СТЕРЕОТИПЫ В ТУРИЗМЕ КАК АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТЕРЕОТИПЫ В ТУРИЗМЕ КАК АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Бутковская Е.Д. 1, Чернякова М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говоря о массовом туризме, мы имеем в виду не только статистические показатели, но и изменение стереотипа поведения туриста. С ростом масштабов туризма он все больше приобретает черты моды и часто становится не столько средством приобщения к духовным ценностям, сколько престижным времяпрепровождением.

Под термином «туристический стереотип» мы будем понимать «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей, а также образ или явления, касающиеся отдыха и туризма в общем». Это понятие охватывает широкую сферу, оно включает в себя и национальные, и поведенческие стереотипы туристов.

Национальные стереотипы – это упрощенное, эмоционально окрашенное представление одного народа о другом или о самом себе. Например, стереотип «немцы – скупые, жадные» и «немцы – экономные» (приписываемый немцам другими народами) и «немцы умеют правильно обращаться с деньгами» (стереотип немцев о самих себе), по сути, обобщают и отражают в своем когнитивном компоненте одно и то же наблюдаемое явление, по-разному оценивая его, что и проявляется в выборе различных формулировок.

Французы, согласно распространенному стереотипу, кажутся представителям других народов любвеобильными, жизнелюбивыми, веселыми, элегантными, общительными, изысканными, утонченными, модными, улыбчивыми, любителями прекрасного. Американцы в массовом сознании предстают патриотами, деловыми, свободолюбивыми, расчетливыми, трудолюбивыми, целеустремленными, общительными, раскованными, веселыми, практичными. Таким образом, жители любой страны несут в себе, по мнению большинства людей, определённый набор национальных черт.

При изучении спроса на турпродукт необходимо учитывать по­веденческие стереотипы индивидуумов внутри каждого сегмента. Так, кто-то боится летать самолетом и предпочитает путешество­вать поездом; кто-то не выносит путешествие в автобусе, особен­но по горным дорогам; кто-то любит комфортабельные отели, а кто-то готов ради интересного маршрута ночевать в палатках; кто-то настаивает на насыщенной экскурсионной программе, а кому-то хочется иметь как можно больше свободного времени и т.п. Поведенческие стереотипы как отдельных индивидуумов, так и тургрупп складываются под влиянием различных социально-эко­номических, культурных условий, психологических, морально-нравственных, национальных привычек и особенностей людей. Но в рамках общего туристского рынка и рыночного спроса они про­являются в виде достаточно устойчивых рыночных сегментов. На практике эти поведенческие стереотипы учитываются турфирмами путем дифференциации набора и качества услуг, вида транс­портных перевозок, содержания туристских программ.

Изучение самих туристических стереотипов, причин их появления, эмоциональной окраски, их влияния на туризм, а также изменение и развенчивание этих стереотипов под влиянием туризма представляется нам одной из важнейших целей в туристской деятельности. Эта целевая деятельность важна, на наш взгляд, потому, что из-за некоторых стереотипов, зачастую не соответствующих действительности, у туристов может возникнуть культурный шок, который может быть вызван противоположностью культур, различием в психологических установках, темпераменте, поведении и т.д. Такое состояние туриста может привести к фрустрации, отчуждению, дезориентации, и принимает особенно неприятные формы в тех случаях, когда турист не получил достаточной информационной подготовки.

Негативные стереотипы о странах и отдыхе в них могут неблагоприятно влиять на туристскую отрасль: отток клиентов из туристических фирм в частности, и отток туристов из стран в общем.

С другой стороны, стереотипы могут стираться и изменяться благодаря тому, что туристы сами могут подтвердить или опровергнуть какое либо утверждение, касаемое стран и их жителей.

Нами был проведен опрос потребителей туристских услуг на тему: «Уровень влияния туристических стереотипов на потребителей туристских услуг». В опросе участвовало 50 человек: 16 мужского пола и 34 женского пола. По возрастному признаку наши респонденты распределились следующим образом: от 17 до 20 лет – 12 человек, от 21 до 25 – 20 человек, от 26 до 35 – 7, от 36 до 50 лет – 7 человек, и в возрасте за 50 лет – 4 человека.

19 опрошенных человек может позволить себе туристическую поездку 1 раз в 2 года, 28 человек – 1 раз в год и только 3 респондента могут позволить себе турпоездку 2 раза в год. Вариант «Я могу позволить себе турпоездку чаще, чем 2 раза в год» никто из опрошенных нами не выбрал.

18 человек предпочитают путешествовать по России и такое же количество опрошенных путешествует как по России, так и за границей. 11 человек предпочитает отдых за границей и только 3 опрошенных выбрали вариант «не путешествую».

На вопрос «Боитесь ли Вы летать на самолете?» 40 человек ответили «нет», 6 опрошенных боятся и 4 человека затрудняются с ответом.

21 человек выберут насыщенную экскурсионную программу с минимумом свободного времени, а 29 опрошенных – экскурсионную программу, где много свободного времени.

К вопросу об отдыхе на островах: 26 опрошенных считают отдых на островах дорогим, 15 человек – не дорогим и 9 человек затрудняются с ответом. 13 опрошенных согласны с утверждением, что «на островах отдых скучен и, кроме пляжного отдыха, там делать нечего», 32 человека не согласны и 5 человек затрудняются с ответом. Только один человек согласен с утверждением, что «на островах – опасно: в море плавают акулы, а на суше можно подхватить инфекцию», 9 человек не согласны и 40 опрошенных считают, что нужно всегда соблюдать осторожность и проконсультироваться с менеджерами по туризму, а также не забывать про страховку, выполняя все требования, можно свести к минимуму весь риск.

7 человек считают, что отдыхать опаснее в азиатских странах, 29 человек выбрали вариант «в странах Африки» и 14 человек думают, что и в азиатских, и в странах Африки одинаково опасно.

Только один человек из опрошенных считает, что страна дорогих часов и банков – это Англия, остальные опрошенные выбрали Швейцарию.

С нашей точки зрения под воздействием СМИ формируются ироничные национальные стереотипы и поэтому мы включили следующий вопрос в нашу анкету: «Какими Вы считаете японцев?». Все опрошенные единогласно ответили, что японцы «при встрече кланяются и улыбаются, придумывают новых роботов на замену старым, рисуют аниме, пьют саке, сочиняют хокку».

Следующим вопросом мы хотели выяснить, как национальные стереотипы влияют на туристов (представителей другой нации), поэтому в качестве вариантов ответа на вопрос «Как вы представляете себе немцев?» дали одинаковые по смыслу утверждения, но с разной эмоциональной окраской: «пунктуальны и сдержанны» – более эмоционально положительное утверждение; «экономны и закрыты» – нейтральное утверждение; «прагматичны и скупы» – негативное отношение. 8 человек выбрало утверждение «прагматичны и скупы», такое же количество опрошенных выбрало «экономны и закрыты», и 34 человека считают немцев «пунктуальными и сдержанными».

При упоминании Финляндии у 4 человек не возникло никаких ассоциаций, остальным опрошенным на ум пришли финские сауны, снег, зимние пейзажи, хоккей, финское гостеприимство, рыбалка, водка и «суоми» (так финны называют свою страну).

В результате ответов наших респондентов на вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, более гостеприимен?», нации можно расположить в ряд по убывающей: испанцы, турки, корейцы, англичане, немцы. Также опрашиваемым было предложено дописать свой вариант гостеприимной нации, и они дописали такие нации, как русские, итальянцы и армяне.

Далее от респондентов требовалось написать, какими, по их мнению, выглядят русские в глазах иностранцев. 4 человека воздержались от ответа. 8 человек дали положительную характеристику, например «веселые», «открытые, честные, великодушные», «любят развлекаться» и др. 38 опрошенных дали негативную характеристику: «пьяные крестьяне в лаптях», «бунтари и алкаши», «медведи, шапка-ушанка, водка, лапти», «невоспитанные», «бестактные и нечистоплотные» и др. 9 человек воздержались от объяснения причины такого сложившегося у иностранцев образа русских. Те опрошенные, которые давали положительную оценку русским, причинами сложившегося образа называют «потому что мы и есть открытые и добродушные», «отдыхают на полную», «мнение о русских складывается по тому, как они ведут себя на отдыхе, в политике и т.д.». Респонденты, описавшие негативный образ русских, назвали такие причины его формирования, как «исторические мыслешаблоны», «ошибочное мнение, слухи, сложившиеся стереотипы», «отвратительное поведение на отдыхе», «стереотипы», «неудачные случаи пребывания на отдыхе русских туристов освещенное в СМИ (например, драка на борту самолета)» и др. 6 опрошенных человек считают, что сложившийся образ уже никак не изменить, 34 человека не знают, можно ли изменить образ русских в сознании иностранцев, и 10 человек считают, что сложившийся стереотип о русских можно изменить такими мерами, как, например, «активно развивать въездной туризм», «меняться самим и звать в гости иностранцев», смыслообразующим звеном в предложенных мерах респондентов был как раз таки туризм.

5 человек считают, что в туризме нет стереотипов, остальные же утверждают обратное. 5 опрошенных не ответили на вопрос о причинах образования стереотипов; 25 человек выбрали причинами стереотипов субъективную избирательность, влияние установок и слухов; 9 человек выбрали вариант «ограниченность индивидуального или группового прошлого опыта», 8 человек – «недостаточность информации» и только 3 человек выбрали все варианты ответа в качестве причин стереотипов.

На основании вышеизложенных результатов социологического опроса можно сделать вывод о том, что туристические стереотипы не зависят от пола, в некоторой степени зависят от возраста (т. к. возраст – это определенный опыт и больше времени для возможности совершить туристическую поездку), но в большей степени зависят от дохода и образования.

Из изложенных результатов можно заключить, что под воздействием СМИ формируются не только ироничные образы наций, но также образы с раной эмоциональной окраской: отрицательной, нейтральной и положительной. В нашем опросе у большинства респондентов сложился положительный образ по отношению к немецкой нации.

Отдельно обратим внимание на метастереотипы (представления человека о стереотипах другой группы относительно своей). Большинство респондентов считают, что русские предстают в глазах иностранцев в невыгодном свете. Причинами таких негативных образов, по мнению опрошенных, является менталитет русских, а также сложившиеся стереотипы. Представленный анализ социологического опроса позволяет нам сделать вывод, что туристическая индустрия развенчивает стереотипы, так как туризм способствует расширению кругозора и увеличения уровня развития туристов.

Возможно, у многих могло сложиться впечатление, что стереотипы – это плохо, ведь они как тюрьма для мышления, они не дают человеку свободно мыслить и поступать. Но это не совсем так. Стереотип – это привычное отношение человека к какому-либо явлению, которое сложилось под влиянием социальных условий и предшествующего опыта человека.

Наш мозг создает стереотипы, «чтобы облегчить себе жизнь». Ведь каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нем (хорошо-плохо, полезно-вредно и т.д.) – а это гигантская работа, особенно если учесть, что нас постоянно окружают сотни и тысячи разных явлений и ситуаций.

Как мы уже выяснили, стереотипы выполняют важную роль – они разгружают мозг. Но есть в них и негативная черта – они ограничивают наше мышление и не дают выйти за рамки привычного мировосприятия.

Самый лучший метод борьбы со стереотипами – ничего не принимать на веру. Нужно абстрагироваться от мнений других людей, обдумать ситуацию самостоятельно и сделать свои собственные выводы. Так можно помешать формированию новых вредных стереотипов. Нужно логически опровергнуть стереотип и найти побольше доводов в пользу противоположного мнения.

Этот метод актуален и для борьбы с туристкими стереотипами: нужно больше путешествовать, подтверждать или опровергать убеждения, увидев все самим, испытывать на себе гостеприимство разных наций, а не только делать выводы по создаваемым образам в СМИ. Для того также нужно интересоваться новостями, произошедшими в сфере туризма, не полагаться на мнение других людей.

В заключение хотелось бы отметить, что стереотипы, являясь определенными взглядами и привычными представлениями людей по поводу черт характера других человеческих особей, играют большую роль в процессе межкультурных контактов, к каковым, безусловно, относятся и туристские поездки. Знание и учёт стереотипов позволяет прогнозировать реакцию и поведение жителей посещаемой туристом страны, что, бесспорно, способствует развитию и эффективности межкультурных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горбунов Б. Формирование, роль и влияние стереотипов. Борьба со стереотипами [Электронный ресурс]. – URL : http://setevoy.net/article/formirovanie-rol-i-vliyanie-stereotipov-borba-so-stereotipami/ (Дата обращения : 15.01.2015).

  2. Стереотипы. Как их разрушить? [Электронный ресурс]. – URL : http://improve-me.ru/3739 (Дата обращения : 20.01.2015).

  3. Стереотипы туристов: как с ними бороться? [Электронный ресурс]. –URL : http://spb.turprofi.ru/articles/_aview_b379462 (Дата обращения : 17.01.2015).

  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Определение национального характера. Источники информации о нем [Электронный ресурс]. – URL : http://polbu.ru/terminasova_language/ch22_i.html

Просмотров работы: 3339