ЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ: ОТ ЧАСТНОГО К ЦЕЛОМУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ: ОТ ЧАСТНОГО К ЦЕЛОМУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Если в основе любого конфликта лежит противоречие, то, рассуждая о кризисе современной системы образования, мы можем утверждать, что он основан на столкновении двух ценностных систем. Согласно одной из них, жизнедеятельность социума регулировалась государством, поведение людей подчинялось интересам коллектива, а человек понимался как существо социальное. Согласно другой – жизнедеятельность общества регулируется рынком, поведение людей определяется личной выгодой, а человек понимается как существо экономическое. Общество этой модели быстро учится потреблять накопленные раннее ресурсы, но теряет способность к производству нового, перспективного, интеллектуального. Стоит отметить, что такой переход от «человека творца» к «человеку потребляющему» вносит значительные ограничения в развитие экономики, так как блокирует как сценарий инновационного развития, так и развития «догоняющего» [2; 47].

При этом необходимо учитывать тот факт, что в конце XX в. Рынок перестал быть игрой свободных производительных сил, описанных Карлом Марксом и его современниками. Рынок больше не подчиняется утилитарным потребностям людей и влиянию свободной конкуренции, превращаясь в систему, производную от идей. На смену производства материальных ценностей приходит производство смыслов. Роль смыслов кардинально меняет структуру производства. Смыслы производятся как продукты. Они генерируются в сознании людей с помощью внешних воздействий, манипуляций, и, будучи произведены, порождают новые потребности [5].

В связи с этим, многие социологи и философы сегодня говорят о том, что центр тяжести в современном мире должен переноситься на развитие интеллектуальной активности, научной смелости, непрерывному профессиональному росту. Россия переживает сегодня парадоксальную ситуацию. С одной стороны, сценарий развития, основанный на необходимости модернизации производства, ориентированного на сырьевую экономику, основанную на использовании природных ресурсов. Этот сценарий дополняется необходимостью перехода к информационной технологии и к новому типу цивилизации, в которой производство становится наукоемким, знание составляет основной социальный капитал, а система образования ее стержень. Тем самым они подчеркивают, что обществу необходим новый подход к системе образования, при котором человек был бы ее активной частью в течение всей своей жизни [6; 86].

Несомненно, данный факт провоцирует инновации со стороны чиновников, администраторов и философов, обсуждающих проблему образования. Эти процессы требуют больших временных затрат и сопровождаются высокой степенью риска. Но незамедлительный эффективный инновационный подход к традиционным, устоявшимся формам системы подвластен каждому человеку, стремящемуся к получению качественного образования, вне зависимости от общего кризисного состояния системы современного образования.

Несмотря на сменяющиеся задачи образования, определяемые внешними (политическими) факторами, потребность в развитии личности заложена в образовании изнутри.

В массовом обществе образование с точки зрения своих внешних задач, ориентировано на обладание, где потребление знаний не расширяет и не обогащает систему мышления, а сохраняется в формате фиксированной суммы. Обратное – со стороны внутренних задач образования, где знание есть импульс к реакции размышлению и открытию новых перспектив. Именно с уровнем развития самостоятельности мышления связана возможность проектировать и прогнозировать будущее, способность конструировать и моделировать процессы, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в окружающем мире.

«Различие между принципом обладания и принципом бытия в сфере знания находит выражение в двух формулировках: «У меня есть знания» и «Я знаю». Обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления [7; 124].

Образование – это взаимодополняемая встреча учителя и ученика, раскрывающаяся в диалоге. Диалог это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Диалог это движение в противоположном направлении от Истины к пониманию и взаимопониманию. Истина исходная точка диалога, его «территория согласия» [4; 358]. Истина в том, что каждая из сторон признает собеседника в качестве уникальности, самоценности, имеющей право на свои суждения относительно всего в мире. Другой истины, кроме взаимопонимания, быть не может. Исходя из таких позиций, стороны стремятся понять друг друга, понять смысл бытия собеседника. Таким образом, если цель спора, диспута истина, то цель диалога понимание и взаимопонимание. В таком исполнении диалог никогда не может быть закончен, он обращается в способ бытия человека среди людей, в единственно возможный способ бытия. Это и способ единения людей на всех уровнях их организации.

Диалог это общение многих уникально всеобщих личностей при отсутствии отношения друг к другу как к объекту. Это поиск общих ценностей и смыслов. На разногласиях не останавливаются, их не фиксируют, различные точки зрения не сопоставляют, а просто каждый предъявляет свою позицию. Другая же сторона пытается понять эту позицию, принимая ее как ценность, способную обогатить, расширить горизонт сознания. Необходимое условие диалога признание права на существование иного мнения, иного мировоззрения, языка, логики, культуры, правил общения. Диалог это постоянная выверка своих суждений во внутренней речи. Трансформируя в результате акта самосознания своё миропонимание и самопонимание, «Я» становится точкой преодоления внутренних противоречий системы образования. Оно создаёт себя и помогает Другому творить свою свободу, включаясь в Ты-отношения, основанные на принятии Другого как Иного, ориентированные на понимание и взаимопонимание [1]. В результате, особое значение приобретает не столько сама истина, сколько процесс движения к ней. Такой процесс беспрерывной организации и реорганизации предусматривает конструктивистский подход к проблеме. В нем заложена идея, согласно которой, знания невозможно обрести в готовом виде, можно лишь создать условия для их самовозрастания.

Именно в условиях диалогичности образования становится возможным слияние разнородных элементов в одно целое, но с сохранением их индивидуальной идентичности, реализуется возможность переноса знаний и идей из одной сферы жизни в другую и тем самым – создания почвы для новых интеграций, новых путей теоретического синтеза и практической деятельности. С учётом этих необходимых современных критериев успешности образования возникает «сетевая» модель образования, направленная на неограниченную, немонополизированную, открытую, всеобщую доступность к знаниям.

Основываясь на постулате о том, что знания человек приобретает, прежде всего, из внеучебного опыта, профессиональной практики, базирующейся на межличностном общении с мастером, И. Иллич выделяет четыре необходимых типа источников знаний: вещи и материальная среда, модели поведения, помощь старших, контакт со сверстниками, исходя из которых, он предлагает «сетевую» модель образования [3]. Такая система подчёркивает значимость индивидуальной свободы в межличностном общении, этическую самоценность общения, взаимопомощи, сотрудничества, проявление человечности. Следовательно, способствует не только раскрытию и самореализации личности, но и открывает новые научные горизонты.

В качестве итога отметим. Для выхода из кризисной ситуации играет путь от «частного к целому», когда на ход системы повлияет её точка Человек, готовый к изменению себя и окружающих обстоятельств, созидающий образовательные коммуникации, выступающий не в роли объекта, а как субъект системы образования, самостоятельно конструирующий образовательное пространство и формирующий современное диалогическое научное сообщество.

Используемая литература:

  1. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль, – «Академический Проект», 2009. – 496 с.

  2. Запесоцкий А.С. Современное образование: проблемы и поиски / А.С. Запесоцкий // Известия Российской академии образования. – 2012. – № 1 (21). – С. 37–52.

  3. Иллич, И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир / И. Иллич. – Просвещение, 2006. – 160 с.

  4. Кравцов, А.О. Диалогизм как базовый принцип философии воспитания XXI века / А. О. Кравцов // Философия образования. Сборник материалов конференции. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2008. – С. 358 – 364.

  5. Мамардашвили М. К. Интеллигенция в современном обществе //Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – 2 изд. – М.: Прогресс, 1992. – С. 283-290.

  6. Огурцов, А. П. Образы образования. Западная философия образования XX век / А. П. Огурцов, В. В. Платонов. – РХГИ, 2004. – 152 с.

  7. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М.: "АСТ", 2000. – 320 с.

Просмотров работы: 1319