СОВРЕМЕННЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Валиева Н.М. 1, Гусева Т.А. 1, Рахимова С.В. 1
1ТГСПА им. Д.И. Менделеева города Тобольска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды. Развитие же способности совершать движения малой амплитуды происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка ещё продолжается процесс миелинизации. Все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и более в позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей [5]

И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения [1].

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцевой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков [2].

В современных условиях каждому дошкольному учреждению представляется возможность создания собственной модели организации воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из реального потенциала коллектива и состояния здоровья детей, наш детский сад выработал свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства.

Для проведения оздорови­тельной и воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду созданы все необ­ходимые условия:

- развивающая предметная среда, способствую­щая необходимой и достаточной двигательной активности ребенка;

- привлечены следующие кадры: врач-педиатр, медицинская сестра, педагог-психолог, руководитель по физическому воспитанию, логопед, руководитель по театрализованной деятельности, музыкальный руководитель, воспитатели, помощник воспитателя по закаливающим мероприятиям.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства целей и задач дошкольного образования.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Данное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования для обеспечения разностороннего развития детей в возрасте от 3 до 7 лет в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально - личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Коррекционная работа в учреждении ведётся в соответствии с «Программой обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи» Т.Б. Филичёвой, Г.В. Чиркиной.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать его проблемы в различных областях психики. Такие методики предполагают проведение комплексной психокоррекционной работы у детей, имеющих различные нарушения в организме, затруднения в обучении и трудности в адаптации. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные структурные изменения. Такие упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарных связей;

  • Синхронизация работы полушарий;

  • Развитие мелкой моторики и речи;

  • Развитие мышления, памяти, внимания и способностей;

  • Устранение дислексии.

Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника [2]. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 -10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет до 15 минут, с ребятами 5 – 7 лет – 30 минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и массаж.

Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6 – месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Упражнения обеих рук следует проводить 2 – 3 минуты ежедневно. С 10 – месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять 3 – 5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Регулярные занятия с пластилином (глиной), обрывание кусочков от листа бумаги для всевозможных аппликаций, нанизывание деревянных бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры «шнуровки» укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев. Дети очень любят играть с нестандартным оборудованием, придумывать для них новое применение. Дошкольникам старшего возраста можно предложить нетрадиционные игры с использованием различных предметов: «Перебери крупу», «Шаловливый клубок», «Составление фигурок из счетных палочек», «Ловкая резинка», «Шустрый мячик», «Мамины бигуди», «Плетение кос», «Прищепки – кусачки», «Хитрые решетки», «Наши карандаши», «Заботливые щетки» [3].

Стихотворная форма, которая используется в большинстве упражнений, дает большой потенциал для творческого развития. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складывается в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. К тому же в игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире [2].

Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Во время игр также задействована ориентировка в схеме тела (руки, голова, ноги, туловище). С помощью зрения ребенок контролирует свои движения, и они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы обучает руку, а в результате манипулирования предметами ребенок получает больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания окружающей действительности.

Для проведения кинезиологических упражнений, коррекционных игр и массажа можно использовать обыкновенные пуговицы. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать, передвигать и перебирать пуговицы. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость и произвольность психических процессов, аудиальный, визуальный и кинестетические каналы восприятия. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами улучшить у ребенка память, внимание, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особенно внимание следует уделить упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычны пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы. В игре «печатная машинка» ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы, производя движения «печатания». Предложить ребенку с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из емкости на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноименных пальцев обеих рук по очереди, сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. В упражнение «Скольжение пуговицы по подушечкам пальцев» ребенок большим пальцем двигает по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно, упражнение можно выполнять попеременно правой и левой рукой, одновременно двумя руками. Для игры «Пуговичный массаж» надо наполнить широкую емкость различными пуговицами так, чтобы ребенок мог погрузить руки в «пуговичное море». В этой игре ребенок получает огромное удовольствие, что может периодически погружать руки в пуговицы и захватить как можно больше пуговиц в каждую ладошку, поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной; попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть, не уронив пуговиц; опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами; набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями [4]

Действия с мячом занимают большое место в физическом развитии детей. Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направления движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Дети учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук, катить мяч в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг другу. Бросание, ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, способствуют развитию глазомера, меткости. Действия с мячом требуют хорошей координации движений, поэтому развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. При ловле мяча важно правильно оценить направление полета, а при броске сочетать необходимые направления с силой броска. Упражнения по метанию в цель важны гармоничного развития рук, развития координации движений, умения ориентироваться в пространстве [1].

Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей.

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.

  1. Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома /Е.Ю. Аронова, К.А. Хашабова. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 64 с.

  2. Гусева Т.А. Вырастай-ка! Гармоничная спортивная игровая гимнастика. Учебное пособие. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004. – 214 с.

  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС».., 2012. – 96 с.

  4. Кутепова И. Зачем психологу пуговицы / И. Кутепова // Обруч. -2011. - №5.-С.14-15.

  5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2010. – 60 с.

Просмотров работы: 9421