ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наумов А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее десятилетие происходит увеличение количества старшеклассников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – одно из ведущих направлений работы образовательного учреждения. В последнее время усилились негативные тенденции, провоцирующие девиантное поведение школьников.

Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы.

Быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.

На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. По состоянию на 01.01.2011 на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ГРУОВД Ивановской области состоял 2771 несовершеннолетний правонарушитель.

Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.

Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. и др. [1]

Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских ученых (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) [2]

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: профилактика девиантного поведения старшеклассников в школе.

Исходя из данной проблемы мы разработали социально- педагогический проект профилактики девиантного поведения старшеклассников в МБОУ Верхнеландеховской СОШ.

На первом этапе проекта, мы составили базы данных семей и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением.

Изучили личностные особенности учащихся, социально-бытовые условия жизни детей и семей.

• Сбор общих данных о ребенке.

• Наблюдение за старшеклассниками с девиантным поведением.

• Медицинское обследование состояния здоровья старшеклассников.

• Уровень тревожности.

• Качество знаний, умений и навыков.

На втором этапе мы предполагаем координацию действий, осуществления запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией. Посещение старшеклассников на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам. Проведение с детьми «группы риска» и родителями коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных и групповых тренингов, бесед.

На третьем, итоговом этапе проекта происходит анализ и подведение итогов работы. Снятие с учёта учащихся, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Финансирование проекта: финансирование проекта осуществляется за счет средств местного бюджета на заработную плату классным руководителям, социальному педагогу, педагогу-психологу, педагогу-организатору, педагогу дополнительного образования.

Общая схема реализации проекта:

Направление деятельности

Целевые установки для

Содержание и формы основной деятельности

педагогов

учащихся

родителей

1

Обеспечение здоровья и ЗОЖ

  1. Культивировать ЗОЖ

  2. Вести контроль за улучшением качества медицинского обслуживания детей и за состоянием здоровья

  3. Стимулировать вовлечение учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность

Стремление к здоровому образу жизни

Создать соответствующие условия и выполнять рекомендации врачей и педагогов по улучшению здоровья и ЗОЖ детей

  1. Обеспечить горячим питанием всех детей и бесплатным – нуждающихся.

  2. Система физкультурно-оздоровительной работы (секции, малые олимпийские игры, дни здоровья, оздоровительный лагерь).

  3. Поддержание санитарно-гигиенического режима.

  4. Взаимодействие школы и семьи по оздоровлению старшеклассников и культивированию ЗОЖ (дни здоровья, походы, конференции по обмену опытом, акции «Нет вредным привычкам!»

2

Обеспечение профессиональной компетенции.

Достичь оптимального уровня профессиональной компетенции в профилактической работе с детьми девиантного поведения (оптимального 35%, конструктивного на 45%, творческого на 20%).

Усвоить элементарный алгоритм выхода из ТЖС и обогатить личностный опыт саморегуляции.

Усвоить элементарный нравственно-этические нормы в семье, снижающие риск возникновения ТЖС.

  1. Ведение обучающих курсов для классных руководителей и учащихся (классные часы «Учимся жить»). Приложение3.

  2. Тематическое и экстренное консультирование родителей. Приложение 2.

  3. Изучение ТЖС детей.

  4. Создание банка данных о семьях и детях с пограничным состоянием поведения.

3

Обеспечение нравственно-волевой готовности и гражданской зрелости

Оказать помощь детям в достижении оптимального уровня нравственно-волевой готовности.

Оказать помощь в достижении конечного результата – личность способная самостоятельно решать ТЖ проблемы и строить позитивную деятельность.

Формировать позитивную «Я – концепцию».

Оказать помощь детям в усвоении общечеловеческой морали и правовых норм поведения, обеспечить систематический контроль за поведением учащихся.

  1. Работа с нормативно-правовыми документами.

  2. Система воспитательных мероприятий по плану школы по подготовке учащихся к жизни в нравственно-правовом поле гражданского общества. Приложение2.

4

Обеспечение комфортной образовательной среды

  1. Сформировать общеучебные и коммуникативные умения и навыки у всех учащихся 1-4 классов на репродуктивном уровне, у всех 5-9 классов – на конструктивном и 50% выпускников на творческом уровне.

  2. Разработать образовательные программы формирования коммуникативной и рефлексивной культуры.

  1. Усвоить навыки коммуникативной и рефлексивной культуры.

  2. Формировать ответственное отношение к результату своей деятельности и поведения.

  1. Поддерживать постоянное партнерское сотрудничество со школой.

  2. Формировать ответственную зависимость с другими субъектами образования за результат воспитания.

  1. Диагностика уровня обучаемости и обученности.

  2. Система работы по развитию общеучебных, коммуникативных и профессиональных умений и навыков на основах преемственности.

5

Обеспечение адекватной системы управления и контроля

  1. Владеть оперативной информацией о результатах деятельности пед. коллектива по реализации программы.

  2. Организовать конструктивное сотрудничество субъектов образования по коррекции деятельности.

Организация самоанализа и самоконтроля поведения и деятельности.

Участие в анализе результатов работы по реализации программы и коррекции управленческих решений.

  1. Мониторинг здоровья и ЗОЖ учащихся, уровня нравственно-волевой готовности, социальной зрелости учащихся в решении жизненных проблем, уровня комфортности образовательной среды, мониторинг ТЖС.

  2. Работа органов ученического и родительского самоуправления.

  3. Дебаты по поиску конструктивных предложений всех субъектов образования по профилактике и предупреждению появления «трудных» детей.

  4. Создание картотеки «Опыт» - «Предупреждение асоциального поведения».

  5. Координация профилактических усилий школы, семьи и общественности.

  6. Педагогический совет: «Практика реализации проекта: успехи и просчеты».

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации

модели профилактики:

- улучшение социальной ситуации в семьях учащихся, снижение количества, несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД и внутришкольном учете (результаты ежемесячного отчета соц. педагога);

- снижение количества преступлений и правонарушений, совершенных учащимися (информация ПДН ОВД по п. Верхний Ландех);

- отсутствие учащихся, систематически пропускающих уроки (результаты ежемесячного отчета социального педагога);

- благоприятный климат в классных коллективах, сплоченность учащихся в классе, отсутствие «изолированных» (по результатам социометрии);

- повышение учебной мотивации учащихся (диагностика учебной мотивации, отзывы учителей);

- улучшение детско-родительских отношений, устранение недостатков семейного воспитания (методики «Подростки о родителях», анкетирование родителей и др.);

- улучшение взаимодействия в системе учитель-ученик (Анкета «Учитель-ученик»);

- коррекция самооценки (методика Дембо-Рубинштейн);

- полноценная адаптация несовершеннолетних в образовательном учреждении, улучшение их взаимоотношений со сверстниками, снижение тревожности, (тест школьной тревожности Филлипса

- увеличение количества учащихся, придерживающихся принципов ЗОЖ (результаты анкетирования);

- снижение эмоционального напряжения, агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Люшера, методика Томаса, уменьшение конфликтных ситуаций в школе и т.п.).

- уменьшение количества несовершеннолетних, курящих и употребляющих алкогольные напитки;

- включение учащихся в активную школьную и внеурочную деятельность, увеличение охвата детей внеурочной деятельностью в период каникул.

-усвоение детьми понятия устойчивого здорового развития личности, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью;

- приобретение навыков и умений выхода из кризисных ситуаций.

Результаты проделанной работы:

1. Проведенные исследования подтвердили, что среди старшеклассников МБОУ Верхнеландеховской СОШ есть дети с девиантным поведением.

2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса, как правило, не более одного-двух человек склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 42 учащихся 9-11 классов пятеро оказались в группе риска. Это дает основание говорить, что именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.

3. Проведенные исследования подтвердили необходимость разработки проекта профилактики девиантного поведения старшеклассников в МБОУ Верхнеландеховской СОШ.

4. Для реализации проекта образовательному учреждению необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий для профилактической работы с детьми девиантного поведения.

Список литературы
  1. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.

  2. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996

Просмотров работы: 6861