КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в научных кругах существует множество взглядов на то, что понимается под конкурентоспособностью предприятий.

В частности, по мнению Богомоловой И.П. и Хохлова Е.В. конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Однако, по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам.[1]

В условиях рыночной экономики каждый предприниматель поставлен перед необходимостью решения жизненно важной для него проблемы - конкурентоспособности. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро на микро-уровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. При этом необходимо учитывать особенности современного рынка.[2]

Как отмечает Г. Волынский, на первое место в условиях глобальной экономики выходят следующие факторы повышения конкурентоспособности предприятия: проведение инновационной политики, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках; наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующих требованиям международного рынка труда; гибкая система управления качеством на предприятии; непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке.[3]

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.[4]

Рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность. [5]

Список литературы:

  1. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е.В.Хохлов //Маркетинг в России и за рубежом – 2005 - № 1
  2. Абрамян Е. Глобализация в современном мире / Е.Абрамян // Международная экономика. -2007. - № 5.- С. 4-12.
  3. Волынский Г. О конкурентных преимуществах в условиях глобализации / Г.Волынский // Экономика Украины. – 2007. - № 12.- С. 68-72.
  1. Грибов В. Конкурентоспособность предприятия/ В. Грибов, В. Грузинов // http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/

  2. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. Пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников .Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

Просмотров работы: 4615