ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ)

Никифорова Ю.А. 1
1Сургутский институт экономики, управления и права ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало 2016 года ознаменовалось весьма непростыми, с точки зрения экономики, событиями: резкое падение цен на нефть, падение курса национальной валюты, продуктовое эмбарго, геополитическая нестабильность и др. Общий продолжительный спад экономики негативно сказывается на состоянии рынка труда страны в целом, регионов и населенных пунктов. В условиях кризиса рынок труда заметно проседает, особенно в моногородах, немногим меньше в городах с преобладанием сферы услуг.

В ноябре 2015г. по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости в России 4,4 млн.человек, или 5,8% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 0,9 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице [4]. Вместе с тем, по информации, опубликованной на сайте Федеральной службы государственной статистики (см. рис.) уровень безработицы за 2014-2015 годы не выходит за пределы естественного и находится в границах 6% от уровня экономически активного населения. Необходимым становится дальнейшее прогнозирование состояния рынка труда в будущем.

 

_________________

Оценка данных с исключением сезонного фактора осуществлена с использованием программы “DEMETRA 2.2”. При поступлении новых данных статистических наблюдений динамика может быть уточнена.

Прибегая к зарубежным оценкам, можно привести прогноз Еврокомиссии, сделанный в феврале 2016 года. По оценкам этой структуры ситуация на рынке труда продолжит ухудшаться. Ранее в ЕК ожидали, что в 2016–2017 годах безработица в России удержится на уровне 5,5% трудоспособного населения страны. Согласно новой версии прогноза, в 2016 году безработица подскочит сразу до 5,9%, а в 2017-м – до 6,1%. Рост безработицы в документе объясняется уменьшением возможностей компаний сокращать операционные расходы без увольнений работников [1]. В целом, ситуация на рынке труда может быть ухудшена в связи с общеэкономической ситуацией как в мире, так и в России.

Методологическая база прогнозирования рынка труда на макроуровне закреплена Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2011 года № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов». Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целях оценки сбалансированности, определения структурных пропорций, выявления перспектив развития рынка труда и повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Прогноз разрабатывается в целом по России на основании комплексной информации, включающей в себя данные о балансе трудовых ресурсов, демографические показатели, прогнозы социально-экономического развития страны и экспертные оценки. Итогом является прогноз в виде таблицы с горизонтом планирования на два года. Принятая Правительством РФ методика прогнозирования ориентирована на среднесрочный горизонт и отражает лишь предложение рабочей силы на рынке труда, игнорируя спрос. Для обеспечения сбалансированности рынка необходимы оба параметра – знания о будущем спроса и предложения.

Будущее состояние российского рынка труда в значительной мере определяется состоянием региональных рынков рабочей силы, которые имеют свои особенности, для учета которых необходимо подобное исследование происходящих на региональном рынке труда процессов.

Региональной спецификой Ханты-Мансийского автономного округа, в основном специализирующегося на добыче нефти и газа, является монопрофильность экономики, входящих в него муниципальных образований. Структура экономики региона во многом определяет состояние регионального рынка труда (рис. 2).

Рис.2. Структура экономики ХМАО-Югра, %

Как видно из рисунка, состояние регионального рынка труда больше чем на половину зависит от обстановки, складывающейся в топливно-энергетическом комплексе. Сокращение цен на углеводороды существенно сокращает доходы регионального бюджета, а вместе с тем, и финансирование предприятий, что в общем счёте отразится и на сокращении уровня занятости. Вместе с тем, на начало 2016 года, согласно данным официальной статистики, проблема с трудоустройством в регионе не стоит (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1

Среднегодовая численность занятых в региональной экономике (тыс. человек)

Регион

2005

2010

2011

2012

2013

2014

ХМАО – Югра

877,1

897,6

903,6

912,2

916,1

917,2

Таблица 2

Численность зарегистрированных безработных (тыс. человек)

Регион

2005

2010

2011

2012

2013

2014

ХМАО – Югра

19,7

9,9

8,0

5,3

4,2

4,0

Таблица 3

Динамика уровня безработицы в Ханты-Мансийском

автономном округе – Югра (в процентах)

Регион

Уровень безработицы

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

ХМАО – Югра

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2005

2010

2011

2012

2013

2014

7,9

7,5

6,3

5,5

4,9

4,6

2,3

1,1

0,9

0,6

0,5

0,4

Как видно из приведенных источников, ситуация с трудовыми ресурсами в регионе относительно устойчивая. Однако, по официальным данным статистики МОТ в Уральском федеральном округе (в состав которого входит Югра) безработица выросла (рис.1).

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2015 г. наблюдаются следующие показатели экономической активности населения ХМАО (таблица 4) [3].

Таблица 4

Состояние рынка труда в ХМАО-Югра по состоянию за ноябрь 2015 г.

Регион

Экономически активное население,

тыс. чел.

в том числе

Уровень экономической активности населения,%

Уровень занятости,%

Уровень безработицы, %

ХМАО – Югра

занятые

безработные

913,3

873

40,3

73,7

95,6

4,4

В нижеследующей таблице показаны темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей в 2014 году (стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах).

Таблица 5

Темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей ХМАО-Югры в 2014 году, % к предыдущему году

Показатели

Численность населения

Реальные денежные доходы населения

Реальные потре-бительские расходы населения

Реальная начисленная заработная плата

Валовой региональный продукт

Промышл. Производство

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

100,9

100,5

99,9

100,3

100

98,7

В целом, динамика показателей низкая, но нужно учитывать, что, данная статистика не отражает изменений за 2015 год.

Дополнительное влияние на воспроизводство трудовых ресурсов ХМАО-Югра оказывает и миграция. Миграционное движение в автономном округе с 2013 года характеризуется миграционной убылью населения, в том числе за январь-декабрь 2013 года убыль составила 4478 человек, за аналогичный период 2014 года убыль населения сократилась в два раза и составила 2537 человек.

Таким образом, можно сделать общий вывод: тенденции на рынке труда ХМАО-Югры будут носить в ближайшее время (1-3 года) вялотекущий характер. Этому будут способствовать негативные тренды в мировой и национальной экономике, ситуация на фондовых рынках, падение цен на энергоресурсы, общее замедление региональной экономики. Ханты-Мансийский автономный округ сильно зависит от ситуации с рынком сырьевых товаров (как и вся страна), поэтому при возможном снижении добычи/отпуска углеводородов необходимо будет искать альтернативные источники поступления финансов в бюджет. Все эти факторы непосредственно будут сказываться на рынке труда, и, соответственно, на уровне жизни и социальной политике региона.

Прогнозирование спроса и предложения рабочей силы позволяет определять меры, снижающие неблагоприятные тенденции в развитии регионального рынка труда и тем самым минимизировать социальные и экономические риски. Эти меры могут быть связаны с необходимостью:

  • повышения эффективности и диверсификации экономики региона;

  • повышение сбалансированности регионального рынка труда по спросу и предложению рабочей силы;

  • улучшения демографических показателей за счет улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и т.п.

В целом, можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительности. Социально-экономическая инфраструктура ХМАО представлена конкретной номенклатурой предприятий, учреждений и организаций. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению. Наиболее важный инструмент регулирования рынка труда региона — разработка целевых комплексных программ стратегического управления, стратегического и текущего планирования, призванных задать не только общие идеи, на основе которых формируются стратегические цели, но и обеспечить механизм их реализации, осуществить на практике выработанные стратегии в области развития регионального рынка труда.

Список источников:

  1. Информационный портал РБК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://quote.rbc.ru/

  2. Кузык, В.И. Кушлин, Ю. В. / Учебник Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.
  3. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому АО- Югра [Электронный ресурс] Режим доступа: http://khmstat.gks.ru/
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/
Просмотров работы: 1792