В современной школе компьютер – средство обучения с огромными возможностями. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения (тренировка различных видов речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, автоматизация языковых и речевых действий, реализация индивидуального подхода, самостоятельная работа учащихся).
Одно из преимуществ компьютерного класса – преодоление языкового барьера учащимися. Они быстрее запоминают новые лексические единицы, так как фраза на иностранном языке ассоциируется непосредственно с действием, которое они наблюдают на мониторе, а не с русским переводом.
Различные средства мультимедийных технологий значительно расширили возможности учителей, значительно облегчили их труд, оптимизировали изучение иностранных языков, сделали этот процесс увлекательным и познавательным [2, с.207].
Маслюк В.П. считает, что внедрение современных компьютерных и использование новых информационно-педагогических технологий представляет качественно новый этап в обучении иностранным языкам [3, с.12].
В психологических исследованиях отмечается, что информационно-коммуникационные технологии влияют на формирования теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления учащегося, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала [5, с.99].
Мультимедийные программы одновременно стимулируют у обучаемого сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости.
В свою очередь, сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляет большие возможности для комплексного развития навыков речемыслительной деятельности обучаемого на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью. Суть мультимедийности – стимулировать интерес обучаемых к изучению иностранного языка, что предполагает владение определенной суммой знаний и через решение одной или целого ряда проблем показать практическое применение полученных знаний [1, с.74].
Современная структура мультимедийных программ включает в себя мотивированное и содержательное введение в тему, творческие задания, подробное описание процесса работы, рациональные указания для выполнения задания, речевые клише как хорошая помощь в работе, дифференцированные критерии оценки и подведение итогов в заключении [4, с.73]. Мультимедийные средства способствуют развитию у школьников способности к самообразованию и самосовершенствованию, развитию памяти, формированию у них целостной мировоззренческой позиции [1, с.74].
Таким образом, следует обратить внимание на то, что применение новых мультимедийных технологий в изучении иностранного языка раскрывает огромные преимущества компьютерных технологий перед традиционными методами обучения. Мультимедийные средства позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, формировать лингвистические способности и создавать коммуникативные ситуации, а также обеспечивают возможность индивидуального подхода в процессе обучения.
Кроме того, форма работы в классе с применением мультимедийных технологий повышает качество усвоения материала, концентрацию внимания, заинтересованность и мотивацию учащихся в изучении иностранного языка.
Как следствие, улучшается успеваемость учащихся, формируются коммуникативные навыки и осуществляется активизация речевой деятельности школьников, необходимых для осуществления общения на иностранном языке.
Список литературы
Бирюкова М.С. Об использовании мультимедийной технологии для оптимизации учебного процесса по иностранному языку // Известия Института инженерной физики. – 2011. - №19. – с.73-77
Лазарева О.С. Информационные технологии в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №7. – с.207-210
Маслюк Л.П. Новые технологии в процессе обучения иностранным языкам// Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2009. - №44. – с.12-14
Романова Е.П., Юревич Л.И. Использование современных информационных технологий в преподавании иностранных языков // Вестник АПК Верхневолжья. – 2011. - №1. – с.72-74
Федорова С.В. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в учреждениях дополнительного образования// Наука и образование. – 2008. - №2. – с.98-103