ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фомичева В.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование экологической культуры подрастающего поколения в условиях возрастающего экологического кризиса является актуальной задачей современного образования. Общеизвестно, что процесс экологического воспитания необходимо начать с дошкольного возраста, но вместе с этим непрерывность этого процесса – важнейшее условие становления и поддержания экологической культуры общества в целом. В связи с этим представляется актуальным выяснить возможности игрового метода в воспитании экологической культуры старших школьников в рамках внеклассных мероприятий.

Для проведения данного исследования, нами были проанализированы разработки экологических игровых мероприятий действующих педагогов, а также учащихся педвузов. Выборка мероприятий осуществлялась по следующим критериям:

– это должно быть обязательно игровое мероприятие экологического характера;

– это оригинальная авторская разработка;

– мероприятие обязательно уже проводилось в условиях образовательного учреждения;

– имеется отчет и анализ проведения мероприятия.

В результате анализа отобранных материалов установлено, что большинство мероприятий являются либо ролевыми играми, либо викторинами. Причем преимущество для развития экологической культуры имеют именно ролевые игры, по отзывам учащихся можно сделать вывод, что деловые ролевые игры являются самой интересной и побуждающей к действию формой экологического воспитания. Старшие школьники проявляют больший интерес там, где есть возможность проявлять свое мнение, мыслить творчески, а такая форма воспитания дает им такую самостоятельность.

Тематика игр, наиболее часто встречающихся в исследуемой выборке, распределилась следующим образом: спасение природных объектов; рациональное использование природных ресурсов; проблемы энергетики; загрязнение окружающей среды; грамотная работа предприятий, представляющих опасность для окружающей среды (рис. 1).

Рис.№1 «Использование тем в разработках игр(в процентах)»

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что наибольший положительный отклик у учащихся старших классов получают деловые игры, объеденные тематикой «Грамотная работа предприятий».

По мнению педагогов, также наибольший успех имеют деловые игры, которые вызывают положительные эмоций у учащихся, побуждают познавательный интерес к предмету.

На следующем этапе исследования нами было разработано внеклассное мероприятие на тему: «Природа в тебе. Твои ценности». В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 10 «А» класса МОУ СОШ №23 г. Мурманска.

Для организации игры в ходе проведения внеклассного мероприятия использовались данные исследовательской работы автора о Ледовом озере, которое находится в Первомайском районе г. Мурманска. На первом этапе мероприятия школьникам было предложено ответить на вопрос: «Что я знаю об озере Ледовое?». Учащиеся рассказывали о местоположении озера, высказывали свое мнение относительно его экологического состояния и его возможных обитателях, а кто-то смог рассказать даже немного истории (рис. 2).

Рис.№2 «Распределение ответов учащихся(в процентах)»

В основном учащиеся знают, что такое озеро есть, где оно находится, даже отдыхают там (так как это один из рекреационных центров города) , констатируют, что озеро сильно загрязнено. Вместе с этим из ответов школьников следовало, что будущее водоема их совсем не волнует, по их мнению – это «лужа химических отходов, но в ней что-то растет…».

На следующем этапе школьникам была продемонстрирована презентация об озере Ледовом, а также наглядные материалы – влажные препараты беспозвоночных животных, обитающих в озере. Далее учащимся предлагалось принять участие в деловой игре «Все в моих руках». В ходе игры учащимся было предложено распределиться на две команды и представить ситуацию: две крупные компании проектируют объект – оз. Ледовое г. Мурманска. Проекты могут быть самыми разными: застройка места, восстановление, создание рекреационной зоны и т.д. Далее команды выступают со своими проектами и защищают их.

Результаты экспериментальной работы формированию экологической культуры старшеклассников были проанализированы с помощью модифицированной методики М. Рокича, а также экологической анкеты, предложенной С.Н.Глазачевым.

Результаты по ценностным ориентациям учащихся (методика М. Рокича) представлены на Рисунке 3.

Рис. № 3 Методика М. Рокича. Терминальные ценности

Анализ полученной информации позволил установить, что категория «природа» не на первом месте среди ценностных ориентаций учащихся, но при этом присутствует в первой «десятке» у всех учащихся. В основном, учащихся больше интересуют проблемы выбора жизненного пути.

Экологическая анкета авторства С.Н. Глазачева так же была использована для определения уровня сформированности экологической культуры учащихся и позволяет получить более развернутый результат.

Рис. № 4 «Распределение ответов учащихся в процентах»

На рис. № 4 представлена первая часть анкеты представляющая собой опрос на отношение к природе. В целом учащиеся неплохо давали ответы по понятийным вопросам – правильно ответили 70 %. Абсолютно все опрошенные (100 %) знают, что такое охрана природы, убеждены в необходимости сохранения природы, осознают единство человека и Природы, испытывают потребность постоянного общения с природой. Природа как эстетическая ценность определилась в 15 %.

Также 100 % опрошенных проявляют интерес к экологическим проблемам и выражают его в предложении собственных идей по урегулированию вопроса.

Рис. № 5 «Самостоятельная оценка своего уровня экологической культуры»

Большинство опрошенных учащихся (70 %) затруднились определить свой уровень экологической культуры, остальные поставили себе низкий и средний уровни. Высокого уровня, по мнению учащихся, никто из них не достиг.

Таким образом, анализ результатов проведения внеклассного мероприятия позволил установить, что меняется отношение к старшеклассников к экологическим проблемам, через сочувствие к экологическому состоянию родных мест; проявляется эрудиция, а также обсуждаются интересные идеи по выходу из экологического кризиса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.

  1. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.

Просмотров работы: 3520