ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Харитонова Е.А. 1, Заирова Э.Ш. 1, Минахметова А.З. 1
1Казанский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Харитонова Е.А., Заирова Э.Ш., Минахметова А.З.

Казанский федеральный университет

Елабуга, Россия

A STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND MOTIVATION OF STUDENTS LEARNING

Kharitonov E.A., Zairova E., Minahmetova A.Z.

Kazan Federal University

Elabuga, Russia

Выбор профессии - это важный шаг в жизни каждого человека. Именно он влияет на дальнейшее самоопределение и становление личности. Человек сознательно делает свой выбор, учитывая социальную значимость профессии, уровень своих способностей, свою заинтересованность в получении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для будущего работника.

Учебная мотивация является важной и неотъемлемой частью в профессиональной направленности. Она позволяет личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности.

Этой проблеме посвящены работы А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.М. Якобсона, Л.И. Божовича и др. Однако, не смотря на целый ряд работ, посвященных проблеме исследования профессиональной направленности и учебной мотивации в процессе обучения, проблема остается все еще актуальной.

В связи с этим проводимое исследование направлено на определение взаимосвязи профессиональной направленности и учебной мотивации студентов второго курса. Исследование проводилось с использованием двух методик: методика диагностики уровня профессиональной направленности, диагностика учебной мотивации.

На основе анализа полученных результатов были выделены следующие группы студентов: с высоким, средним и низким уровнями профессиональной направленности.

Первая группа студентов – с высоким уровнем профессиональной направленности составила 18% от общей численности выборки испытуемых. Из них учебно-познавательными мотивами обладают 90% студентов и у всех высокий уровень коммуникативных мотивов. Это значит, что высокомотивированные студенты стремятся в большей степени к общению и получению знаний. Все студенты также желают получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области. 70% имеют мотив избегания, что свидетельствует о неуверенности в завтрашнем дне. Мотивами престижа обладают 87%, то есть, большинство студентов стремятся поддержать свой социальный статус.

Во вторую группу – со средним уровнем профессиональной направленности относится 71% студентов. Из них только 25 % большую значимость уделяют учебно-познавательным мотивам. 42% преобладают коммуникативные мотивам, это говорит о том, что студенты связаны с необходимостью в общении. 67% имеют высокий уровень избегания, что свидетельствует о понимании необходимости выполнения деятельности или дальнейших наказаний за несделанную работу. Мотивы престижа преобладают в данной группе студентов, а именно 75% стремится получить или поддержать высокий социальный статус. 100% студентов желают получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области. 58% студентов стремится к развитию своих способностей и их реализации, а также имеют творческий подход к решению задач.

Третья группа студентов – с низким уровнем профессиональной направленности. Хочется отметить, что таких студентов немного, но они есть. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Профессиональную направленность имеет 11% студентов. И для всех не являются важными учебно-познавательные мотивы, а у 80% преобладают коммуникативные мотивы. Мотивы избегания выявлены у 60%, а мотивы престижа – у 90%. По-нашему мнению, это связано с тем, что студенты еще находятся на стадии самоопределения, и боятся ответственности, а престиж и общение играют для них большую роль, чем профессиональные навыки и знания.

Корреляционный анализ показал взаимосвязь профессиональной направленности и учебной мотивации студентов. Так, профессиональная направленность коррелирует с профессиональными мотивами (r=0,81), мотивами творческой самореализации (r=0,40) и социальными мотивам (r=0,42). Высокомотивированные студенты в сфере профессиональной деятельности (учебы), в сфере самореализации и социальной сфере проявляют высокий уровень профессиональной направленности.

Таким образом, уровень профессиональной направленности зависит от компонентов учебной мотивации: профессиональных мотивов, мотивов самореализации и социальных мотивов.

Просмотров работы: 967