СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козлова Ю.С. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в российском обществе происходят изменения. Социально-экономические, политические и психологические предпосылки лежат в их основе. Эти изменения отразились на всех сторонах жизнедеятельности социума и государства, в том числе и на вопросах воспитания учащейся молодежи. Одним из ключевых направлений педагогической сферы в создавшихся условиях стало гражданское образование, которое определяет будущее не только самих учащихся, но и общества, страны в целом. Со всей остротой встал вопрос о новом идеале человека – гражданина, патриота, общественного деятеля, труженика [5].

Важность проблемы формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения продиктовала необходимость ее решения принятия мер на государственном уровне, что отразилось в разработке «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Основной целью данной программы является рост патриотизма в стране, возрастание роли молодежи, их активности и творчества, а также создания условий для влияния на все сферы жизнедеятельности общества путем участия в управлении делами государства [9].

Важная роль при формировании гражданского общества отводится процессу образования и воспитания, в ходе которого происходит гражданская социализация личности [2]. Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры, культуры межнациональных отношений. Суммируя эти понятия, можно говорить о социальном воспитании. Ряд авторов (А. В. Мудрик, Л. В. Мардахаев, М. М. Плоткин, Б. З. Вульфов, З. А. Галагузова и др.) говорили о взаимосвязи воспитательной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Социальное воспитание молодежи является одним из важных факторов стабилизации и устойчивости общества. Оно направлено на достижение двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Таким образом, гражданское воспитание – это процесс формирования молодого человека как гражданина своей Родины, как активного и творческого субъекта, человека, имеющего твердую жизненную позицию и систему взглядов на окружающий его мир, и устройство управления государства, в котором он проживает. А также человека как личности, готового к диалогу не только в пределах своей малой Родины, но и настроенного на межкультурный, международный диалог [1].

Обобщая три названных элемента гражданского воспитания, можно также говорить о правовом воспитании. Правовое воспитание личности – это целенаправленный и организованный процесс воздействия на сознание и поведение людей с помощью специально выбранных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание выполняет две основные функции: 1) передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; 2) формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых [3].

Таким образом, социальное и правовое воспитание образуют гражданское воспитание, которое можно заменить таким термином, как «патриотическое воспитание», главной целью которого является достижение результата: формирование личности подростка, воспитание его как патриота.

Также надо уметь отличать гражданское воспитание от гражданского образования. Основным направлением гражданского воспитания является формирование у школьников таких нравственных качеств, как интернационализм, патриотизм, гражданственность, толерантность, и осуществляется в процессе внеурочной деятельности учителя. Гражданское образование своей целью имеет обучение школьников нормам и ценностям жизни, и главное, воспитание гражданских качеств. Осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности учителя. Поскольку образование включает в себя воспитание и обучение, то можно сделать вывод, что понятие «гражданское образование» шире понятия «гражданское воспитание». И характеризуя гражданское образование, речь также идет и о гражданском воспитании. Итак, гражданское образование – это процесс, направленный на формирование нравственных качеств и воспитание школьника, готового к активному участию в жизни общества [4].

В основе гражданского образования заложены теоретические положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и гражданского общества, создание возможностей для нормального функционирования общества. Поэтому гражданское образование понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта: как учебный предмет и как деятельность школы, способствующая воспитанию гражданских ценностей путем проведения развивающих, познавательных, обучающих и воспитательных мероприятий. Итак, гражданское образование в широком смысле заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека – гражданина, личности, которой присущи гражданские качества. Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.

В настоящее время по требованиям общеобразовательной школьной программы учащиеся должны усвоить, что такое гражданственность, которая предполагает уважение к праву, знать свои права и обязанности, а также способы получения юридической помощи, научиться защищать свои права и действовать в рамках закона. Все это обеспечивает правовая подготовка, которая в школе осуществляется как при непосредственном изучении учебных предметов, так и во внеурочной и внеклассной работе учителя. Поэтому дисциплинам «право» и «граждановедение» отводится особое место. Эти дисциплины предоставляют возможности для решения современных педагогических задач, позволяют не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере [7].

Так как, граждановедение и право неразрывно связано друг с другом, необходимо дать определение понятию «правовое образование». Итак, правовое образование – это процесс формирования у школьников знаний, умений и навыков на основе правовых идей, на основе учета ценности личности, ее прав, свобод и обязанностей.

Гражданское и правовое образование совпадают, так как оба ориентированы на формирование гражданской идентичности, и поэтому можно сделать вывод, что они выступают по отношению друг к другу как синонимы. К тому же очень часто данные дисциплины гуманитарного цикла объединяют вместе, и тогда появляется новый термин «гражданско-правовое образование». Таким образом, гражданско-правовое образование – это процесс воспитания и обучения, ориентированный на формирование у школьников комплекса гражданских качеств.

Развитие гражданско-правового образования и связанного с ним процесса формирования гражданско-правовой культуры были обусловлены рядом предпосылок. Социально-экономические, нормативно-правовые, информационно-методические, институциональные и личностные предпосылки создали основу и базис для развития и самореализации личности человека как гражданина [8].

Гражданско-правовая культура «отражает систему гражданских отношений и прав, существующих в обществе, в котором господствует закон» (В. Ю. Сморгунова). Кроме этого она включает в себя также и духовно-нравственные ценности. Гражданско-правовая культура в широком смысле – это социально обусловленный процесс формирования и развития гражданско-правовых отношений, гражданско-правового образования (обучения, воспитания, развития), формирующий гражданско-правовое сознание. Особый характер приобрел этот процесс в период модернизации гражданского общества и реформирования правового государства. В узком смысле под гражданско-правовой культурой (у школьников) понимают социально обусловленный процесс формирования и развития гражданско-правовых отношений детей и взрослых в процессе гражданско-правового образования (обучения, воспитания, развития), процесс, способствующий в течение школьного периода формированию и развитию гражданско-правового сознания, отвечающий вызовам времени [10].

Все это позволило урегулировать общественные отношения в сфере гражданско-правового образования на законодательном уровне. Поэтому в России был принят ряд нормативно-правовых актов, закрепляющие основы регулирования гражданско-правового образования. А именно: Конвенция «О правах ребенка», закрепляющая право каждого ребенка на образование; ФЗ РФ «Об образовании», перечисляющий основные формы получения образования; федеральные государственные образовательные стандарты, в которых прописаны портреты будущих выпускников и т.д.

Так как гражданско-правовое образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, то, как и любой другой процесс, он должен иметь свои цели, задачи и ожидаемые результаты.

Гражданское образование кроме процесса формирования человека как гражданина, включает в себя также и правовой аспект. Например, знания о гражданских отношениях в правовом государстве и гражданском обществе дает именно правовое образование. И поэтому можно сделать вывод, что понятие «гражданско-правовое образование» более детализировано, чем понятие «гражданское образование». И в данном случае эти два понятия будут выступать синонимами.

Итак, целями и задачами гражданского образования являются:

– социализация школьников;

– воспитание внутренней свободы человека;

– формирование навыков социальной практики;

– глубокое усвоение основ социальных наук;

– создание условий для развития и самоопределения личности, её духовного роста;

– помощь ребёнку в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;

– формирование определённого гражданского идеала, служащего показателем отношения личности к обществу;

– нравственное развитие личности;

– создание условий для обучения ребёнка самоидентификации себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества;

– формирование у школьников позитивного правосознания: отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;

– формирование понимания учащимися категорий «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека», «демократия» и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;

– формирование у учащихся рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций;

– формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и уметь отстаивать свою позицию [6].

В педагогической практике существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования:

1) Гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием. Например: «Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день»;

2) В странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению. Например, в Англии в средней школе «Гражданское образование» является частью учебного предмета «Права и обязанности гражданина». В начальной школе «Гражданское образование» преподается как межпредметная тема в рамках предмета «Личное и общественное воспитание и здоровье»;

3) Программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств. Например: разработка школьных проектов «Гражданская инициатива» и т.п.;

4) Гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций. Например: избрание Президента школы, «День самоуправления», где уроки преподают старшеклассники и т.д. [4].

Таким образом, гражданское образование, включающее в себя гражданское воспитание и гражданско-правовое образование, выступает родовым понятием. Гражданское образование – это общественно-государственная, социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абубакаров З. Г. Сущность и содержание гражданского воспитания студентов в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. –№ 3. – С. 146-150.

2. Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С., Семисотнова О.А. Гражданское воспитание в поликультурном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 46-51.

3. Гражданское воспитание школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=8097.

4. Гражданское образование школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7767.

5. Жагерева Н. Г. Проблема гражданского образования подрастающего поколения в отечественной педагогике начала хх века // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 7. – С. 99-108.

6. Литвинова О.В. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1014-1016.

7. Маматуллаева И.И., Хайрулаева А.З. Об основных проблемах гражданского правового образования учащихся / VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1243/14598.

8. Меркель Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры как фактор социальной успешности обучающихся // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6. – С. 186-188.

9. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Российская Газета. – 11.10.2010.

10. Трубицына Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры инновационного типа у современных школьников // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 41-48.

Просмотров работы: 1339