ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Индивидуально - типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.

Но наибольшее внимание привлекла к себе в 20 г. ХХ в., после того, как И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Теплов Б. М. сформулировал предположение о том, что темперамент определяется свойствами нервной системы. Он предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов:

1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента еще не определены и предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.

В. Д. Небылицын, а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.

Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы современных логопсихологов – Л.Н. Собчик, Е. М. Мастюкова, Н.В.Черепкова, и др.

Из исследований Л.Н. Собчика следует, что уже с первых дней существования ребенка можно говорить о темпераменте, который проявляется темпом психических процессов, их эмоциональной окраской и обращенностью активности преимущественно на окружение или внутрь самого себя. На самых ранних этапах развития можно отметить быстроту или медлительность действий, самостоятельность или неуверенность в принятии решений, преобладание смешливости или плаксивости, общительность или замкнутость, сообразительность или тугодумие, способность осваивать новую информацию постепенно, последовательно, «по кирпичику» выстраивать схему знаний или схватывать целое сразу, не очень заботясь о детальной проработке. Также рано проявляются такие свойства как теплота или холодность эмоциональных проявлений, легко возникающая привязанность к окружающим или отгороженность. Эти ранние и очень прочные проявления обычно причисляются к темпераменту человека, связанному с его конституциональными особенностями, т.е. тем свойствам психики человека, которые проявляются на базе врожденных, переданных по наследству, биологических свойств индивида. Таким образом, базовые свойства личности произрастают из биологических условий и проявляются на первых этапах тем, что обычно называют темпераментом.

В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо - физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента

Е.М. Мастюкова считает, что психофизиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения специалистов по речи свидетельствует о том, что детям с речевой патологией свойственны особенности и своеобразие индивидуально-типологических особенностей.

Согласно взглядам темперамент не определяет возникновение того или иного дефекта, а именно дефект вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения.

Исследования Черепковой Н.В. показывают, что умеренно-выраженная конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и личности, взаимодействуя с неблагоприятными внешними факторами (социальными, экологическими), способствует негативному дрейфу психотипологических особенностей из диапазона нормы в сторону границ диапазона пограничной аномальной личности органического происхождения; выраженная конституционально-типологическая недостаточность формирует гротескную психотипологическую и личностную изменчивость органического происхождения диапазона пограничной аномальной личности и является условием для негативного дрейфа в конституционально-континуальном пространстве к границам диапазона психопатии

Индивидуальные особенности развития ребенка, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние, в значительной степени взаимосвязаны с речевым развитием индивида.

Следовательно, проблема влияния речевого дефекта на индивидуально - типологические особенности детей является актуальной.

При проведении исследования необходимо было выяснить, отличаются ли индивидуально-типологические особенности детей, развивающихся в норме от индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Для этого были подобраны методики и на основе их результатов подведены итоги, дан количественный и качественный анализ проявлений индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием.

С помощью методики «Перенос кубиков» мы выяснили, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием повышена интенсивность - это говорит о том, что у этих детей реакции более выражены, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально - волевой сферы; менее отвлекаемы, что говорит о ригидности детей с речевыми дефектами. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность детей с нарушением речи и нормальным речевым развитием почти не отличаются друг от друга.

При проведении методики «Наконечник» мы обнаружили, что в контрольной группе нет меланхоликов, а в экспериментальной группе двое детей с меланхолическим типом темперамента, так как дети имеющие речевые нарушения более стеснительны, скованы.

В контрольной группе сангвиники образовали 25%, они охотно включались в игру, рвались выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущали их. Они были энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадал, а с ним исчезало и желание продолжать борьбу. Ребенок терял интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным. А у детей экспериментальной группы сангвиники составили, 25%, такие дети не зациклены на своем дефекте, они психически уравновешенны.

В экспериментальной группе преобладают флегматики. В начале проведения методики они не сразу включались в игру. Они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата. Это все потому что они имеют нарушения речи. А у детей контрольной группы флегматический тип темперамента составил 25%, что может говорить о том, что они могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.

Холерический тип темперамента преобладает в контрольной группе, так как они наиболее настойчивы и азартны, первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются. В экспериментальной же группе, дети имеющие нарушения речи, холерики были выявлены у 25 % испытуемых, это можно объяснить тем, что дети с нарушениями речи более застенчивы.

«Чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у ребенка сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного, что прослеживается в нашем исследовании.

Так же в ходе исследования был проведен теппинг- тест О. Черниковой, исходя из полученных дающий вывод, что типы нервной системы детей с речевыми нарушениями отличаются от свойств детей с нормальным развитием речи меньшей силой корковых процессов - они более чувствительны, у них наблюдается низкая подвижность. Дети экспериментальной группы не проявляют высокой целеустремленности, количество безразличных и заинтересованных детей оказалось равным, а значит, многие дети равнодушны к своему дефекту и не проявляют достаточных активности и стремления для его преодоления. Сниженные адаптивность, предсказуемость физиологических процессов, интерес к новому, частая смена настроения в сочетании с достаточной интенсивностью реакций. Им необходима постоянная стимуляция деятельности.

Таким образом, сопоставив и обобщив данные, полученные в ходе комплексного исследования можно сделать вывод о том, что дети с нормальным речевым развитием более раскрепощены, работоспособны, в отличие от их сверстников, имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить тем, что наличие у ребенка дефекта речи ограничивает его от общения, от раскрепощенности из-за дефекта, а следовательно взаимодействие с социумом в целом, как с источником личностного и социального развития. Дети экспериментальной группы стеснительнее, у них снижена работоспособность, что видно из проведенных методик. Все это влияет на определения типа темперамента детей.

Просмотров работы: 17054