компенсирующего вида, большое внимание там уделяется подготовке детей к обучению в школе на различных занятиях. Однако, движения, совершаемые в процессе письма, не воспроизводятся ни в рисовании, ни в лепке, наиболее близких к письму видах деятельности. При письме и изобразительной деятельности в работу вовлекаются иные движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям. Некоторые приемы, усвоенные детьми в процессе рисования, не совпадают с навыками необходимыми ребенку при усвоении графики письма. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также недостаточно развитая методика работы по формированию готовности к овладению графомоторными навыками в специализированном дошкольном учреждении, дают все основания считать тему исследования актуальной в области дефектологии.

Изучение уровня развития графо-моторных умений и навыков у детей с ЗПР исследователи предлагают проводить по следующим направлениям (Марковская И.Ф., Екжанова Е.А.и др.):

1. Развитие тонкой моторики: развитие техники рисунка, штриховка, гимнастическое развитие, зрительно- моторная координация.

2. Пространственные представления: ориентировка на листе, ориентировка в пространстве (на собственном теле), ориентировка во времени (времена года), ориентировка во времени (дни недели).

Направленная коррекция графо - моторных умений и навыков детей с ЗПР, по данным ряда авторов (Екжанова Е.А., Иншакова О.Б., Калинина Н.В., Разинкина А.В. Цвынтарный В.В. и др.), должна включать:

1. формирование и усовершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков при манипуляции разными предметами (твердыми и мелкими, упругими, гладкими, шероховатыми);

2. формирование и развитие умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, обучение владеть ими, используя самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

4. формирование зрительно- моторной координации;

5. активизация речи детей, обогащение и пополнение словарного запаса, уточнение значений новых слов;

6. развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

7. развитие координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;

8. формирование пространственной ориентации на себе, в пространстве и на листе бумаги;

9. формирование навыков учебной деятельности: умение слушать и пронимать и выполнять словесные установки педагога, умение действовать по образцу и правилу, умение писать цифры и буквы и др. (Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н. и др.).

Литература:

1. Добровинский Е. Человек без почерка // Деловой Петербург. – № 235 от 17.12.2007.

2. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. – 1988. – № 4.

Просмотров работы: 1512