ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ

Китчак А.О. 1, Лебедихина Т.М. 1
1УрФУ, ИФКСиМП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным ВОЗ состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, ёмкости лёгких и др.), что создаёт проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения [1]. Велико число школьников с клиническими формами психических нарушений. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. У 20-60% детей начальной школы выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70 – 80% случаев функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации [2]. В 3 классе число практически здоровых детей резко снижается. Отклонения в состоянии здоровья обусловлены нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, дыхательной систем, органов зрения.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье детей, настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Исследования показывают, что этим неблагоприятным факторам могут противостоять регулярные занятия физической культурой, которые способствуют восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма детей к значительным физическим нагрузкам.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями.

В настоящее время одним из востребованных видов двигательной деятельности являются занятия аэробикой. Аэробика позволяет исключить монотонность исполнения движений, что особенно крайне важно учитывать на занятиях с детьми младшего школьного возраста. В процессе занятий развиваются физические качества и улучшается физическое и психическое здоровья занимающихся. Благодаря занятиям аэробикой ребята становятся более координированными, улучшают осанку, укрепляют мышцы туловища, рук и ног, осваивают различные виды физических упражнений. А также использование на занятиях музыки способствует формированию музыкального вкуса, чувства ритма и культуры движения. Существует 2 направления аэробики: оздоровительное и спортивное. Наиболее благоприятное направление для занятий в школе – это оздоровительная аэробика.

Нами было проведено исследование, целью которого выявить эффективность занятий аэробикой на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста, а также создание условий для развития творческих, художественно-эстетических качеств ребенка. Педагогический эксперимент проводился на базеМАОУ СОШ № 164 г.Екатеринбурга. В исследовании участвовали девочки 8-10 лет. Занятия аэробикой проводились во внеурочное время в форме секционного занятия 2 раза в неделю по 75 минут. Программа занятий предусматривала включение различных направлений аэробики, в зависимости от поставленных задач в каждой части занятия (табл. 1).

Таблица 1. - Программа занятия аэробикой

Часть урока

Компоненты занятия

Основные упражнения

Организационно-методические указания

Подготовительная 15 мин

Разминка

ОРУ: повороты головы, наклоны туловища, круговые движения плечами, работа стоп

Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений с небольшой амплитудой

Стретчинг

Глубокие выпады, растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра

Выполнять в медленном и среднем темпе

Основная 50 мин

Аэробная часть

Базовые шаги аэробики, аэробные связки на 16-32 счета, работа рук и ног одновременно

Разучивание элементов и комбинаций аэробики в среднем темпе, затем работа над изученным материалом под музыку

Силовой блок

Упражнения на силу, силовую выносливость: упражнения для мышц брюшного пресса и спины, мышц рук: сгибание и разгибание рук из разных исходных положений, для мышц ног: приседания, выпрыгивания вверх из полуприседа

Выполнять от 1 до 3 серий по 15-20 повторений, в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся

Заключительная

10 мин

Заминка

Упражнения на гибкость – упражнения на растягивание групп мышц, получивших нагрузку в основной части занятия.

Упражнения на расслабление и восстановление дыхания с использованием элементов йоги.

Упражнения выполнять в медленном темпе, следить за правильным дыханием

Длительность эксперимента составила 6 месяцев. В начале учебного года был проведен входной контроль, с целью определения исходного уровня развития физических качеств. Для этого были применены следующие педагогические тесты (из школьной программы: учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств): прыжки со скакалкой за 1 мин, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения – лежа на спине за 1 мин, наклон вперед из положения сидя.

По окончанию эксперимента было проведено итоговое тестирование. Занятия, проводимые с девочками младшего школьного возраста по программе аэробики, показали положительную динамику развития физических качеств по группе: по тесту прыжок в длину с места до эксперимента 132,5см, после 136см; по тесту поднимание туловища за 1 мин до 39, после 42; по тесту прыжки на скакалке за 1 мин до 59, после 65; наклон вперед из исходного положения сидя до 9,25см, после 10,25см. Кроме того, в процессе занятий периодически проводился контроль за состоянием пульса до занятий, во время основной части занятия и в заключительной. По нашим наблюдениям ЧСС в покое в среднем в группе составил до эксперимента 100 уд/мин, после 96 уд/мин (при норме 88-98 уд/мин). Можно сделать вывод, что данные занятия благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую ситему организма ребенка, укрепляя и тренируя сердечную мышцу. В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод, что на основе расширения и обогащения двигательного опыта, при занятиях аэробикой, у детей младшего школьного возраста совершенствуется координация движений, активно развиваются его основные двигательные качества.

В заключении необходимо отметить, чтомышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых. По данным Сеченова (1947), А.Р. Лурия (1974), недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное влияние на общее развития ребенка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.

В настоящее время программа физического воспитания детей младшего школьного возраста, предусматривая только два, три физкультурных занятия в неделю обеспечивает двигательный режим всего на 14,5 %. Однако для детей младшего школьного возраста целесообразно проводить от 6 до 15 часов организованных и самостоятельных занятий различными видами физических упражнений.

Список литературы

1. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А.Баранов // Российский педиатрический журнал. - 1998. - №1. - С.5-8.

2. Долотина, О.П. Ребёнок должен быть здоров / О.П.Долотина // Физическая культура. - №5. - 1995. – С.34-35.

3. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер // М.: Физкультура и спорт - 1989. – 224 С.

Просмотров работы: 1276