ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В АВТОРСКОМ КОММЕНТАРИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ «ОДНАКО» С МИХАИЛОМ ЛЕОНТЬЕВЫМ). - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В АВТОРСКОМ КОММЕНТАРИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ «ОДНАКО» С МИХАИЛОМ ЛЕОНТЬЕВЫМ).

Канакина Д.А. 1
1ППИ им. Белинского ПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..…3

§1. Эмоционально-выразительные средства в публицистическом стиле……………………………………………………..………………....7

§2. Языковые средства в композиционной структуре программы «Однако»…………. ………………………………………………..…..…10

2.1.Структура и средства экспрессивной выразительности……......10

2.2. Вступление. Тезис………………………………………………….11

2.3.Вставка в тексте авторского комментария. Виды вставок………12

2.4. Основная часть. Аргументы. Средства экспрессивной выразительности………………………………………………….……...17

2.5. Заключение и основные приемы выражения идеи…………...…31

§3. Контент- анализ. Речевой портрет. ……………………………..…..35

Заключение. …………………………………………………………….....37

Библиография…………………………………………………….…..……39

Введение

Журналистика создает свой информационный продукт для человека. Если новость не заинтересовала его, если он не смог разобраться в ней, то событие навсегда потеряно для аудитории. Качественная журналистика всегда имеет двустороннюю организацию. Воздействуя на слушателя, она получает отклик с его стороны. Поэтому этот род деятельности часто становился инструментом манипуляции.

Не всегда бывает достаточно просто предоставить информацию. Слушателю так же важна ее интерпретация. Жанры, сочетающие информационное ядро и функции анализа в журналистике получили название аналитических.

Среди них особо стоит выделить комментарий.

Это высокооперативный жанр, акцентирующий внимание аудитории на важных фактах, давая им оценку.

А.А. Тертычный в своем учебном пособии «Жанры периодической печати» указывает следующие цели комментария, как аналитического жанра:

· направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

· ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

· формулировать прогноз развития комментируемого события;

· обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач [8,206].

Отличительной чертой этого жанра является не событие, а «факт, уже обнародованный ранее». При этом «факт выступает отправной точкой разговора с аудиторией. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы» [6,99].

Иными словами, комментарий вызывает слушателя на диалог, что доказывает большие возможности этого жанра к побуждению эмоционального и интеллектуального отклика. Это доказывает его особую ценность среди прочих журналистских жанров.

Цель исследования - определить совокупность приемов, используемых ведущим М.Леонтьевым и выявить, каким образом действуют механизмы вовлечения зрителя в сущность рассматриваемой проблемы.

Задачи данного исследования –анализ конкретной телепередачи, на примере которой необходимо выявить наиболее популярные эмоционально-изобразительные приемы, воздействующие на слушателя, подтвердить их конкретными примерами, составить речевой портрет журналиста-комментатора.

Телепередача «Однако» как наиболее яркий, на наш взгляд, пример аналитического авторского комментария выступает в роли конкретного объекта исследования (в частности публицистический текст 24 выпусков). Она имеет высокий уровень популярности у телезрителя, так как выходит в составе вечернего выпуска «Новостей» на Первом канале в прайм-тайм и освещает самые злободневные и значимые темы в авторском ключе.

Предметом исследования являются средства эмоциональной и художественной выразительности, которые используются в качестве основного приема при проявлении субъективной оценки автора.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных российских СМИ. По словам Кройчика Л.Е. «именно с начала 1990-х гг. в ответ на экспансию “интенсивной журналистики” получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр»[6,107].В настоящее время он широко используется для перебивки новостной информации. Можно сказать, что «новостные программы перенасыщены комментариями, смонтированными из различных и неожиданных сюжетов»[1,19].

Таким образом, данный жанр аналитической журналистики имеет спрос и успех у потребителей информационного продукта. Этот успех объясняется психологическим воздействием на аудиторию, которое, в свою очередь, реализуется с помощью средств эмоциональной выразительности. Они есть в арсенале любого журналиста, желающего, чтобы к его словам прислушивались.

Расширение практического опыта в использовании приемов эмоциональной выразительности при написании комментария объясняет актуальность данного исследования.Начинающий журналист, желающий попробовать свои творческие силы в жанре комментария, на основании материалов данной работы может составить свою методику написания текста. Научная новизна исследования в том, что до сих пор не были подтверждены фактами закономерности воздействия эмоционально-выразительных средств в составе комментария, на популярность данного жанра среди потребителей.Важно, что данное исследование предполагает рассмотрение функционирования эмоционально-выразительных средств в композиционной структуре.Известно, что от уровня речевой грамотности журналиста и используемых им приемов, зависит популярность материала. Чем больше таких материалов, тем выше интерес аудитории к ней, а значит и рейтинг производителя растет. Телепередача «Однако» реализует эту схему в действительности, и исследование ее механизмов воздействия решит проблему нехватки наглядного материала, заявленную ранее.

В методику исследования входит наблюдение за языковым уровнем телевыпусков, выявление наиболее характерных для публицистических текстов средств и приемов эмоциональной выразительности (языковой анализ), их поиск в тексте теледискурса передачи «Однако», составление общего речевого портрета через контент-анализ, и формулировка вывода.

Методы языкового и контент-анализа выбраны среди прочих не случайно. Именно они в совокупности дают качественную и количественную характеристику исследуемому материалу.

§ 1. Эмоционально-выразительные средства в публицистическом стиле

Что же мы можем назвать средством эмоциональной выразительности в журналистском тексте?

По словам Голуб И.Б.[ 2,12-13] «основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски речи является оценочная лексика. К ней относятся:

1) слова с ярким оценочным значением слова-“характеристики” (разгильдяй, подхалим);

2) многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (шипеть, пилить, грызть);

3) слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства (сыночек бородища)».

Эмоционально-экспрессивные слова делятся в свою очередь по видам лексики (Схема 1):

В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка - информационная и воздействующая. Как отмечает профессор Г.Я. Солганик «функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности» [7,118.].

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль, свойственная тому или иному журналисту манера письма. В этом сила воздействия публицистики. В публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. Иногда в публикациях могут даже появляться авторские неологизмы и афоризмы.

«Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, козел отпущения экономической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте»[2,33-38].

Журналисты мастерски применяют также различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов ( инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения.

Особо популярен прием парцелляции, благодаря ему отделенные точкой (и соответствующей интонацией при чтении) части высказывания получают особую смысловую весомость и экспрессию.

Таким образом, изучив наиболее характерные и действенные приемы эмоциональной выразительности, мы исследуем их применение в публицистическом тексте телепередачи «Однако».

§ 2. Языковые средства в композиционной структуре программы "Однако".

Сопоставляя исследованный материал, мы выявили следующую закономерность: при составлении публицистических текстов, журналист опирается на определенную схему и использует конкретный набор эмоционально выразительных средств. Это можно объяснить оперативностью работы на телевидении. Телепередача выходит практически каждый день и в основе ее какое-то актуальное событие, которое, однако, уже успело найти отклик и размножить дискуссии среди всех слоев общества.

Использование именно новости доказывает информационную составляющую передачи. Аналитическое зерно заключается, собственно в авторской интерпретации и анализе события. Совокупность двух этих сторон объясняет заявленную жанровую характеристику: информационно - аналитический комментарий.

2.1.Структура и средства экспрессивной выразительности.

Каждый аналитический материал имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т.п.

Среди композиционных узлов выделяют следующие:

· «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

· «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

· столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

· «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

· «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки)» [3,23].

2.2. Вступление. Тезис. Приемы выражения авторской оценки.

Выпуск телепередачи начинается с заявления темы. Она же является тезисом или «вводом в проблему».

Трагедия в Крымске вызвала волну политической истерии, в первую очередь в так называемой "блогосфере". Панические слухи, сведения о многотысячных жертвах и, самое главное, естественно, обвинения власти, что она специально, из каких-то своих садомазохистских побуждений смыла город Крымск.( 12 июля 2012, )

Более сотни деятелей культуры и искусства подписали письмо с призывом освободить от уголовной ответственности девиц из скандальной группы Pussy Riot, учинивших известный шабаш в Храме Христа Спасителя.( 2 июля 2012)

Во время избирательной кампании Президент говорил о необходимости модернизации, новой экономике, миллионах новых качественных рабочих мест. Откуда они возьмутся? Особенно на фоне заезженной "песни", что ничего не строится, все разваливается и даже Гособоронзаказ выполнять нечем. Где она, модернизация? На самом деле – под носом. (29 мая 2012) .

С первых же слов темы обозначается авторская позиция, которая проявляется и в освещении избранных аспектов и в выборе эмоционально-выразительных средств.

Метафоры, эпитеты «…волна политической истерии…»,«Панические слухи…», «на фоне заезженной "песни", что ничего не строится..»;

эмоционально-оценочная, разговорная лексика «смыла город Крымск», «освободить от уголовной ответственности девиц»; «учинивших известный шабаш»;

нескрываемая ирония «самое главное, естественно, обвинения власти, что она специально, из каких-то своих садомазохистских побуждений смыла город Крымск…» создают впечатление о стиле журналиста и о дальнейших приемах, которые он собирается использовать в тексте.

2.3.Вставка в тексте авторского комментария. Виды вставок. Функции вставок в контексте эмоционально-выразительных средств.

После тезиса всегда следует информационная вставка, которая произносится женским нейтральным голосом и сообщает факт, привязанный к рассматриваемой проблеме.

«Сайт "Русская правда": Заголовок: "Затопление Крымска жители называют терактом. Там прогнозируют найти не менее 3 тысяч трупов..." "Ночью, когда все спали, без какого-либо предупреждения была спущена вода из Неберджаевского водохранилища. По ТВ врут про дожди..."

Сайт "Лайфджорнл": "Один Крымский мужик работает в Следственном комитете края. Сказал, что было 13 спусков воды за эту ночь. Но официально им запрещено это говорить. Прошу распространить информацию по знакомым..."

TheJournal.ru/annything: "Погибло 10 тысяч человек. И поверь: эти цифры не с воздуха..." "...Город с населением 70 тысяч... Со всех сторон окружен холмами... Получается, как в воронке. Вода накрыла все и смыла сильнейшим потоком все дома... Может быть не 10 тысяч из 70, но пять точно погибли..."

Блог dedeg0r: "Власть опасна для жизни, а потому ненавистна и нетерпима..."

Теги (то есть, слова для поиска): "Крымск", "геноцид", "наводнение", "потоп", "уничтожение России"». (12 июля 2012 )

«Смысл письма, подписанного многими достойными людьми, вкратце: подписавшиеся по разному оценивают морально-этическую сторону действий участниц акции, но считают, что эти действия не являются уголовным преступлением, не видят законных оснований и практического смысла дальнейшего содержания их под стражей. И просят уголовное дело прекратить, а девушек освободить».(2 июля 2012)

«Обуховский завод в Петербурге — одно из старейших предприятий российской оборонки. Основанный в 1863 году, производил бронированную сталь и морскую артиллерию. В советское время участвовал в программах ПВО, атомных и космических проектах. В частности, здесь был создан стартовый комплекс "Бурана". В 2002 году завод, оказавшийся на грани банкротства, был спасен с помощью созданного тогда концерна ПВО "Алмаз-Антей". На сегодняшний день играет ключевую роль в производстве новейших, лучших в мире систем С-400, которые составят основу воздушно-космической обороны России». (29 мая 2012 ) .

Данный элемент структуры выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, он поясняет тему, доказывает «неголословность» автора. Во-вторых, он придает динамичность материалу. Неосознанно зритель вовлекается в полемику, которая возникает между первоосновой события и авторским взглядом на нее. В- третьих, он позволяет внести ясность для аудитории, не обладающих достаточным багажом информации, необходимой для понимания проблемы, т.е. выступает в качестве «бекграунда» [5,74].

Следовательно, инфовставка играет значительную роль в авторском комментарии.

В «Однако» используется несколько видов вставок.

1). Вставка- новость:

«Болгария отложила на неопределенное время планы вступления в Еврозону. Болгарский министр финансов заявил, что не видит в этом никакой выгоды, а видит одни расходы и риски: "Наш народ хочет знать, не придется ли нам спасать кого-нибудь от дефолта". Ранее от перехода на евро отказались Швеция и Польша. (Кризис Еврозоны, 4 сентября, 2012)

2).Вставка- справка ( историческая, информационная):

« Известно, что различным социальным группам свойственны характерные формы протеста. У крестьянства — это бунт "бессмысленный и беспощадный", пролетариата — стачка. Накануне первой русской революции наша буржуазия и примкнувшая к ней либеральная интеллигенция произвела собственную форму протеста. Это — банкет. Во время банкетной кампании 1903 года оппозиционеры произносили пылкие оппозиционные тосты, имевшие широкий общественный резонанс».(«Марш миллионов» в Москве, 16 мая 2012).

«Провокации, как повод для начала интервенции, исторически банальный прием. Только в новейшее время: 31 августа 1939 года — операция "Гиммлер", когда немецкие уголовники, переодетые в польскую форму, захватили немецкую пограничную радиостанцию. 4 августа 64-го, Тонкинский залив: вьетнамская атака на американские эсминцы, которой не было. Зато началась Вьетнамская война. 28 августа 95-го, взрывы на рынке в Сараево, в которых обвинили сербов — НАТО начинает операцию "Обдуманная сила" в Боснии. Ну и, конечно, вершина всего Ирак: 5 февраля 2003 — незабываемый Колин Пауэлл с пробиркой с белым веществом».(Резня в эль-Хуле ,29 мая 2012).

«Согласно проекту предполагается полностью запретить курение на транспорте, в том числе не только на вокзалах и аэропортах, но и перед входом туда, во всех общественных местах, гостиницах, ресторанах, причем, включая кальян. Для организации курительной зоны в подъездах необходим консенсус всех собственников жилья. Табак также запрещается нюхать и жевать. Курить запретят всем героям фильмов и передач. Ужесточаются также правила торговли и резко повышаются акцизы».(Об антитабачном законе, 01 ноября 2012).

3). Вставка- обзор:

«Во всех развитых странах центральные банки держат ставки на предельно низком уровне, равном или даже ниже реальной инфляции. В США — от ноля до 25 сотых, в Европе — 0,75, в Японии — от ноля до 1 десятой процента. И вот только что в Индии в ответ на замедление экономического роста Резервный банк снизил базовую процентную ставку с 4 с половиной процентов до минимальных за последние 36 лет 4 с четвертью. Это сделано, несмотря на высокие темпы инфляции, прогноз которой индийский Центробанк одновременно повысил с 7 до 7 с половиной процентов».(О повышении Цетробанком ставок по кредитам, 30 октября 2012).

"Это не сборная России, это сборная Путина, болеть за которую теперь должно быть просто стыдно", - пишет популярнейший блогер Варфоломеев.

"Гулянье с символикой по улице... орать, как павианы... размахивать говнотряпками матрасной расцветки и прочее — удел болельщиков сборной Российской Федерации"...

"Наконец, нашел себе достойное занятие на 12 июня — болеть за Польшу"...

"Обыдление боления достигло цели", - это уже Ксения Ларина. Культуролог».(Политические последствия успехов российских спортсменов, 10 июня 2012).

Также в передаче используются вставки – комментарии (а), которые произносятся авторитетными лицами и вставки- цитаты (б), которые берутся из песни, фильма, мультфильма.

(а).«"Корни еврокризиса, - утверждает Кругман, - не в расточительности правительств, а в мощных потоках капитала, которые в тучные годы хлынули из центра, особенно из Германии, на периферию еврозоны". Что вызвало там рост зарплат, цен и издержек. Это хорошо видно на графике роста стоимости рабочей силы в Италии и Испании в сравнении с Германией, который приводит Кругман».( Пол Кругман, Нобелевский лауреат в области экономики),(Кризис Еврозоны,10 октября, 2012).

«"Если до сих пор заявления господина Онищенко можно было объяснить опасностью его деятельности, например, перепил "Боржоми", переел польской говядины или, там, испано-немецких огурцов, то теперь это становится просто опасным", - заявил депутат ГД от "Единой России" Андрей Макаров».(Об антитабачном законе ,01 ноября 2012).

(б).Отрывок из кино "Петр1": - Сыны мои любезные! Зажирели? Напрасно думаете! Покоя я вам не дам!…- По сей ведомости, наворованного за тобой числится 2 миллиона 600 тысяч рублев. - Мин херц, столько не брал! Миллиона полтора, не больше будет. Ей-ей, мин херц!».(Закон «Национализация элит»,6 сентября,2012).

«" Если есть в кармане пачка сигарет, то не все уж так уж плохо на сегодняшний день…"». (Слова из песни Виктора Цоя). ( Об антитабачном законе, 01 ноября 2012).

Вставки- цитаты выступают как инструмент иронии. Они всегда имеют конкретный подтекст, понятный зрителю. Этот прием позволяет автору добиться большего понимания заявленной проблемы.

Общая роль для всех вставок – оппонент ведущего, который подтверждает авторские слова, добавляет мнения, приводит факты, цитаты. Число этих элементов в тексте колеблется от 2 до 5. Они появляются систематически в начале (после тезиса) и выступают в роли аргумента или реминисценции, в основной части( 1-2 вставки для развития заявленной позиции) и в конце (для вывода и подтверждения рабочей идеи). В конце чаще всего ставятся именно вставки-цитаты, как наглядное подтверждение того, что данная тема относится к разряду «вечных» и освещается, в том числе, и в искусстве.

Кроме того, вставки выполняют функцию эмоциональной разрядки. От экспрессивных авторских слов, зрителя подводят к нейтральной информации и наоборот. Таким образом, потребитель не устает от сухого языка новостных сведений и не страдает от психического давления, которое возможно при нагнетании эмоционального фона.

2.4. Основная часть. Аргументы. Средства экспрессивной выразительности.

Между вставками по схеме располагается основная часть текста, заключающая ключевую идею журналиста.

Это «ядро» передачи. Здесь разворачивается основная полемика и ярче всего прослеживается речевая выразительность Леонтьева.

Ведущий часто прибегает к приему открытой дискуссии. Информацию, дающуюся во вставке, он тут же трактует по-своему, используя обращения, вопросы, восклицания.

«"Обыдление боления достигло цели", - это уже Ксения Ларина. Культуролог!

Из кинофильма "Вратарь":

- Настя, мне нужно сказать тебе два слова.

- Нам с тобой не о чем говорить”.

О чем уж тут говорить? Обыдление!Только не подумайте, что это они про себя! Это они про нас. Потому, как они - культура, а мы - быдло. Цель "обыдления" - победа путинского режима…». (Политические последствия успехов российских спортсменов, 10 июня 2012).

« “На фоне проблем, возникших у испанских банков из-за падения цен на недвижимость, резко растет стоимость внешних заимствований для Испании, приближаясь к критической отметке - 7 процентов. Премьер Мариано Рахой заявил, что страна не сможет выдержать столь высокие ставки в течение длительного времени”.

Выше семи процентов — это считается банкрот. А, собственно, что случилось? Лопнул пузырь на рынке недвижимости. То же самое, как в Америке в 2008-м… ». ( Влияние кризиса Еврозоны на падение рубля, 31 мая 2012).

«"Это не просто выбор между двумя партиями или кандидатами. Это выбор между двумя путями развития Америки", - заявил Б. Обама.

Ну, конечно!Заметьте, на всех последних выборах кандидаты отличаются друг от друга не только какими-то политическими лозунгами. Они как будто существа разной породы, идеально разделенные имиджи. Это как любители кошек и собачек…». (Победа Обамы на президентских выборах в США, 7 ноября, 2012).

"Сегодня положительные ставки по кредитам для реального сектора составляют 6 процентов, - заявил Греф. - Это означает, что предприятия не в состоянии инвестировать, привлекая заемные средства".

Положительная ставка — это то, что выше инфляции. То есть доступный кредит для предприятий минимум 12 процентов, а реально — 20 и даже 25. Это кто ж осилит 20 процентов годовых? Если, конечно, не занимается проституцией и наркотиками! (О повышении Цетробанком ставок по кредитам, 30 октября 2012).

« ”…Напомним, закон Магницкого предусматривает запрет на въезд в США для неназванных российских чиновников, причастных к смерти юриста Магнитского в СИЗО, а также к другим случаям гибели или преследования правозащитников или тех, кого американцы сочтут таковыми. И возможность замораживания их счетов в американских банках”.

И, собственно, все. Какое вселенское горе! Наши чиновники — это, в первую очередь, силовики, лишатся возможности ездить в Соединенные Штаты. И у них — о, Боже! — заморозят счета в американских банках. Можно вопросик?Так уж страшно, что чиновники наши, поправшие права человеков, избирательно любезных американскому Конгрессу, будут ездить не в Штаты, а, например, в Италию?! И так уж ли это необходимо, чтоб у них были счета в американских банках?»( «Закон Магницкого», 20 ноября 2012).

Здесь же ярко выраженная ирония, даже сарказм, который занимает большую часть публицистического текста.

«При использовании иронии автор сообщает нечто, противоположное тому, что он имеет в виду. Например, бедного называет богатым, глупого – мудрецом. Вместо того чтобы ругать, хвалит, вместо презрения восхищается. Основное требование здесь: читателю должно быть ясно, что это ирония, что сказанное следует понимать с точностью до наоборот. Если высмеиваемый предмет читателю незнаком, ему надо дать сигнал, что это ирония. Кроме того, ирония должна длиться на протяжении всего текста, иначе читатель запутается» [5,82].

«…кандидаты отличаются друг от друга не только какими-то политическими лозунгами. Они как будто существа разной породы, идеально разделенные имиджи. Это как любители кошек и собачек. И Америка прямо таки раскалывается перед лицом судьбоносного выбора. Между кошатниками и собачниками»;

«И в этом республиканцы и демократы абсолютно едины. Потому, что куда они денутся»;

«Постепенное понимание этого и постепенная готовность договариваться — вы не поверите! - с противниками». (Победа Обамы на президентских выборах в США, 7 ноября, 2012).

«Так же, как и авторам "Столпа", плевать на любые концепции. Главное — показать правильную картинку: карающая десница и сожженный автомобиль главного террориста. Картинка нужна к выборам. В Израиле вечно выборы. И, в конце концов, они его и доконают». (15 ноября.2012, Израильская операция в Газе "Облачный столп").

«Ни одного свидетельства о смерти, где бы в графе "причина смерти" стояло бы курение, не существует. Если ваши часы пробили 13, то есть смысл усомниться в тринадцатом ударе, но и в предыдущих двенадцати»;

«Мы не будем здесь говорить о явных человеконенавистнических перегибах и явной клинике в проекте». (Антитабачный закон в России, 1ноября, 2012).

«Что ж вы творите такое, родимые! Только наш Центробанк — единственный, кто повышает ставки при торможении роста. В кризис»;

«Потому что Центробанк у нас отвечает за инфляцию. И больше ни за что. Главное, чтобы костюмчик сидел». (О повышении Цетробанком ставок по кредитам, 30 октября 2012).

«Пропаганда "Удара" полностью строится на дистиллированном популизме и имидже великого боксера Кличко, крутого борца за все хорошее против всего плохого, который одним ударом наведет порядок на Украине, уставшей от коррупции, политиканства и вялотекущего кризиса»;

«…настолько разочаровались в оранжевых, что даже мученичество Тимошенко, которая сидит в тюрьме совсем не за то, в чем виновата…»;«То есть, Украина, уставшая и от голубых, и от оранжевых, измотанная торжеством демократии, готова выбрать сотрясение мозга». ( Выборы в Парламент на Украине,

25 октября, 2012).

«Тема эта так просто это не рассасывается. Особенно после того, как в нее с изяществом носорога вмешался министр образования»;«Не по чину толерантного министра, как бы так сказать, скорректировал президент.Как в известной поговорке: "Мы толерантность поддерживаем, но не практикуем"»;

«Когда у вас сначала гадят в храмах, а потом общественность, считающая себя совестью нации, грудью встает на защиту нагадивших, - эти традиции уважать?!».(Хиджабы в Ставрополье, 23 октября, 2012).

«Ангела во всех смыслах Меркель, главная надежда на спасение еврозоны, приехала с визитом в Грецию и твердо пообещала ее спасти. Почему-то неблагодарные греки ответили на это как-то не очень вежливо»;

«Чего Кругман, как всегда, не понимает, что это, по сути, приговор евро. Что бы там ни вещала добрая Ангела»;«Пол Кругман, целый Нобелевский лауреат». (Визит Ангелы Меркель в Грецию,10 октября 2012).

«Однако, какая информационная открытость! Северная Корея отдыхает»;

«Мелкие микробы поражают организм, когда ослаблен иммунитет. Ослаб иммунитет — и у вас точно будет Катар». (Попытка военного переворота в Катаре, 18 мая, 2012).

«Ну, наконец-то, мы узнали, что угрожает стабильности мировой экономики! Вы будете смеяться — Иран!»; «…если прислушиваться к ужасно жестким заявлениям американского президента.даже трудновоспитуемый Израиль».(США запретит Ирану приобретать ядерное оружие, 26 сентября,2012).

«Да уж, действительно, наводит. Живительные воды американского возмездиязлобной "Аль-Каиде" как-то пропадают в черной дыре нынешней "арабской весны"». (Америка и «Аль-Каида», 12 октября 2012).

«И, как и ожидалось, с осени наступил очередной сезон мелодраматического сериала "Кризис Еврозоны". Характерно, что европейскую валюту разлюбила даже Болгария»;

«При этом Германия ногами и руками упирается, пытаясь уклониться от этой благодетельной миссии».( Кризис Еврозоны, 4 сентября 2012).

«Хотя эта информация очень полезна, как для индивидуального душевного здоровья, так и для общей атмосферы в стране, которую господин Навальный и компания, считают нужным систематически портить»;

«…господин-товарищ Навальный стоит во главе этих переживаний»;

«Дети – это святое. А бензин, он же спирт, это можно!Ничего, собственно, зазорного. Обычное, привычное наше жулье»;

«Потому, что не про то речь, что кругом жулики.Это дело привычное». (Обвинения против Навального, 18 июля, 2012).

«Такое впечатление, что нобелевское сообщество, то есть современный экономический истеблишмент, вообще отрицает познаваемость экономики. То есть, экономику как науку. В любых проявлениях»;

«Любой человек, который получил эту премию, считается рыцарем без страха и упрека, который никогда не совершает ошибок»;

«Хотя ничего такого уж фундаментального он - не дай Бог! - не открыл»;

«Премия Евросоюзу..за что?...за то, что импотенция в преодолении европейских проблем еще не привела к войне. Хотя бы в Европе. Это действительно большая заслуга».

(Нобелевская премия по экономике, 16 октября, 2012).

«…гнать из тюрьмы пинками. По возможности оставляя заметные следы на мягких частях. Еще не хватало сделать из них мучениц». (Суд над Pussy Riot, 2 июля, 2012)

«Вот, все-таки, интересно, вот есть издание "Сноб", есть "Эгоист". А где вот, например, "Подонок", "Скупердяй", "Маньяк", наконец?Как так, люди такие есть, - аудитория, - а издания нет?! И потому эту нишу заполняет интернет!»;

«Хотелось бы, правда, посмотреть на поляка, который бы болел против Польши. При любых обстоятельствах. Не то у нас»;

«Вот если бы Аршавин или Кержаков заколотили в свои ворота специально, они бы стали кумирами болотных, знаменем. Их посты были бы в топе».

«Это паранойя. Боление настолько высокое, что нам его не понять и не обыдлить. Даже и не пытайтесь. Мы по-ихнему - быдло. И поэтому будем болеть за своих».(Политические последствия успехов российских спортсменов, 10 июня 2012).

Стоит отметить, что ирония используется по всему тексту повсеместно, но чаще всего проявляется именно в основной части и именно после вставки.

В качестве частного инструмента иронического приема автор употребляет разговорную речь, эмоционально-оценочные слова и просторечия. Они также способствуют выражению авторской позиции, сокращают дистанцию между ведущим и потребителем информационного продукта.

«Ромни - ретроград и мракобес…»;

«…мобильники»;

«…реформа здравоохранения, с которой демократы носились последние лет 20». (Победа Барка Обамы на президентских выборах, 4 ноября, 2012).

«…такой манифест тупой политкорректности…»;

«…при этом авторам "Атласа" глубоко плевать и на биороботов, и на гомосексуалистов»;

«В Израиле вечно выборы. И, в конце концов, они его и доконают»;

«То, что вытворяют сегодня с Сирией, представляет для Израиля прямую угрозу»;

«А политическое руководство тупо солидарно с правильной американской позицией (Израильская операция в Газе "Облачный столп",15 ноября, 2012).

« В мировой антитабачной истерии…»;

«ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)беспардонно врет, как и во множестве случаев с якобыстрашными эпидемиями…»;«И совсем не случайно, что фанатик борьбы за насильственное оздоровление нации». (Антитабачный закон в России, 1 ноября, 2012).

«Герман Греф, глава Сбербанка и отпетый либерал….»;

«Пусть все кругом сдохнет, а мы будем бороться с инфляцией. Таргетировать ее, родимую. При этом за экономику, то бишь за экономический рост, они не отвечают».

(Цетробанк повышает ставки по кредитам, 30 ноября, 2012).

«Все опросы, так или иначе, показывают заметный рост "Свободы" - по сути нацистско-бандеровской партии, популярной в западных областях»;

«И понятно, что ударенные на всю голову в этом торге — это очень удобный ресурс»;

«Умеренные нацики…»;

(Выборы в Парламент на Украине, 25 октября, 2012)

«Когда у вас сначала гадят в храмах, а потом общественность, считающая себя совестью нации, грудью встает на защиту нагадивших, - эти традиции уважать?!». (Хиджабы в Ставрополье, 23 ноября, 2012)

На самом деле вот эти смехотворные Нобелевки - это самоубийство современной модельной западной экономической науки…». (Нобелевская премия по экономике, 16 октября, 2012).

«…избавляется от бесноватого Мишико»;«Через губу, с такой постной рожей, что пояснений не требуется: Саакашвили слили»;

«Поражение всех цветных революций, всех до одной: Сербия - Николич, Украина - Янукович, Грузия - Иванишвили, даже Киргизия. Не Бог весть какие титаны человечества». (Выборы в Грузии, 2 октября, 2012).

«Что и позволяет, выпучив глаза, произносить страшные слова, не опасаясь реальных последствий...»

«Это очень похоже на чудовищный тотальный провал. Если это только не фарс — не менее чудовищный». (США запретит Ирану приобретать ядерное оружие, 26 сентября, 2012).

«Собственно, это знамя сегодня и жгут неблагодарные борцы за свободу и демократию.

американцы добились результатов даже гораздо более плачевных, чем их советские предшественники». (Беспорядки в арабских странах, 14 сентября,2012).

«…американцы мочат по одному видному лидеру “Аль-Каиды”…»;

«Одиннадцатую годовщину одиннадцатого сентября мир отметил как-то вяло и невнятно.нынешнего его "сменщика"- к старту президентской кампании…»;

«…зачистку региона в интересах оборзевших заливных монархий».( Америка и «Аль-Каида», 12 сентября, 2012).

«…готова перейти к принуждению нашей оборзевшей так называемой элиты…»;

«…инициатива поддержана всеми фракциями в Госдуме, топить ее в открытую будет крайне затруднительно»;

«…идея этой самой национализации элит»;

«...не по какому-то там номинальному движению капиталов…»;

«…мотивация к госслужбе — исключительно нажива...».( Закон о взяточничестве, 6 сентября, 2012)

«…процесс выковыривания Греции из Еврозоны, то не плата за разгильдяйство каких-то там греков…»;

«А тут чтой-то вдруг начали расти цены на нефть…». ( Кризис Еврозоны, 4 сентября, 2012).

«…действующий губернатор Кировской области и его бывший помощник Навальный, уныло препираются из-за денег…»;

«…губернатор Белых матюгается…»;

«…как следует из переписки — оба друг друга кинули»;

«Ничего, собственно, зазорного»;

«Обычное, привычное наше жулье».

(Обвинения против Навального, 18 июля, 2012).

«…мародер, спекулирующий на общем горе»;

«…наша традиционная халатность и разгильдяйство этому сильно способствует»;

«Здесь просматривается очевидная тупая схема». ( Трагедия в Крымске, 12 июля 2012).

«…освободить от уголовной ответственности девиц из скандальной группы Pussy Riot, учинивших известный шабаш»;

«…поскольку оный не является деятелем культуры и искусства…»;

«Этих шалав надо гнать из тюрьмы пинками…»;

«На чью судьбу тем, кто их пользует,наплевать». (Суд над Pussy Riot ,2 июля 2012).

«Суперраскрученная социальная сеть…»;

«Так вот, в чем закавыка с Facebook'ом…»;

«…доткомовские компании, распиаренныедо треска…». (Влияние кризиса Еврозоны на падения рубля, 30 мая 2012).

Следующие, часто используемые приемы, которые также встречаются в каждой части текста, но подтверждают аргументы автора, это метафоры, эпитеты, сравнения.

«В течение последних лет реакции Израиля напоминают рефлекторную деятельность: доктор стукнул по коленке — ножка дернулась»;

«Между прочим, пресловутый Хамас, в отношении которого израильтяне сегодня производят публичную порку». (15 ноября.2012, Израильская операция в Газе "Облачный столп").

«Однако хитом нынешних выборов, безусловно, считается партия "Удар"»;

«заодно и голосами ударенных украинцев…».( Выборы в Парламент на Украине, 25 октября, 2012).

«…обратимся к классике мировой экономической мысли…»;

«…дикий платежный дисбаланс»;

«…экономика начала дышать после девальвации…». (Визит Ангелы Меркель в Грецию,10 октября 2012).

«Грузия мучительно избавляется от бесноватого Мишико…»;

«Не Бог весть какие титаны человечества»( о Януковиче, Иванишвили, Николиче);

«Это как сначала приговор, а потом суд».( дождаться, пока Запад объявит выборы честными и легитимными, а потом объявить результат);

«Запад охладел…». (Выборы в Грузии, 2 октября, 2012)

«…оппозиция протестировала на теле российской власти самые разные формы издевательства…»;

«То, что выросло из семян прогресса, ужаснуло либералов уже в 1905-м»;

«…психика "болотных масс", отличающаяся стремительными переходами от олигофренической креативной игривости к истерической агрессивности, гармонично дополняется полноценной идеологической шизофренией»;

«…масштабно раскрученное зверское избиение».(«Марш миллионов в Москве», 16 мая, 2012).

«…на фоне терпящей бедствие Европы…»;

«…пока Греции тоскливо вываливалась из еврозоны, накренилась и черпнула бортом здоровенная Испания»;

«То есть, нехороший мальчик играл против короля…». (Влияние кризиса Еврозоны на падение рубля, 31 мая 2012).

«Революция пожирает не только своих детей, но и родителей и спонсоров».

«…мягкие действия Обамы в Египте…»;

«…возглавили "мировой революционный процесс", подхватив знамя, выпавшее из ослабевших рук советской партократии…»;

«…с высоты нашего исторического опыта намекнул наш Президент…». (Беспорядки в арабских странах, 14 сентября, 2012).

Используемые автором тропы характеризуют его речевую выразительность. Слова хорошо воспринимаются, создается картинка.

Ту же роль играют фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы в тексте.

«Именно такой президент должен быть американским председателем падения в пропасть»;

«И это будет не заслуга Обамы - это его крест…» (победа Обамы на президентских выборах, 4 ноября, 2012).

«На нее прогрессивному человечеству молиться надо было бы, беречь и хранить, как зеницу ока». (Израильская операция в Газе "Облачный столп", 15 ноября, 2012).

«Бог быс ним — с курением…». (Антитабачный закон в России, 1 ноября, 2012).

«Потому что Центробанк у нас отвечает за инфляцию. И больше ни за что. Главное, чтобы костюмчик сидел». (Цетробанк повышает ставки по кредитам, 30 октября, 2012).

«"третья сила" получает в свои руки козырную карту…». (Выборы в Парламент на Украине, 25 октября, 2012).

«Однако за него никто не спешит схватиться. Даже как за соломинку»;

«Кто его вообще за язык тянул…»;

«Любой человек, который получил эту премию, считается рыцарем без страха и упрека...». (Нобелевская премия по экономике, 16 октября 2012).

«…европейские банки сознательно, в здравом уме и твердой памяти накачивали европейскую периферию кредитами…». (Визит Ангелы Меркель в Грецию, 10 октября, 2012).

«"Грузинская мечта" сбывается»( по аналогии с «Американской мечтой»);

«Знаем, плавали»;

«Никто Мишико за язык не тянул…». (Выборы в Грузии, 2 октября, 2012).

Особое внимание стоит уделить авторским неологизмам, афоризмам. Они не так часто встречаются в тексте, но их роль знаменательна. Они создают впечатление об уровне речевой силы журналиста. Меткое слово может «уйти в народ», сложить устойчивый эмоционально-визуальный образ. Этот прием сочетает в себе функции образности и выразительности.

«Пропаганда "Удара" полностью строится на дистиллированном популизме…».(Выборы в Парламент на Украине, 25 октября, 2012).

«…держава такая зломогучая…»;

«…в этой микроскопической нефтегазократии повернуться невозможно…».(Беспорядки в арабских странах, 14 сентября, 2012).

«Интернет - альтернативное информационное пространство, стремящееся стать безальтернативным». («Марш миллионов в Москве», 16 мая, 2012).

«…специализируется на злобно-похабныхполитических выходках…».(Суд над Pussy Riot ,2 июля 2012).

«…этот деятель должен был бы стать не мэром, а политическим трупом…»;

«…великая исламская демократическая революция, совершаемая под знаменем бушизма-обамизма»; «ливанизация Сирии»;

«…нынешняя обамовскаяадминистрация…»;

«…прежняя бушевская…».».( Америка и «Аль-Каида», 12 сентября, 2012).

«Шиллер - известнейший пузыревед.( Шиллер действительно предсказал схлопывание айтишного пузыря в 2000-м году и ипотечного пузыря в 2008-м)». (Нобелевская премия по экономике, 16 октября, 2012).

Помимо этих средств, автор использует и другие и чаще всего – в заключительной части, когда требуется не только резюмировать мысль, но и дать мощный толчок к размышлению аудитории.

2.5. Заключение и основные приемы выражения идеи.

Заключение часто выглядит как повторение или уточнение исходного тезиса, но может быть и совершенно новым утверждением, родившимся в процессе рассуждений комментатора.

По словам Колесниченко «концовка комментария бывает четырех видов – резюмирующая, призывная, сентенционная и прогностическая. Резюмирующая концовка – это повтор и обобщение уже высказанных мыслей. Призывная концовка содержит конкретное требование к конкретному адресату. Журналист призывает кого-то что-то сделать или не делать. Сентенционная концовка представляет собой завершение комментария афоризмом, имеющим отношение к проблеме. При прогностической концовке журналист предсказывает, в какое время или при каких условиях что-то случится»[5,75].

Риторические вопросы, восклицания, обращения располагаются в тексте не только после вставок. Автор очень часто использует их на протяжении всего текста, т.к. они в большинстве случаев входят в структуру иронии, которая, как мы уже говорили, встречается повсеместно. Но помимо этого, приемы встречаются в заключении, для зарождения в зрителе рефлекторного желания поразмышлять.

«Вот не было никаких хиджабов. И вдруг — раз, и как по команде?!»;

«Что касается уважения к обычаям и традициям. Здесь вопрос: каким традициям?». (Хиджабы в Ставрополье, 23 ноября, 2012)

«… надо было бы вручать Нобелевские премии по экономике. А за что ж еще?»;«Просто корректно считает и предсказывает. А его спрашивали? Кто его вообще за язык тянул?»;«Нобелевская премия мира, врученная в этом году Евросоюзу. За что?..».

«Помните, как у нас в 1998 году экономика начала дышать после девальвации непомерно дорогого рубля?». (Нобелевская премия по экономике, 16 октября, 2012).

«Саакашвили не разрешили ее давить. А раньше - разрешали!..».

«И холодно заявил, что пока результата не будет, ничего объявлять не собирается. Выживай, как можешь». (Выборы в Грузии, 2 октября, 2012).

«Слушайте, Советский Союз сдержать смогли…»;

«Одно не понятно: при такой идиллии откуда проблемы?...» (Беспорядки в арабских странах, 14 сентября,2012).

«Зачем Асаду устраивать резню в этой самой Хуле, в которой демонстрации продолжались много месяцев и никто на них внимания не обращал?

Да еще прямо к визиту этого самого Кофи Аннана? Он что, параноик?»;

«Что касается провала "плана Аннана": а кто сказал, что он провалился?»;

«Ядерные державы не предлагать!».( Резня в эль-Хуле, 29 мая, 2012).

Другой, не менее популярный прием – парцелляция. Этот вид экспрессивного синтаксиса используется автором для того, чтобы зрители акцентировали внимание на рассматриваемой детали.

«Мир меняется. И Америка меняется. И тут никакого выбора нет». (Победа Обамы на президентских выборах, 4 ноября, 2012)

«Картинка нужна к выборам. В Израиле вечно выборы. И, в конце концов, они его и доконают». Израильская операция в Газе "Облачный столп", 15 ноября, 2012).

«Защита их прав законна и необходима. И — точка»;

«Ни у кого нет такого права. Это не предмет дискуссий. Даже в парламенте»;

«Это действительно становится опасно. И не в курении дело. Бог бы с ним — с курением. А в паранойе». (Антитабачный закон в России, 1 ноября, 2012).

«Таргетировать ее, родимую. Потому что Центробанк у нас отвечает за инфляцию. И больше ни за что. Главное, чтобы костюмчик сидел». (Центробанк повышает ставки по кредитам, 30 октября, 2012)

«Хиджаб — это инструмент. Это инструмент политики. Так было везде. И в Европе. И все это прекрасно понимают». (Хиджабы в Ставрополье, 23 ноября, 2012).

«Это, так сказать фон. Бог, как говорится, в деталях. А они веселее». (Обвинения против Навального, 18 июля, 2012).

«Погреться решили. На чужом горе. Ничего нового в этом нет - обыкновенное политическое мародерство». (Трагедия в Крымске, 12 июля, 2012).

«Да, Россия — светское государство. Но это государство создано русской Церковью. Исторически. И ею спасено»;

«Василий Осипович Ключевский – безусловно, кстати – деятель культуры. И либерал. Но это какая-то другая культура. И другие деятели. И другие либералы». (Суд над Pussy Riot, 2 июля 2012).

«…и у вас точно будет Катар. Хоть желудка, хоть дыхательных путей. Есть мнение, что это лечится. Закаляться надо». (Попытка военного переворота в Катаре, 18 мая, 2012).

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что автор использует определенную схему при создании комментария, обращаясь к наиболее эффективным средствам экспрессивной выразительности (разговорная, оценочная лексика, просторечия, метафоры, фразеологические обороты и афоризмы, цитаты, ирония, сарказм, средства риторического выражения, парцелляции).

§ 3. Контент- анализ. Речевой портрет.

В совокупности используемые приемы составляют речевой портрет журналиста.

На основании 24 проанализированных выпусков мы выясним частоту употребления тех или иных приемов и определим, к каким видам экспрессивных средств автор обращается в большинстве случаев.

Всего в текстах телепередач выявлено 23 типичных приема эмоционально-выразительных средств. За единицу анализа принято слово (в случае с фразеологизмами, риторическими оборотами и парцелляциями за единицу принято предложение или совокупность предложений), именуемое далее как случай употребления.

Приемы

Количество случаев употребления

эмоционально-оценочная лексика, разговорная лексика, просторечия

81

ирония, сатира, юмор

69

метафоры, эпитеты, сравнения

54

фразеологизмы, пословицы, поговорки

38

риторические вопросы, обращения, восклицания

45

парцелляции, градации

16

авторские неологизмы, афоризмы

21

Каждый публицистический текст содержит в среднем от 350 до 550 слов.

Из таблицы видно, что автор чаще всего использует эмоционально-оценочную лексику и элементы иронии. Это характеризует авторский стиль.

Ирония - основной компонент комментария, а большое количество разговорных слов и просторечий выражают эмоциональную оценку автора, формируют у зрителя собственное восприятие ситуации, сокращают дистанцию между повествователем и потребителем.

Заключение.

Характер данной исследовательской работы предусматривает разбор публицистического текста теледискурса по средствам эмоционального выражения авторской оценки.

Мы исследовали совокупность данных средств и пришли к выводу, что журналист М.Леонтьев в текстах телепередач «Однако» использует определенные приемы и они занимают в структуре произведения конкретное место. Несмотря на это, выпуски нельзя назвать однообразными, т.к. они освещают самые актуальные события, и авторская трактовка добавляет им индивидуальности.

Использование разговорной лексики, фразеологизмов - сближает комментатора с аудиторией. Метафоры, эпитеты добавляют красочной выразительности тексту, создают образность. Риторические вопросы, восклицания, обращения создают эффект диалога со зрителем, что повышает уровень психологического воздействия. Ирония, оценочная лексика служат приемами, также служат средством выражения авторской позиции. В пособии «Основы Тележурналистики и Телерепортажа» говорится, следующее:

«Отсутствие личных эмоций и точки зрения по поводу действий маньяка, совершившего ряд страшных преступлений, вряд ли будет оценено по достоинству аудиторией, в этом и ему подобных случаях следует вспомнить о таком качестве телеинформации как персонификация. Важным элементом работы комментатора, длительное время (в отличие от репортера) находящегося в кадре, является «чувство камеры», уже упоминавшееся выше. Один из признаков профессионализма в этом плане – умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива – глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию» [4, 89].

Сочетание информационного ядра и аналитического обрамления в полной мере соответствуют методу комментария. Автор субъективен в своем мнении, но факт остается фактом. Зритель может быть согласен или не согласен с трактовкой журналиста, но равнодушным он не останется. Это подтверждает все возрастающая популярность комментария, как жанра, и успех отдельно рассматриваемой передачи «Однако». Проект существует 20 лет и не утратил за это время ни формы, ни репутации серьезной информационно-аналитической передачи.

Материалы данного исследования могут послужить образцом для начинающих журналистов при составлении их собственного комментария, в частности на уровне композиционного построения и использования средств экспрессивной выразительности. Это объясняет практическую пользу исследования.

Мы подробно рассмотрели особенности телепередачи, выявили ее основные структурные части и их наполнение:

тезис (констатация факта) вставка (справка или расширенная информация по факту) аргумент (ирония, метафоры, оценочная лексика) вставка (обзор, комментарий) аргумент (вопрос /обращение /восклицание) вставка (дополнительная информация) вывод (с использованием парцелляций или риторических оборотов).

Цель исследования - определить совокупность приемов, используемых ведущим М.Леонтьевым и понять, каким образом действуют механизмы вовлечения зрителя в сущность рассматриваемой проблемы – можно считать достигнутой.

Библиография:

1). Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие.- Москва, 1997.- 62 с.

2). Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие.- М: Логос,2010.- 432 с.

3). Засурский Я.Н. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н.Засурского, Е.И. Пронина. М.: МГУ, 1990. - 176 c.

4). Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие.- Бишкек, КРСУ – 2001.- 160 с.

5). Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2008. - 180 с.

6). Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: учеб./ С. Г. Корконосенко.- СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

7). Солганик Г.Я.Стилистика текста М.: Издательство: Флинта, Наука, 2009 г. Перераб. И допол. - 256 с.

8). Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2000. -320 с.

9). http://www.1tv.ru/news/leontiev/

Просмотров работы: 7063