ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Минахмедов Э.Н. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль обществознания в концепции современного образования имеет большое значение, она обусловлена двумя объективными позициями. Первое, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук, таких как политология, экономика, культурология и социология. Обществознание систематизирует их, адаптирует под необходимый возраст и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новый уровень образования.

Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли такие ученые, как Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю., Соболева О.Б., Иоффе А.Н. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.

Предмет обществознание занимает особое место в концепции образования. Данный предмет реализует задачи сформулированные в законе "Об образовании в РФ", которые не может выполнить другие учебные предметы.

Обществоведческое образование – важное требование развития гражданского достоинства человека, социализации индивида, так как это способствует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей, оценке личных способностей и осознанию собственного места в обществе.

Обществознание выполняет функции интеграции молодежи в современном обществе. Данный предмет последовательно раскрывает ученикам разного возраста как взаимодействую в современных условиях люди друг с другом, изучают институты гражданского общества и государства, регулирующие данные отношения.

Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия с наиболее близким курсом истории, что будет способствовать усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно сотрудничает также с курсами географии, литературы и другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент.

В современной педагогике под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач [1]

Компетентность – это средство деятельности, которое должно способствовать воспроизводству знаний, умений, навыков для формирования какой-либо компетенции [3].

В. А.Хуторской предлагает выделять:

  • ценностно-смысловую;

  • общекультурную;

  • учебно-познавательную;

  • информационную;

  • коммуникативную;

  • социально-трудовую;

  • личностную компетенции [6].

Академик РАО И. А.Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции:

  • компетентность здоровьесбережения;

  • компетентность гражданственности;

  • компетентность информационно-технологическая;

  • компетентность социального взаимодействия;

  • компетентность общения [2].

Ланчаковой Л. А. было проведено исследование, в котором были определены компетенции для учеников, которые будут обучаться по стандарту третьего поколения, в процессе изучения курса "Обществознание", а именно для:

1)Овладения старшеклассниками умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

2)Приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере;

3)Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

4)Приобретения опыта совместной работы в коллективе, группе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

5)Умения делать ответственный выбор на основе анализа ситуации.

Обществоведческое образование в современной школе приобретает важную роль. Во-первых, потому что, современная жизнь быстро меняется, а школьный обществоведческий курс направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе. Во-вторых, на курс обществознания ложится задача ознакомления с различного рода профессиями. В-третьих, курс воспитывает гуманизм, толерантность, гражданственность, нравственность и моральную ответственность.

Список литературы:

1. Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. – 606 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет журнал «Эйдос», www. /journal/

3. Колотовкина С.Г.,Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС / Колотовкина С.Г. // Отечественная и зарубежная педагогика - 2012. № 6 (9). С. 34-42.

4. Ланчакова Л. А., Формирование социальных компетенций учащихся на уроках обществознания [Электронный ресурс] /Ланчакова Л. А.// – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/499/18242.php

5. Соболева О.Б., Концепция учебника по обществознанию / http://www.vgf.ru/izdatelstvo/IzdatelstvoSegodnya/tabid/87/ctl/Full/mid/506/itemId/163/Default.aspx

6. Хуторской А. В. Ключевые компетентности: технология конструирования // Народное образование. – 2003. - №5, с 99.

Просмотров работы: 1891