ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Зарипова Н.А. 1
1Казанский федеральный университет, Институт педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 1980-х гг. гендерные различия привлекали внимание генетиков, психологов, философов, социологов, но почти не интересовали педагогов. В пылу дискуссий о проблемах качества образования и воспитания, его содержания, технологий, оценки качества забыли об ученике как существе определенного пола. Между тем различий между полами (особенно в средний школьный возрастной период) достаточно на всех уровнях. Об этом свидетельствуют работы А. Хрипковой, Д. Колесова, Ж. Пиаже, И. Кона, К. Хорни, Л. Виткин, Н. Ерофеевой, Р. Сабирова, Ф. Раиса и многих других исследователей.

Гендер создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/мускулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу [2].

Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Генетические программы мальчиков и девочек отличаются между собой. Очевидные физиологические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов. И изучение этих различий ведется особенно интенсивно в последние десятилетия. А так же на фоне повышенного интереса к изучению коммуникативного процесса эта тема становится особенно актуальной.

Коммуникативный процесс, безусловно, является индивидуальным процессом. Понимание педагогами и психологами значимости и сущности этих особенностей играет особую роль. Ведь учет и применение на практике индивидуального подхода может благоприятно повлиять на процесс общения. Четко и ясно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, задать вопрос, конструктивно критиковать, выступать публично и вести диалог – вот то, чего не хватает большинству современных детей.

Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [1]. Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие умения. Коомуникативные ситуации разделяются на:

  1. Ситуации, когда необходимо отреагировать на положительное высказывание.

  2. Ситуации, когда необходимо отреагировать на отрицательное высказывание.

  3. Ситуации, когда обращаются с просьбой.

  4. Ситуации беседы.

  5. . Ситуации, когда требуется проявление эмпатии – понимания чувств и состояния другого

Для исследования гендерных различий коммуникативных умений был подобран комплекс методик: тест – опросник, определяющий психологический пол личности Сандры Бем и тест – опросник коммуникативных умений Л. Михельсона.

В опытно-эксперементальном исследовании гендерных различий коммуникативынх умений приняли участие 30 человек, ученики 8 а класса, средней школы №155 г. Казани.

В ходе констатирующего эксперимента был сделан вывод о то, что существуют гендерные различия в коммуникативных умениях подростков, а так же то, что коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. Если для мальчиков больше характерны неправильные агрессивные реакции в коммуникативных ситуациях, то у девочек наблюдается тенденция к пассивным реакциям. Причем, в ситуациях общения со взрослыми эти показатели практически не отличаются. Мальчики, и девочки чувствуют себя более уверенно и комфортно со сверстниками нежели со взрослыми людьми. Так же было выявлено, что в ситуациях, где необходимо отреагировать на отрицательное высказывание разницы между мальчики и девочками практически не наблюдается. Это говорит о том, что воспринимать конструктивную критику и несогласие с точкой зрения объективно не умеют ни мальчики, ни девочки. Так же наблюдаются существенные различия в ситуации обращения за просьбой. У мальчиков выявлен низкий показатель. Это может говорить о гендерном стереотипе в обществе, что мужчина должен помогать себе сам. Однако в ситуации проявления эмпатии у мальчиков наблюдаются более высокие процентные показатели, чем у девочек. Это означает, что им намного легче проявить сочувствие, чем помочь, в то время как девочке гораздо легче оказать помощь, чем сопереживать. Что не сходится с гендерными стереотипами в обществе. Когда мужчина должен быть сильным, сдержанным и делать поступки, а женщина должна быть понимающей и мягкой. В ситуации беседы так же были выявлены различия. Для девочек сложнее вступить в ситуацию беседы. Возможно, поэтому их часто можно наблюдать «кучками» по интересам, где вместе они чувствуют себя уверенней, избегая общения с глазу на глаз.

По результатам исследования классу была предложена программа по повышению коммуникативных умений, включающая такие формы и методы как: тренинг, беседа, дискуссии и игры. С января 2013 года начался формирующий эксперимент.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных умений может стать залогом успешного развития личности. Особенно в подростковом возрасте, когда интимно-личностное общение является ведущей деятельностью.

Список литературы:

  1. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений школьников в сюжетно-ролевых играх, - М.: Просвещение, 2005. С. 1-7.

  2. Попова Л. К. Психологическое исследование и гендерный подход// Гендер. Культура, – М.: Просвещение, 1999, С.- 119-130.

Просмотров работы: 3410