СПЕЦИФИКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Рублева А.В. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет Волгоград, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения, касающиеся системы специального образования, не могли не сказаться и на содержании коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых детей (Б.Б. Горскин, Н.Н. Малофеев, Б.П. Пузанов, М.Н. Перова, Е.А. Стребелева и др.). Проявлением этого можно считать повышенный интерес исследователей к разработке различных программ, использованию новых средств и методов обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, Е.Н. Моргачева и др.).

Методисты основной задачей обучения в школе считают развитие устной речи учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит урокам чтения, на которых осуществляется знакомство и изучение образцов художественной литературы. Именно уроки чтения являются средством приобщения детей к богатствам русской культуры. Без знания художественной литературы невозможно хорошее владение языком. Кроме этого содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения (Е.А.Бугрименко, Е.Л. Гончарова, Ю.А. Костенкова, Г.А. Цукерман и др.).

Среди всех видов учебной деятельности для начинающего школьника навык чтения является наиболее сложным (М.М.Безруких, Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, О.Филиппова, и др.). При изучении художественного произведения и освоения его смысла важную роль играют вдумчивое восприятие и понимание текстов (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов и др.). Одной из причин недостаточного овладения умственно отсталыми школьниками пересказом является отсутствие комплексного подхода в использовании методов и приемов обучения, включения нетрадиционных средств коррекции. А именно, ослабление внимания к пересказу, как одному из средств развития связной устной речи умственно отсталых учащихся школьников, не предполагает у них высокого уровня передачи художественных произведений разных жанров.

Пересказ играет большую роль в общей системе упражнений, направленных на развитие ре­чи. Выполнение данного вида работ позволяет ученикам овладеть умением связно и последовательно излагать прочитанное или услышанное, усваивать образцы речи. Передача воспринятого текста вызывает у школьни­ков необходимость употреблять целый ряд слов их пассивного словаря. Речь учащихся обогащается новыми словами и словосочетаниями, необходи­мыми грамматическими средствами выражения мысли. Структура текста, предназначенного для пересказа, его лексико-грамматическое и стилистическое оформление при определенной подготовительной работе непосредственно влияет на развитие речи учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями. В процессе подготовки пересказа школьники также учатся выделять главное, производить логический анализ текста, структурировать смысловое содержание, составлять план (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, С.Ю. Ильина и др.).

Качество пересказа во многом зависит от правильности и быстроты постижения смыслового содержания текста. Для полноценного протекания психической деятельности, направленной на понимание текста, необходим достаточно высокий уровень развития познавательных процессов и сформированности речевых навыков учащихся, а также наличие определенного запаса знаний и представлений о предмете сообщения.

Характерные для школьников с нарушениями интеллектуальной сферы недостатки познавательной деятельности обусловливают значительные трудности в освоении ими содержания прочитанного текста (Ю.А. Костенкова, Н.А.Масюкова, Р.И. Лалаева и др.). Низкий уровень понимания смыслового содержания текста проявляется в затруднениях, испытываемых детьми, в связной, логически обусловленной передаче содержания повествования, особенно в случаях, когда заключенная в тексте информация выходит за границы наглядной и бытовой ситуации.

Теория и практика олигофренопедгогики подтверждает, что проблема, связанная с полноценным обучением пересказу умственно отсталых школьников на уроках чтения, решается не всегда успешно. Неразработанность проблемы особенностей устного репродуцирования текстов различной сложности умственно отсталыми школьниками, незначительное число исследований, направленных на изучение эффективных приемов активизации устной речи, определяют актуальность темы исследования.

В нашем исследовании была реализована попытка проследить особенности восприятия и устного репродуцирования текстов умственно отсталыми школьниками в сравнении с детьми с ЗПР на основных этапах этого сложного, мно­гоступенчатого мыслительного процесса.

В результате выполнения теоретического этапа нашего исследования была сформулирована общая гипотеза о том, что коррекционно-педагогическая работа по обучению пересказу с использованием средств графического моделирования оказывает существенное влияние на формирование связной речи умственно отсталых школьников. Использование приема графического моделирования при подготовке пересказа способствует значительному повышению уровня понимания содержания текста и последующего его репродуцирования.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование особенностей репродуктивных умений умственно отсталых учащихся. Эксперимент показал, что у этой категории школьников речь характеризуется нарушением полноты, последовательности, правильности высказывания. Наиболее трудными для воспроизведения являются тексты-описания, чем повествовательные рассказы. Используемые языковые средства отличает лексическое однообразие, использование слов-бытовизмов, ненормативная лексика.

Речевая продукция детей (пересказы) чаще всего были неполными, в них были пропущены отдельные факты из текста или большое количество основных смысловых единиц. Пересказы были непоследовательными, части текста воспроизводились в нарушенном порядке. Перестановка частей была практически в каждом тексте школьников, что позволяло считать воспроизведение текста непоследовательным. Часто пересказы можно было назвать неточными (неправильными) по той причине, что изложение данных не соответствовало сведениям, содержащимся в тексте. Часто пересказы умственно отсталые школьники дополняли фактами, которые отсутствовали в прочитанном тексте. Привнесения характеризовались нами следующим образом: воображение, смешение понятий, замена забытого (По классификации Б.И. Пинского, В.А. Сумароковой)

Система работы над пересказом включала подготовительную работу, основную работу и вариативные (тренировочные) упражнения.

Подготовительная работа была направлена на развитие внимания детей к содержанию и языковому оформлению текста, формирование умений отвечать на вопросы по тексту, моделировать ситуации и действия по прочитанному; выполнять лексико-стилистические и конструктивные упражнения. На основном этапе дети учились составлять план текста для последующего пересказа, учились пользоваться различной наглядностью для запоминания текста, обучались использовать графические модели для воспроизведения текстов. Этап вариативных (тренировочных) упражнений предполагал, что дети, используя полученные умения, тренируются самостоятельно пересказывать разные тексты. Работа на этом этапе включала также пересказы с «эстафетой», по закрытой наглядности, по скрытой картинке, краткий и творческий пересказы.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствует о качественных изменениях в репродуктивных произведениях школьников, обучавшихся с применением графического моделирования.

Литература:

  1. Кашкаров, А. Как привить ребенку любовь к чтению [Текст]/ А.Кашкаров // Семейное чтение. – 2009. - №1. – С.12-15.

  2. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004. –64с.

  3. Угрюмова С.Е. Технологии обучения пересказу на уроках чтения в младших классах специальной школы VIII вида [Текст] / С.Е. Угрюмова // Семейное чтение. – 2012. - № 2. – С. 17-23.

Просмотров работы: 1589