В ноябре 2015г. по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости в России 4,4 млн.человек, или 5,8% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 0,9 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице [4]. Вместе с тем, по информации, опубликованной на сайте Федеральной службы государственной статистики (см. рис.) уровень безработицы за 2014-2015 годы не выходит за пределы естественного и находится в границах 6% от уровня экономически активного населения. Необходимым становится дальнейшее прогнозирование состояния рынка труда в будущем.
_________________ |
Оценка данных с исключением сезонного фактора осуществлена с использованием программы “DEMETRA 2.2”. При поступлении новых данных статистических наблюдений динамика может быть уточнена.
Прибегая к зарубежным оценкам, можно привести прогноз Еврокомиссии, сделанный в феврале 2016 года. По оценкам этой структуры ситуация на рынке труда продолжит ухудшаться. Ранее в ЕК ожидали, что в 2016–2017 годах безработица в России удержится на уровне 5,5% трудоспособного населения страны. Согласно новой версии прогноза, в 2016 году безработица подскочит сразу до 5,9%, а в 2017-м – до 6,1%. Рост безработицы в документе объясняется уменьшением возможностей компаний сокращать операционные расходы без увольнений работников [1]. В целом, ситуация на рынке труда может быть ухудшена в связи с общеэкономической ситуацией как в мире, так и в России.
Методологическая база прогнозирования рынка труда на макроуровне закреплена Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2011 года № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов». Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целях оценки сбалансированности, определения структурных пропорций, выявления перспектив развития рынка труда и повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Прогноз разрабатывается в целом по России на основании комплексной информации, включающей в себя данные о балансе трудовых ресурсов, демографические показатели, прогнозы социально-экономического развития страны и экспертные оценки. Итогом является прогноз в виде таблицы с горизонтом планирования на два года. Принятая Правительством РФ методика прогнозирования ориентирована на среднесрочный горизонт и отражает лишь предложение рабочей силы на рынке труда, игнорируя спрос. Для обеспечения сбалансированности рынка необходимы оба параметра – знания о будущем спроса и предложения.
Будущее состояние российского рынка труда в значительной мере определяется состоянием региональных рынков рабочей силы, которые имеют свои особенности, для учета которых необходимо подобное исследование происходящих на региональном рынке труда процессов.
Региональной спецификой Ханты-Мансийского автономного округа, в основном специализирующегося на добыче нефти и газа, является монопрофильность экономики, входящих в него муниципальных образований. Структура экономики региона во многом определяет состояние регионального рынка труда (рис. 2).
Рис.2. Структура экономики ХМАО-Югра, %
Как видно из рисунка, состояние регионального рынка труда больше чем на половину зависит от обстановки, складывающейся в топливно-энергетическом комплексе. Сокращение цен на углеводороды существенно сокращает доходы регионального бюджета, а вместе с тем, и финансирование предприятий, что в общем счёте отразится и на сокращении уровня занятости. Вместе с тем, на начало 2016 года, согласно данным официальной статистики, проблема с трудоустройством в регионе не стоит (таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1
Среднегодовая численность занятых в региональной экономике (тыс. человек)
Регион |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ХМАО – Югра |
877,1 |
897,6 |
903,6 |
912,2 |
916,1 |
917,2 |
Таблица 2
Численность зарегистрированных безработных (тыс. человек)
Регион |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ХМАО – Югра |
19,7 |
9,9 |
8,0 |
5,3 |
4,2 |
4,0 |
Таблица 3
Динамика уровня безработицы в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югра (в процентах)
Регион |
Уровень безработицы |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
|||||||||||
ХМАО – Югра |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
7,9 |
7,5 |
6,3 |
5,5 |
4,9 |
4,6 |
2,3 |
1,1 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
Как видно из приведенных источников, ситуация с трудовыми ресурсами в регионе относительно устойчивая. Однако, по официальным данным статистики МОТ в Уральском федеральном округе (в состав которого входит Югра) безработица выросла (рис.1).
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2015 г. наблюдаются следующие показатели экономической активности населения ХМАО (таблица 4) [3].
Таблица 4
Состояние рынка труда в ХМАО-Югра по состоянию за ноябрь 2015 г.
Регион |
Экономически активное население, тыс. чел. |
в том числе |
Уровень экономической активности населения,% |
Уровень занятости,% |
Уровень безработицы, % |
||||
ХМАО – Югра |
занятые |
безработные |
|||||||
913,3 |
873 |
40,3 |
73,7 |
95,6 |
4,4 |
В нижеследующей таблице показаны темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей в 2014 году (стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах).
Таблица 5
Темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей ХМАО-Югры в 2014 году, % к предыдущему году
Показатели |
Численность населения |
Реальные денежные доходы населения |
Реальные потре-бительские расходы населения |
Реальная начисленная заработная плата |
Валовой региональный продукт |
Промышл. Производство |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
100,9 |
100,5 |
99,9 |
100,3 |
100 |
98,7 |
В целом, динамика показателей низкая, но нужно учитывать, что, данная статистика не отражает изменений за 2015 год.
Дополнительное влияние на воспроизводство трудовых ресурсов ХМАО-Югра оказывает и миграция. Миграционное движение в автономном округе с 2013 года характеризуется миграционной убылью населения, в том числе за январь-декабрь 2013 года убыль составила 4478 человек, за аналогичный период 2014 года убыль населения сократилась в два раза и составила 2537 человек.
Таким образом, можно сделать общий вывод: тенденции на рынке труда ХМАО-Югры будут носить в ближайшее время (1-3 года) вялотекущий характер. Этому будут способствовать негативные тренды в мировой и национальной экономике, ситуация на фондовых рынках, падение цен на энергоресурсы, общее замедление региональной экономики. Ханты-Мансийский автономный округ сильно зависит от ситуации с рынком сырьевых товаров (как и вся страна), поэтому при возможном снижении добычи/отпуска углеводородов необходимо будет искать альтернативные источники поступления финансов в бюджет. Все эти факторы непосредственно будут сказываться на рынке труда, и, соответственно, на уровне жизни и социальной политике региона.
Прогнозирование спроса и предложения рабочей силы позволяет определять меры, снижающие неблагоприятные тенденции в развитии регионального рынка труда и тем самым минимизировать социальные и экономические риски. Эти меры могут быть связаны с необходимостью:
повышения эффективности и диверсификации экономики региона;
повышение сбалансированности регионального рынка труда по спросу и предложению рабочей силы;
улучшения демографических показателей за счет улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и т.п.
В целом, можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительности. Социально-экономическая инфраструктура ХМАО представлена конкретной номенклатурой предприятий, учреждений и организаций. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению. Наиболее важный инструмент регулирования рынка труда региона — разработка целевых комплексных программ стратегического управления, стратегического и текущего планирования, призванных задать не только общие идеи, на основе которых формируются стратегические цели, но и обеспечить механизм их реализации, осуществить на практике выработанные стратегии в области развития регионального рынка труда.
Список источников:
Информационный портал РБК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://quote.rbc.ru/