РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Калугина Е.В. 1, Солощенко М.Ю. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Как отмечает В.Н. Максимова [4, с. 5] современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. По мнению Т.Г. Браже [1, c. 151] введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

В связи с чем, цель нашего исследования: выявить методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированных уроков по математике с предметами естественнонаучного цикла.

Интегрированным урокам, как отмечает О.А. Манаенкова [5], присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие мышления, творческого потенциала и т. д.).

Под интегрированным уроком, вслед за С.С. Салаватовой и М.Ю. Солощенко, будем понимать, «специально организованный урок, на котором решается определенная целостная проблема, для решения которой необходимы знания из различных областей» [7, с. 67].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы [2, 5, 7] позволил выделить следующие признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3)широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Итак, основная цель интегрированного урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Ведут его несколько учителей.

Основными задачами интегрированного урока являются:

-соединение программного материала; -процесс сближения и связи наук; -реализация принципа единства картины мира.

Структура интегрированных уроков,как отмечает Г.А. Монахова [6], отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Дидактический анализ различных интегрированных уроков позволяет определить структуру интегрированных уроков:

1) вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;

2) основная часть, где раскрывается содержание учебного материала;

3) заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания;

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

С точки зрения В.А. Коробова [3], в школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Проведенный анализ методической литературы [2, 5-7] показал, что разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Определение темы урока и ее взаимосвязь с другими школьными дисциплинами.

2. Постановка цели урока. Целью таких уроков может являться не только повторение и систематизация изученного материала, но и применение полученных знаний в других дисциплинах.

3. Определение объектов изучения, т.е. выявление связи данной темы с другими предметами. Круг ее использования в других предметах, явлениях природы.

4. Подбор методов изучения: наблюдение, научный эксперимент, самостоятельная работа, практические занятия, опыты.

5. Введение новых научных понятий с опорой на ранее изученные в разных учебных предметах.

6. Конкретизация уже известных понятий, расширение их признаков с четом применения в разных науках.

7. Обобщение знаний из разных учебных предметов в систему, объединенную одной проблемой, объектом изучения.

8. Применение знаний из других учебных предметов в различных видах практической деятельности учащихся.

Главной особенностью интегрированного урока И. Коложвари, Л. Сеченикова считают [2, c. 89], что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Список литературы:

  1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.

  2. Коложвари И. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрирования образования)? / И. Коложвари, Л. Сеченикова //Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 87–89.

  3. Коробов В.А. Опыт применения математики в преподавании физики: «Физика в школе» / В.А. Коробов. – 1991. – № 4. – с. 23.

  4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

  5. Манаенкова О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа. – 2002. - № 5. – С. 49 – 54.

  6. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции. / Г.А. Монахова // Педагогика. – 1997. - №5. – С. 11-13.

  7. Салаватова С.С., Солощенко М.Ю. Технология реализации межпредметных связей при обучении математике в средней школе: учеб. пособие по курсу для студентов 3-5 курсов специальности «032100 – Математика с дополнительной специальностью», «011100 – Математика» и «032200 – Физика с дополнительной специальностью» / С.С. Салаватова, М.Ю. Солошенко. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 86 с.

Просмотров работы: 2863