Молодежные субкультуры всегда находились под пристальным вниманием общественности. И в настоящее время интерес к ним только растет. Это связано с тем, что субкультура оказывает сильное воздействие на молодое поколение. Позитивное или негативное зависит от ее идеологии. Также субкультура формирует мировоззрение человека и государство уже не в силах противостоять молодежным предпочтениям.
Среди современных субкультур существует много радикальных течений, которые стремятся противопоставить себя социуму. И на их фоне выделяется мирное движение ролевиков, идеология которого никогда не была связана с политикой или социальным строем. Самим представителям данного движения все ровно, насколько современно или модно их увлечение. Их единственной целью является сама игра.
Из ролевого движения постепенно выросло движение исторических реконструкторов. Некогда неразрывно связанные с ролевиками, теперь реконструкторы являются самостоятельным течением, которое захватывает все больше и больше людей. Данная субкультура изучена не в пример меньше ролевого, но является столь же популярной. Серьезное внимание исследователей к молодежным субкультурам появилось в конце прошлого века, но глубокое изучение субкультуры реконструкторов еще не проводилось. Из работ, посвященных общим исследованиям молодежных субкультур можно отметить труды Т.Б. Щепанской, статьи Э.Р. Салахетдинова и В.А. Лукова
Поэтому было необходимо описать социальную структуру, символику и идеологию субкультуры реконструкторов. Для этого было проведено исследование двух клубов исторической реконструкции города Мурманска. Для сбора информации были использованы следующие методы: лейтмотивное интервью, контент-анализ фотографий, полевые вылазки и интернет-анкетирование. Лейтмотивное интервью и полевые выходы позволили описать социальную структуру движения, интернет – анкетирование помогло с пониманием идеологии, а результаты контент-анализа послужили информацией о символике.
Историческая реконструкция является одним из самых распространённых видов ролевых игр. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Реконструкция - это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России реконструкция получила распространение в начале 90-х годов прошлого века среди людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В настоящее время в России существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей).
Как правило, людям, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого костюма или доспеха является его применение на практике. В том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.
В настоящее время у исторической реконструкции существует два основных направления:
• Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.
• Турниры или бугурты (реконструкция полевых сражений) - сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения и навыки в реальном бою.
Наиболее популярными эпохами в исторической реконструкции являются Раннее и Позднее Средневековье. В России наиболее часто воссоздаваемыми являются периоды Отечественной Войны 1812 года и Великой Отечественной Войны 1941-1945 года. Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам.
Мнение о том, что же такое историческая реконструкция, разделилось. Одни считают это, безусловно, субкультурой. Другие полагают, что реконструкция более серьезна и давно вышла за эти рамки. Кто-то отзывается об этом как о стили жизни, а кто-то как о хобби. Вместе с тем, реконструкторы завершили свое оформление в субкультуру. Об этом говорит наличие определенных музыкальных стилей, специфического имиджа. Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает какого-либо особого мировоззрения реконструктора, религиозных либо политических взглядов. Что особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта. К субкультуре реконструкторов так же стоит причислить «сочувствующих», зрителей. Они являются обязательными участниками фестивалей, но непосредственно участия в реконструкции не принимают. Эти люди заинтересованы в истории, или фантастической литературе. Или просто родственники и друзья реконструкторов. Для них проводятся мастер-классы по какому-либо виду боевого или прикладного искусства, показательные выступления.
В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования», иногда в «Военно-Исторический Клуб». Они располагают собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской. Численность клуба составляет, как правило, 20-50 человек, но эти цифры варьируется. Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов зачастую существует иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода. Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях.
Ролевое движение в городе Мурмаснке зародилось вначале 90-х гг. Родоначальником считается Максим Прожеваров. Однажды попав на ролевые игры в городе Апатиты, он впоследствии стал развивать это течении в Мурманске. Ролевое движение было неформальным, не было зарегистрированных клубов, постоянных участников или четких правил. Главным местом сбора ролевиков был Контрольный Пункт номер два (КП-2), который и в настоящее время является местом проведения ежегодных фестивалей.
Первым зарегистрированным объединением ролевиков был КРИиПТ (Клуб Ролевых Игр и Приключенческого Туризма) «Сильмариллион», открывшийся только в 1995 г. В 1998 году объединение уходит от тематики произведений Толкиена и впервые проводится ролевая под названием «Сварог». Далее в 1998 г. была проведена игра по реконструкции войны Алой и Белой розы, в 1999 г. «Викинги в Британии», в 2000 г. «Сыны Владимира», в 2001 г. «Столетняя война», в 2004 г. «Александ Невский». В 2003 г. движение возвращалось к литературным вселенным: ролевая «Ведьмак» проводилась по произведениям Анжея Сапковского. Со временем, многие первопроходцы ролевого движения ушли в реконструкцию и в настоящий момент являются руководителями клубов. Сейчас в Мурманске и области действует около десятка клубов исторической реконструкции. Но в ходе работы были исследованы только два мурманских клуба исторической реконструкции: «Мидгард» и «Унтервальден».
Первый клуб специализируется на Раннем Средневековье (IX-XI век). Основное направление – Русь и сопряжённые государства. Клуб образован в 2012 г. Тогда же появился ежегодный фестиваль «И на камнях растут деревья», организованный руководителем клуба «Мидгард» - Туленковым Игорем Александровичем. Постоянный состав 12 человек. «Мидгард» сотрудничает с МОО (Молодежной общественной организацией) «Рать», но в состав объединения не входит. В клубе «Унтервальден» занимаются реконструкцией, так называемого Высокого Средневековья, создают доспехи и костюмы жителей средневековой Швейцарии второй половины XIV века. Головное отделение клуба "Унтервальден" находится в г. Мурманск. Его представительства есть в городах Полярные Зори, Оленегорск, Апатиты, Никель, поселке Молочном. Также "филиалы" расположились в городах Архангельск, Петрозаводск и даже в Симферополь. А сам "Унтервальден" входит в объединение швейцарских клубов "Берн". Состав – около 50 человек.
Главное различие клубов заключается в том что, реконструкция раннего средневековья сильно отличается от реконструкции высокого средневековья. Позднее (оно же Высокое) характеризуется реконструкцией боевого взаимодействия, а раннее в свою очередь, акцентирует свое внимание на так называемой «живой истории». Особенности данных направлений были описаны выше.
Для начала был необходим непосредственный контакт с представителями субкультуры. Было проведено десять полевых выходов в ходе которых удалось наблюдать тренировки участников клубов, одно мероприятие и один фестиваль. Так же было проведено лейтмотивное интервью с руководителями обоих клубов. Метод лейтмотивного интервью представляет собой беседу, проводимую по определенному плану, предусматривающему перечень вопросов, обязательных для рассмотрения (приложение 1). Однако в ходе интервью возможны отступления от плана и затрагивание смежных с основной темой вопросов При взаимодействии респонденты были доброжелательны, заинтересованы в беседе. Контакт был налажен с первым минут общения. Опрашиваемые давали полные, развернутые ответы насыщенные сопутствующей информацией об исторической науке и особенностях взаимодействия ролевой и реконструкторской субкультур. В процессе ответа часто уходили в монологичные рассуждения. Ответы давали быстро, не задумываясь над вопросами подолгу. Респонденты владеют понятиями, прекрасно эрудированы, знакомы с исторической наукой.
Итак, в ходе разговора с руководителями клубов была получена такая информация. Четкая иерархия в клубе «Мидгард» отсутствует из-за того, что он образован из опытных свободных реконструкторов. Руководитель клуба решает организационные вопросы. В «Унтервальдене» же иерархия присутствует, хоть и довольно условная. Все участники делятся на две основные группы: опытные члены клуба и новички. Так как иерархическая лестница практически отсутствует, движение по ней происходит только вверх. Движение вверх идет посредством повышения тех или иных навыков, времени пребывания в клубе, необходимо зарекомендовать себя как исполнительного и постоянного человека. Опытными членами клуба в основном являются люди в возрасте от тридцати лет, вышедшие из ролевого движения. Они являются координаторами, организаторами и тренерами клуба. Команды, набираемые для участия в фестивальных сражениях в подавляющем большинстве состоят из опытных реконструкторов. Новички представлены молодёжью от семнадцати лет. Основная их деятельность заключается в получении навыков и непосредственном изготовлении доспехов, владения оружием различных видов. Клуб имеет председателя, который непосредственно среди участников носит звание «хаукман», что в переводе со швейцарского означает «капитан». На время участия в фестивале он становится полевым командиром группы воинов, которая подчиняется ему только в «бою» а также занимается организационными вопросами.
В состав обоих клубов входят в основном мужчины. Они занимаются изготовлением доспехов, оружия, отработкой боевых навыков. Деятельность женщин заключается в изготовлении костюмов, украшений и проведении мастер-классов по вязанию, ткацкому ремеслу на фестивалях. Самому взрослому участнику клуба «Мидгард» - 50 лет, самому молодому 3 года. Возраст участников «Унтервальдена» от 17 до 40 лет.
В основном члены клуба готовятся к бугуртным сражениям на фестивалях. Клуб имеет четкую линию для реконструкции – войска швейцарского кантона Унтервальден. Поэтому у клуба существует своя символика – флаг кантона (приложение 2). Он изображен на щитах участников клуба и используется в атрибутах повседневной жизни (нашивки на рюкзак, изображение на телефоне). Основные цвета – красный и белый – используются в доспехах.
В «Мидгарте» напротив нет четкой линии для реконструкции. Существует ограниченный временной период и перечень стран, далее для членов клуба свободный выбор. Каждый участник имеет свою «легенду».
Также в ходе интервью были получены данные о сленге, то есть специфическом наборе слов и значений, употребляемых в данном сообществе. Сленг сообщества реконструкторов не очень обширен и в основном представлен шуточными обозначениями тех или иных групп реконструкторов или частей доспеха. Например «марсианами» называют людей, занимающиеся созданием рыцарского доспеха для пехотного сражения. Среди реконструкторов распространено определение «дивный», обозначающее толкиенистов и неоязычников. Мелкие детали реконструируемой эпохи играют очень важную роль в данной субкультуре и для человека, костюм которого далек от истории существует свое место в сленге - «дроид». Описывая части доспеха реконструкторы используют такие слова : «доска» ( то есть щит), «ствол» (любое клинковое оружие). На фестивалях действует «лазурный дозор», то есть группа организаторов, следящих за достоверностью внешних облачений участников. Интересен фразеологизм «Одеться в дурацкое», он означает использование в повседневной одежде элементы ролевых или реконструкторских костюмов. Для того, чтобы разобраться в символике субкультуры понадобился эмпирический опыт. Наиболее доступным источником о культуре реконструкторов, после беседы с представителями, оказались фотографии. Поэтому был использован метод контент-анализа. Данный метод определяет фотографию как иконографический документ, фиксирующий образную информацию. Выборка для контент - анализа составила 100 единиц (приложение 3). Для проведения анализа были составлены таблицы (приложение 4). В качестве единиц были проанализированы фотографии представителей мурманского сообщества реконструкторов. В исследовании использованы фотографии с двух ежегодных фестивалей «И на камнях растут деревья…» 2013 и 2014 годов, представленные на страницах данных клубов ВКонтакте. Контент-анализ фотографий показал, что 7% снимков составляют фотографии, на которых не присутствуют люди, а только элементы доспеха или костюма, флаги, предметы быта. Подавляющее большинство снимков с людьми – групповое фото (70%). На 32 % фотографий в кадре присутствуют зрители. На 35% исследованных фото присутствуют женщины-реконструкторы, что не позволяет говорить о доминировании людей мужского пола на фестивалях. На 12% фотографий зафиксированы дети в возрасте до 14 лет. На 73% фотографий реконструкторы запечатлены в полный рост, что говорит о важности символики одежды в субкультуре реконструкторов. Лишь на 11% снимков люди позируют, все остальные фотографии сделаны в динамике. Из центральных символов можно назвать щит. Он встречается на 30% всех исследованных фотографий. Интерпретировать данный предмет можно как яркий элемент эпохи, он позволяет нанести и продемонстрировать нужную символику. Так же щит не требует особых навыков владения и более прост в изготовлении. На нескольких снимках были замечены предметы, не вписывающиеся в реконструируемый период. Например, мобильный телефон и зонт. Музыкальные инструменты также присутствовали на некоторых снимках. Субкультура реконструкторов уделяет большое внимание цвету и орнаменту одежды, но поскольку на фестивалях присутствуют представители различных клубов, выделить наиболее распространённые признаки невозможно. В данной субкультуре есть определенный набор элементов одежды, который строго соответствует реконструируемой эпохе.
Отмечены вещи-атрибуты, являющиеся одним из важных элементов внешнего вида. У мужчин это: меч, щит. У женщин: головной убор в виде платка или капюшона. Интересно, что подавляющее большинство мужчин носит бороду, а женщины в основном имеют ражий оттенок волос. Также женщины в большинстве имеют длинные волосы. В данной субкультуре не отмечены волосы неестественных оттенков, татуировки, пирсинг.
100% фотографий сделано на природе, так как фестивали не проводятся в закрытых помещениях даже при неблагоприятных погодных условиях. Из всех проанализированных фотографий не было ни одной черно-белой фотографии.
Важнейшей частью исследования было выявление идеологии субкультуры реконструкторов. Для этого был проведен закрытый интернет-опрос, включающий в себя 15 вопросов (приложение 4). Данные опроса таковы: социальный состав обоих клубов разнообразный, от людей, занимающих руководящие должности до студентов, среди них преобладает молодежь (37%) и люди среднего возраста (44%). Образовательный уровень явно выше среднего, более половины имеют высшее образование, треть – среднее или неоконченное высшее. Основная масса реконструкторов относится к среднему слою (служащие либо руководители среднего звена). Мужчины составляют подавляющее большинство (почти 70%). Три четверти опрошенных являются опытными реконструкторами (75%), чуть менее половины считают реконструкцию своим основным хобби (43%).
Анализ ответов на вопросы, связанные ценностными ориентациями участников движения показывает, что среди них очень популярны традиционные ценности и здоровый образ жизни. Так абсолютно все в числе важнейших ценностей отметили общение с друзьями и независимость, здоровье (94%), справедливость (93%), работу по душе (88%), свободу (88%), самореализацию (87%), Родину (80%), честно прожитую жизнь (75%), общение с природой (76%), творчество (75%), любовь (67%), традиции (65%). Напротив, такие понятия как престиж, слава, деньги пользуются гораздо меньшей популярностью. Подавляющее большинство респондентов нейтральны или равнодушны к религии (87%) и власти (81%). Больше половины респондентов считают, что занятие реконструкцией помогает возрождению и воспитанию патриотизма среди молодежи (61%).
Также необходимо отметить, что основная часть опрошенных не злоупотребляет спиртными напитками и не курит (81%), занимается спортом помимо турниров (56%). При этом опрошенные довольно критичны к себе, только 56% считают, что ведут здоровый образ жизни. Сфера интересов помимо реконструкции весьма широка – респонденты отметили, что увлекаются чтением, рукоделием, танцами, рыбалкой и охотой и т.п.
В свете данных результатов не удивительно, что три четверти респондентов довольны своей жизнью.
Проведенные эмпирические исследования символики и социальной структуры реконструкторов позволяют говорить о том, что историческая реконструкция по всем признакам окончательно оформилась в субкультуру. Все молодежные субкультуры воздействуют на сознание молодых людей, еще не устоявшихся в современном обществе как личности. В ходе изучения субкультуры реконструкторов было выяснено, что данное сообщество выступает как значащая среда, создающая картину мира, которая непосредственно взаимодействует с художественной культурой и исторической памятью общества. Которые и передает путем социализации новых членов субкультуры.
Итак, сообщество реконструкторов является частью структуры современного общества. При этом оно имеет свою собственную социальную структуру, характерную атрибутику и внешние символы, отличающие её от представителей других субкультур.
Данные полученные при исследовании показали, что субкультура реконструкторов не несет негативного воздействия на молодежь, а, напротив, воспитывает традиционные ценности, патриотизм, развивает коммуникативность и эрудицию. Поэтому данному сообществу необходима поддержка со стороны государства и общества. Тема субкультуры реконструкторов не теряет своей актуальности для дальнейшего исследования и оставляет большое поле деятельности для исследователей различных специальностей и направлений.
Библиографический список
Бесстрашный Э. Толкиенизм – не донкихотство // Вестник молодёжной
политики. – 2005 г. – №11;
Жиляев А.А. Неформальные молодёжные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодёжи // Инновации в образовании. – 2007 г.
Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. – 2002 г. – №10;
Писаревская Д.Б. Ролевые игры: пример «социализации» субкультуры // Этнографическое обозрение. 2008. - №1.
Салахетдинов Э.Р. Молодёжная субкультура: понятие, сущность, характеристика // Вопросы гуманитарных наук. – 2007 г. – №6;
Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор / Ред. А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю Неклюдов. М., 2003. С. 36
Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: Опыт этнографических исследований системы 1986-1989 г. – СПб., 1993 г.;
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. – М.: Добросвет, 20
Приложения.
Приложение 1. Гайд лейтмотивного интервью:
1. Расскажите пожалуйста, когда впервые у Вас возник интерес к ролевым играм?
2. Почему вы пришли именно в эту организацию?
3. Существуют ли в Вашем сообществе определенные иерархические слои?
4. Каждый ли член сообщества имеет чётко определённый статус?
5. Какое положение Вы занимаете в Вашей группе?
6. Может ли данный член сообщества, приобретя определённый статус, потерять его вследствие каких-либо непредвиденных обстоятельств или при уходе из группы?
7. Расскажите пожалуйста, каким образом в Вашем сообществе происходит продвижение по иерархической лестнице?
8. Что может повлиять на статус человека в ролевых играх? (например, известность («кто тебя знает…»); то, на сколько ты сможешь повлиять на ход игры («Если ты, к примеру, начинал играть рабом и дошёл до короля…»); общительность; мастерство ролевой игры, то есть то, на сколько красиво и полно ты сумеешь отыграть собственную роль, вне зависимости от выигрыша или проигрыша; искусство в каком-либо деле (например, изготовление костюмов, оружия, доспехов, владение боевым искусством, личное творчество, музыка и т.д.)).
9. Преобладают ли в Вашей организации люди занимающие разное положение в Вашем обществе?
10. Существует ли в Вашей организации гендерное распределение ролей?
11. То есть, какую роль выполняет женщина, а какую мужчина?
12. Отчего зависит та или иная роль человека в играх?
13. Какие отношения в играх между мужчиной и женщиной?
14. Отличается ли мировоззрение взрослого поколения от молодого поколения?
15. Какие роли выполняет молодое поколение, а какие роли взрослое поколение?
Приложение 2. Флаг кантона «Унетервальден»
Приложение 3. Фотографии
Приложение 4. Таблицы контент-анализа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Единица измерения |
Количество единиц |
% единиц |
Одиночное фото |
30 |
30% |
Групповое фото |
70 |
70% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Портрет |
27 |
27% |
В полный рост |
73 |
73% |
В динамике |
89 |
89% |
Статичное фото |
11 |
11% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
С людьми |
93 |
93% |
Без людей |
7 |
7% |
Со зрителями |
32 |
32% |
Без зрителей |
68 |
68% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Один человек мужского пола |
13 |
13% |
Один человек женского пола |
6 |
6% |
Несколько человек одного пола |
38 |
38% |
Несколько человек разного пола |
21 |
21% |
Фото с детьми |
9 |
9% |
Фото одного ребенка |
3 |
3% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Щит |
40 |
40% |
Меч |
25 |
25% |
Лук |
16 |
16% |
Другое холодное оружие |
10 |
10% |
Музыкальные инструменты |
6 |
6% |
Предметы современности |
2 |
2% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Женщина без головного убора |
13 |
13% |
Женщина с головным убором |
25 |
25% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Помещение |
0 |
0 |
Улица |
100 |
100% |
|
||
Единица анализа |
Количество единиц |
% единиц |
Цветное фото |
100 |
100% |
Черно-белое фото |
0 |
0 |