ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Козырева Я.А. 1, Грудкина Т.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в условиях либерализации торговли, все более ощутимой для России в связи с присоединением страны к ВТО, сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами. Поэтому тема конкурентоспособности отечественных производителей, продукции, в том числе и сельскохозяйственных, приобретает особую актуальность.

Важный аспект конкурентоспособности – это наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, установлении новых цен, снижении издержек. Повышение конкурентоспособности предприятий происходит, в большинстве случаев за счёт привлеченных (инвестированных) в предприятие средств [4].

Субъекты агробизнеса на сегодняшний день ощущают острый дефицит в таких источниках развития. Главная причина инвестиционного дефицита, на наш взгляд, – отсутствие чёткой стратегии повышения конкурентоспособности в рамках каждой сельскохозяйственной организации. Вместе с тем, в настоящее время в сфере организации агропроизводства начинают отдавать приоритет таким фундаментальным принципам экономики, как специализация, интенсификация, концентрация и капитализация бизнеса. Это говорит о первостепенной роли организации и развития сельскохозяйственного производства на промышленной основе. Необходимо определение «точек роста», способных не только поддерживать существующий производственный уровень, но и обеспечить его рост [4].

В ходе анализа статистических данных и публикуемой научно-практической информации было выявлено, что в основе повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций лежит постоянное освоение научно-технических достижений, которые позволяют не только повысить качество выполнения технологических операций и самой продукции, но и положительно сказывается на финансовых результатах предприятия.

В августе 2012 года Россия после многолетних международных переговоров официально вступила во Всемирную торговую организацию. С трудом подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики РФ в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям и льгот резидентам особых экономических зон [3].

По оценкам специалистов, негативные последствия большинства мер отечественные производители и потребители их продукции ощутят не сразу. Планируемая сторонниками вступления в ВТО последовательность шагов, согласно которой предлагается сначала открыть границы, а экономика должна сама модернизироваться, считается весьма жестокой по отношению к реально изготавливающим продукцию организациям в первую очередь малых и средних размеров. Целесообразно было начать с повышения конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом, а потом можно было уже и открывать рынки.

В рамках вступления России в ВТО до сих пор ведутся сложные переговоры по сельскохозяйственной продукции. Помимо тарифного аспекта, они включают также рассмотрение политики России в отношении государственной поддержки аграрного сектора. Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 года, когда Российская Федерация представила первоначальные предложения по своим обязательствам в отношении связанного уровня внутренней поддержки производства сельского хозяйства (агрегированной меры поддержки) и субсидирования экспорта сельхозпродукции и продовольствия [3].

Следует отметить, что к агрегированной мере поддержки (АМП) относятся лишь те субсидии, которые в наибольшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство. В отношении данных мер в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству принимаются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в размере 20 % в течение 6-летнего с момента присоединения переходного периода. Это меры так называемой «желтой или янтарной» корзины. В то время как меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство сельхозпродукции и не имеющие целью поддержание цен производителей (совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование и так далее), не связываются обязательствами по сокращению и относятся к так называемой «зеленой корзине». Переговоры по вопросам уровней тарифной защиты и мерам «желтой корзины» носят затяжной характер, поскольку для России они затрагивают весьма чувствительные области защиты, поддержки и восстановления нормального функционирования российского агропромышленного комплекса в целом [3].

Акцентируем внимание на том, что в декабре 2012 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции». По мнению Руденского И. [3], связанному с вопросом развития сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО, сельское хозяйство является одним из важнейших секторов экономики и сегодня переживает не самые лучшие времена, причем в сельской местности проживает порядка 30% населения, поэтому вопросы сельского хозяйства, особенно в связи с вступлением России в ВТО, следует считать вопросами уже не продовольственной, а национальной безопасности.

Вступление России в ВТО позволит, с точки зрения Руденского И. [3], привлечь инвестиции, увеличить темпы экономического роста, улучшить качество товаров из-за жесткой конкуренции за качество и потребителей, которые в первую очередь выиграют. При этом необходима поддержка отечественных товаропроизводителей, в связи с чем был принят блок законопроектов, направленных на поддержку сельского хозяйства, а Правительством РФ разработан план адаптации к вступлению России в ВТО, создана рабочая группа для контроля за ее реализацией. И хотя далеко не все субъекты агробизнеса готовы к вступлению в ВТО, но отечественное сельское хозяйство, по оценкам специалистов, особо не пострадает. При этом целесообразно менять меры поддержки, от субсидий переходить к другим мерам. По условиям ВТО сейчас может оказываться поддержка сельскому хозяйству в размере 9 млрд. долларов, которая оказывается государством. Важно уделять больше внимания не только сельскому хозяйству, но и сельским территориям, т.к. снижение производства может привести к негативным социальным последствиям, что нельзя допустить и необходимо увеличить ассигнования за счет бюджета на сельское хозяйство по разделу «социальное развитие села» - на дороги, благоустройство территории, газ, воду – то, без чего сельское хозяйство развиваться не может.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в агропромышленном производстве требует выработки четких мер, направленных на повышение конкурентоспособности его и товаропроизводителей. Среди них особенно актуальна политика ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, при осуществлении которой в ближайшее время требуется обеспечение государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сохранение и увеличение дотаций, основательное реформирование форм и методов контроля над ценами.

Система цен в АПК России должна состоять из различных их видов: складывающихся под воздействием конъюнктуры рынка свободные цены; гарантированных цен, поддерживаемых государством с помощью установления приемлемого их уровня или дотаций; залоговых цен для осуществления залоговых операций и оплаты продукции по залогу. Гарантированные и залоговые цены должны быть известны заранее и контролироваться в зависимости от роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села [2].

Одним из ключевых путей повышения конкурентоспособности отечественных субъектов агробизнеса и производимой продукции является развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. За счет совершенствования производственной инфраструктуры возможно улучшение обеспечения сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств производственными помещениями, техникой, оборудованием, энергетическими мощностями, газом, дорогами и на этой основе сохранности и наращивания производства продукции.

Совершенствование рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе целесообразно осуществлять в том числе за счет расширения фирменной торговли. В качестве примера можно привести создание ОАО АПК «Орловская Нива» сети торговых павильонов под брендом «Родное село» и организация торговли исключительно продукцией, произведенной агрохолдингом и других орловских производителей, входящих в его структуру и сторонних, причем количество местных поставщиков увеличивается. Формирование региональных продовольственных оптовых рынков по основной сельхозпродукции и выработанных из нее продуктов возможно посредством создания товарных бирж соответствующего сырья, обеспечения субъектов агробизнеса беспрепятственным входом на рынок, создания альтернативных каналов сбыта. Развитие рыночной инфраструктуры требует подготовки менеджеров в области маркетинга, логистики, также необходимо создавать автоматизированные информационные системы. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать в конечном итоге повышению конкурентоспособности соответствующих субъектов, в том числе и агробизнеса.

Следующее направление повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, а отсюда и их производителей, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере повышения конкурентоспособности аграрного сектора. Принятие практических мер по повышению конкурентоспособности аграрного сектора не представляется возможным без усиления государственной поддержки отечественного товаропроизводителя, проведения Правительством России адекватной бюджетной, кредитной, налоговой политики, создания соответствующего ведомства, координирующего вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции на внешние рынки [1].

Развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения также можно рассматривать в качестве пути повышения конкурентоспособности субъектов агробизнеса, причем целесообразно на базе функционирующих заводов организовать работу центров по обслуживанию сельскохозяйственной техники.

Проблемы роста конкурентоспособности отечественных производителей, продукции считаются одними из наиболее сложных и актуальных, в связи с чем требуется поиск их решения и на уровне регионов, т.к. намеченные проекты именно там претворяются в жизнь. В ограниченный период времени необходимо направление усилий исполнительной власти и агробизнеса на обновление устаревших сельскохозяйственных машин на инновационной основе с учетом использования достижений научно-технического прогресса и передового отечественного и зарубежного опыта. Вместе с господдержкой сельскохозяйственных организаций требуется устранение негативных воздействий на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

В заключение отметим, что реализация вышеуказанных путей повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных организаций усилит возможности формирования ими конкурентных преимуществ, их позиции на внутреннем и внешнем рынках, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству и насыщению товарного и потребительского рынков качественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукцией.

Список литературы:

  1. ВТО - Россия: мнения экспертов. - http://www.roszemproekt.ru/news/2012/6/vto-rossiya-mneniya-ekspertov/.

  2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса России // АПК: экономика и управление, 2009. - № 1.

  3. Руденский, И. После вступления в ВТО развитие сельского хозяйства - вопрос национальной безопасности / И. Руденский. – 2012. - http://er.ru/news/2012/12/5/rudenskij-posle-vstupleniya-v-vto-razvitie-selskogo-hozyajstva-vopros-nacionalnoj-bezopasnosti/.

  4. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны? - http://www.strana-oz.ru/2004/1/chem-obernetsya-vstuplenie-rossii-v-vto-dlya-selskogo-hozyaystva-strany.

Просмотров работы: 7155