Обсуждение работы ПРИНЦИПЫ ДОСТУПНОСТИ И ПОНЯТНОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОГО СТИЛЯ И ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

Обсуждение работы ПРИНЦИПЫ ДОСТУПНОСТИ И ПОНЯТНОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОГО СТИЛЯ И ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

  • Сирик Марина Сергеевна 28.03.18 в 14:37 #
    Что такое нормативно-правовой акт?
  • Добрый вечер.
  • Спасибо за вопрос.
  • Нормативно-правовой акт-властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права|закон, кодекс, постановление, инструкция и др.|. Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
  • Косов Коля 28.03.18 в 19:39 #
    Добрый вечер, прочитал Вашу статью с большим удовольствие. Великолепная статья, очень интересом, и познавательная.
  • Хорошая работа!
  • Шляхова Дарья 28.03.18 в 20:46 #
    Добрый вечер. Очень занятая и поучительная статья. Думаю, для всех читающих данную статью все подробно изложено и абсолютно понятно для чего нужен предмет изучения юридической техники.
  • Терещенко Анна 28.03.18 в 21:05 #
    Добрый день! Большое спасибо за статью, очень подробно и доступно написано.Статья понятна для простого обывателя. Напомните пожалуйста, откуда обычный,рядовой человек может узнать о вступлении в силу того или иного закона? Заранее большое спасибо!
  • Сулуев Муса 28.03.18 в 21:20 #
    Спасибо за статью! Очень интересна и грамотно все разложенно....по больше таких суждений|||
  • Добрый вечер. Превосходная статья, продолжайте в том же духе.
  • Добрый вечер. Превосходная статья, продолжайте в том же духе.
  • Превосходная статья
  • Ка Эль 28.03.18 в 21:52 #
    Добрый вечер! Работа мне очень понравилась. Написано грамотно, в содержании охвачена вся тема работы в полном объёме, в то же время всё очень доступно и понятно для восприятия.
  • Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть культурой речи?
  • Гущин Витя 28.03.18 в 23:14 #
    Какова значимость юридической техники для юриста?
  • Анна, спасибо за вопрос.
  • Сейчас официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Портал www.pravo.gov.ru является официальным электронным периодическим изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. На н
  • Александр,спасибо большое за интересный вопрос.
  • Безусловно, важно. Для юриста умение хорошо говорить - это прямая профессиональная необходимость. Вы спросите почему? Прежде всего потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования.
  • По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального».
  • И независимо от его коммуникативной роли - составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой - он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.
  • Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить обращающихся к нему в правильности своей точки зрения.
  • Кроме того, юристу приходится сталкиваться с людьми разных профессий и различного культурного уровня. И в каждом случае необходимо находить нужный тон и слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли.
  • Нарушение юристом языковых норм|например, употребление просторечных форм не ложи, хотишь и др.| может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей| пропадает уважение к юристу, появляется неуверенность в его знаниях.
  • К сожалению, речевая культура некоторых даже ученых-юристов оставляет желать лучшего.
  • Крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой ученые-юристы считают культуру речи. От уровня культуры речи во многом зависит престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.
  • Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. 
  • Кристина, спасибо большое за ответ на заданный мною вопрос. Было очень интересно читать.
  • Доброй ночи. Витя, спасибо Вам за вопрос.
  • Главное назначение юридической техники как учебной дисциплины состоит в том, чтобы обучить будущего юриста навыкам выполнения юридической работы.
  • Юридическая техника дает возможность: приблизить теорию права к практике| приобрести практические навыки| выполнения юридической работы| определиться с практическим уклоном в юридическом образовании.
  • На приобретение хотя бы минимального практического опыта у молодого юриста уходит не менее года.
  • На приобретение хотя бы минимального практического опыта у молодого юриста уходит не менее года.
  • Понятно, что в течение этого срока он работает непроизводительно. Только с опытом к судье приходит понимание того, что люди, выступающие в суде в качестве подсудимых, свидетелей, потерпевших ит. п., имеют разный психический склад, а это прямо отражается на характере их показаний.
  • Если у человека преобладает эмоциональная сфера, то он в своих показаниях будет обращать внимание прежде всего на то, как чувствовал себя в момент совершения преступления и как все это оценивал. Но этот аспект менее всего важен при рассмотрении дела в суде.
  • Опытный судья в судебном процессе постарается направить свидетеля на изложение фактов, а не своих эмоций по этому поводу. Новичок в судейской работе будет слушать все|а время идет!|, а потом ему придется с трудом «выуживать» из показаний то, что имеет отношение к делу.
  • Итак, знание основ юридической техники позволяет обеспечить производительность труда юриста уже в самом начале юридической деятельности.
  • Так же,соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества.
  • Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно.
  • Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов.
  • Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов.
  • А в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов|т. н. «законы о законах»|.
  • В которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники|например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»|.
  • Гущин Витя 29.03.18 в 00:48 #
    Кристина. Спасибо большое за развернутый ответ|
  • Дорогие участники! Я благодарю Вас, за обсуждения моей научной работы.
  • Гущин Витя 29.03.18 в 01:04 #
    Кристина, Вы не могли бы ответить ещё на один вопрос?
  • Да, конечно.
  • Гущин Витя 29.03.18 в 01:10 #
    Что понимается под термином юридическая техника?
  • Под юридической техникой понимается совокупность пра­вил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
  • Гущин Витя 29.03.18 в 01:18 #
    Спасибо
  • Волк Алексей 29.03.18 в 10:30 #
    Добрый день, Кристина. Спасибо Вам за интересную статью. Было легко читать, все доступно и понятно написано. Еще раз, благодарю!
  • Юрченко Дима 29.03.18 в 10:50 #
    Очень интересная Статья, безумно затчнула
  • Абдурахманова Диана Борисовна 29.03.18 в 11:28 #
    Статья очень понравилась, написано доступно и грамотно, такую статью поймет любой гражданин, не зависимо является ли он юристом или нет. Большое спасибо Вам за статью. Буду ждать Ваших дальнейших публикаций. Однако,у меня вопрос, что Вы подразумеваете под доступностью юридического языка? У Вас есть какие- нибудь предложения по этому поводу?
  • Кристина, я ознакомилась с Вашей статьей. Действительно, в настоящее время проблема грамотности и доступности юридической литературы является актуальной.
  • Спасибо Вам за то, что раскрыли данный вопрос, выделив главные проблемы и способы их решения.
  • Арабов Алихан 29.03.18 в 12:37 #
    Благодарю за правду
  • Арабов Алихан 29.03.18 в 12:42 #
    статья очень хорошая, читается легко и грамотно написана, спасибо автору, буду ждать новых публикаций.
  • Кристина мне очень понравилась ваша статья,все грамотно написано, у вас талант продолжайте в том же духе.
  • Добрый день Кристина.Статья очень интересная,а главное познавательна.Успехов вам в дальнейших начинаниях!
  • Guschina Dasha 29.03.18 в 12:52 #
    Спасибо вам за грамотно и доступно изложенный материал, было весьма интересно с ним ознакомиться!
  • Добрый день,Диана Борисовна.
  • Я благодарю Вас за интерес к моей статье.
  • Ясность правового акта способствует правильному и полному выявлению содержащейся в нем информации, обеспечивает эффективность действия нормативных актов.
  • Неясный документ не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к неопределенности в юридической деятельности, приводит к недоразумениям и ошибкам.
  • В юридическом тексте следует употреблять простые термины, известные и широкоупотребительные обороты и, по возможности, короткие фразы.
  • Недопустимо применять сложные грамматические конструкции, например, причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения.
  • Не совсем удачно использование некоторых понятий без их дополнительного разъяснения.
  • Понятность юридического языка только для специалистов делает нормы права доступными лишь для достаточно узкой группы общества, которая в силу достатка или должностного положения может воспользоваться юридической помощью.
  • Те группы населения, которые не могут обратиться к помощи юристов, не в состоянии пользоваться правовыми нормами для защиты своих интересов. Термины и понятия часто требуют нормативного определения.
  • Это случается, когда термины представляются недостаточно ясными, имеют два и более значения, являются техническими или специальными, если термин употребляется в законе в ином значении по сравнению с общеизвестным или если по поводу термина в научной литературе имеются разные мнения.
  • Уровень простоты и доступности языка правового акта зависит от того, на кого этот акт рассчитан и какой сферы отношений касается. В случае регулирования узкой, специальной сферы, когда адресатами являются специалисты, то допустимо употребление специальных терминов и выражений.
  • Если же правовой акт обращен к широким слоям населения, а таких актов большинство, то язык акта должен быть прост и понятен.
  • Однако в использовании простых, общеупотребительных терминов и выражений важно соблюдать меру. Главным средством выражения юридических предписаний является литературный язык. Не следует переносить в тексты правовых актов разговорную речь.
  • Правила юридической техники требуют ясности, простоты и доступности языка правового акта, необходимой точности и однозначности используемых в нем понятий, терминов, формулировок, словесных конструкций и дефиниций.
  • В тексте правового акта элементы профессионального языка юриспруденции, специальные юридические понятия, термины, конструкции и т.д.|например, правоотношение, субъект права, исковая давность, законодательная инициатива, компетенция, состав преступления, эксцесс исполнителя, невменяемость и т.д.|
  • должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литературного языка, а также с профессиональной терминологией неюридического характера|например, биологические агенты и токсины, эпизоотия, информация на машинном носителе и т.д.|.
  • В тексте правового акта не должны использоваться словесные архаизмы и неологизмы, различные образные выражения, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т.д.
  • Правила юридической техники требуют экономии|по принципу необходимости и достаточности| словесных средств в процессе подготовки и оформления текста правового акта.
  • В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официального документа, который обладает юридической силой.
  • Официально-юридический стиль правового акта требует профессиональной четкости, деловой сухости, властной строгости, смысловой однозначности и надлежащей лаконичности.
  • В правовом акте не следует использовать как канцеляризмы и аппаратно-бюрократические словесные штампы, так и различные выражения из просторечия.
  • Языковая форма должна быть строгой, лексика официальной, но в тоже время должна строиться на общепринятых, имеющих широкое хождение выражениях.
  • Превосходная статья! Очень интересная. Все грамотно изложено.
  • Лавров Антон 29.03.18 в 15:46 #
    Здравствуйте, Кристина. Прочитал Вашу статью, она была достаточно интересной, и легко воспринималась.
  • Лавров Антон 29.03.18 в 15:46 #
    До этого Вы ответили на вопрос, что понимается под юридической техникой. Не могли бы Вы рассказать, а каковы же элементы юридической техники.
  • Добрый вечер, Антон. Благодарю Вас за интерес проявленный к моей работе.
  • Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.
  • Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов.
  • К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой|объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.|
  • во-вторых, общенаучные методы познания|анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.|
  • в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.
  • Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники.
  • Поскольку в ходе разработки законопроекта|или иного акта| решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности
  • Правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
  • языковые(правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.|
  • логические|правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.||
  • гносеологические|правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта|.
  • Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
  • Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных|реквизиты| и специально-юридических|конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.| средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
  • Работа достойна похвалы. Информация представлена доступно, а главное интересно. Узнала для себя много нового. Продолжайте в том же духе!
  • Воронина Амина 29.03.18 в 19:54 #
    Превосходная статья,грамотно написана
  • Косов Коля 29.03.18 в 20:14 #
    Кристина, скажите пожалуйста, для чего нужна систематизация нормативно-правовых актов.
  • Добрый вечер, Николай.
  • Благодарю Вас за интерес проявленный к моей статье!
  • Систематизация нормативных правовых актов позволяет:
  • во-первых, быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену|
  • во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале|
  • в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства.
  • Косов Коля 29.03.18 в 20:20 #
    Какие используются способы систематизации нормативно-правовых актов.
  • Спасибо за вопрос.
  • Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации нормативных правовых актов
  • Косов Коля 29.03.18 в 20:21 #
    Заранее благодарю за ответ.
  • Учет
  • Инкорпорация
  • Консолидация
  • Кодификация
  • При этом в соответствии с требованиями юридической техники систематизаторская работа должна проводиться в определенной последовательности и по определенным стадиям.
  • Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы.
  • Основная задача данного вида систематизации — возможность оперативно находить нужную правовую информацию.
  • Данный вид систематизации проводится практически всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями.
  • Сведения о необходимых нормативных правовых актах можно получить из официальных источников, сборников и собраний этих актов, а также из информационно-поисковых систем.
  • Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд.
  • Учет ведется как автоматизированным путем, так и с помощью ручного поиска
  • Т.е. путем фиксации актов по тематике или в хронологическом порядке в специальном журнале, на карточках в специальной картотеке.
  • В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная.
  • Автоматизированные информационно-поисковые системы отличаются большими достоинствами, в частности, скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивных способов обработки нормативного материала.
  • Инкорпорация относится к внешним формам систематизации.
  • Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов.
  • Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции.
  • Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают — из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имеющие нормативного характера.
  • Однако такая внешняя обработка текста нормативного правового акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта.
  • Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта — отличительная особенность инкорпорации от кодификации и консолидации.
  • Сборники готовятся как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями.
  • В зависимости от того, кто подготовил сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную|полуофициальную|, неофициальную.
  • Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях:
  • 1| если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник
  • 2| правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов.
  • К числу официальных инкорпорации относится Свод законов — инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти и государственного управления страны.
  • Свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческого органа с последующим одобрением подготовленного издания.
  • Свод имеет приоритет перед всеми ранними официальными публикациями актов.
  • Кроме того, подготовка Свода всегда сопровождается большой законотворческой работой, поскольку в процессе создания Свода законов выявляются и признаются утратившими силу акты или их части, вместо множества мелких актов издается один обобщающий акт.
  • С 1995 г. в России ведется подготовка Свода законов РФ.
  • Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения.
  • Например, в свое время издавалось Собрание действующего законодательства СССР, которое подготавливалось Министерством юстиции по поручению Президиума Верховного Совета и Совета Министров, но отдельные тома не были утверждены соответствующими органами.
  • Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными.
  • Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, официальными источниками, на них нельзя ссылаться при правоприменении.
  • Консолидация — это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.
  • Таким образом, при консолидации:
  • Таким образом, при консолидации:
  • а| не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, например, устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы|
  • б| объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт|
  • в| работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых актов, т.е. имеет место "авторское упорядочение актов"|
  • г| чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной ответственности.
  • Кодификация есть особая содержательная форма систематизации нормативных правовых актов.
  • Под кодификацией понимается систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.
  • Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности.
  • Таким образом, кодификация — один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования общественных отношений.
  • В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
  • Ко всеобщей кодификации принято относить Свод законов.
  • Отраслевая кодификация охватывает определенную отрасль права или подотрасль, наиболее распространенный акт отраслевой кодификации — кодекс.
  • Специальная кодификация группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.
  • Юридической практике известны несколько видов кодификационных актов.
  • Самый распространенный из них — кодексы.
  • Российская правотворческая практика пошла ныне по пути создания кодексов. Они представляют собой крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений.
  • Кодексы удобны в пользовании, содержат большое число конкретных норм, которые менее абстрактны, чем, например, нормы Конституции или Основ законодательства.
  • Кодексы решают проблему множественности нормативных правовых актов.
  • Другой вид кодификационных актов — Основы законодательства.
  • Эти крупные нормативные правовые образования содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеративном государстве, поскольку создают единое правовое пространство.
  • К числу кодификационных актов относят также уставы, которые регулируют сферу государственной деятельности, например железнодорожного транспорта, связи.
  • Уставами определяется правовое положение субъектов Федерации в РФ — краев, областей, двух городов федерального подчинения — Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области. Чаще всего это комплексный акт, регулирующий все сферы деятельности субъекта.
  • К кодификационным актам относят также положения, своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации, учреждения. Нередко Положение идентично Уставу, равнозначный по своей юридической силе акт.
  • И наконец, Правила, которые регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности. Нередко Правила содержат процедурные положения и предписания.
  • Считается, что в перспективе законодательство РФ должно быть преимущественно кодифицированным, поскольку кодификационные акты обладают рядом преимуществ и достоинств:
  • 1| делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочивать действующее законодательство|
  • 2| укрепляют системность законодательства, его юридическое единство|
  • 3| охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества|
  • Levchenko Anna 29.03.18 в 21:25 #
    Хорошая работа и очень познавательная!
  • 4| имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании|
  • 5| имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала|
  • 6| содержат обязательный элемент новизны в нормативном правовом регулировании общественных отношений|
  • 7| регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.
  • Спасибо за отличную статью. Читается легко и доходчиво
  • Доброго вечера Вам дорогие участники.
  • Я благодарю Вас, что проявили интерес к моей научной статье.
  • Авдеев Алексей 30.03.18 в 00:06 #
    Любопытная статья, доходчиво и легко читается.
  • Спасибо всем дорогие участники за теплые пожелания!
  • Очень поучительная статья. В наше время каждый человек должен уметь разговаривать и писать грамотно, проблема языковой культуры волнует всех.
  • Абдурахманова Диана Борисовна 30.03.18 в 15:09 #
    Большое спасибо за ответ. Буду следить за Вашими работами, очень нравиться Ваш способ доступного написания.
  • Добрый день, Светлана.
  • Спасибо за комментарий!
  • Полностью с вами согласна.
  • Карслян Инна 30.03.18 в 23:05 #
    Доброй ночи , Кристина.
  • Карслян Инна 30.03.18 в 23:08 #
    Я заинтересовалась вашей статьей
  • Карслян Инна 30.03.18 в 23:10 #
    Ваша статья очень интересная и познавательная стала для меня , продолжайте в том же духе !
  • Здравствуйте, Инна.
  • Я благодарю Вас за интерес проявленный к моей статье.
  • Спасибо за положительный отзыв к моей статье и пожелания.
  • Здравствуйте Кристина
  • Очень понравилась ваша статья!
  • Здравствуйте, Танзила.
  • Спасибо, что заинтересовались моей статье.
  • Немного позже задам вам несколько вопросов, касающихся вашей статьи!
  • Немного позже задам вам несколько вопросов, касающихся вашей статьи!
  • Спасибо, отвечу на все интересующие Вас вопросы.
  • Добрый вечер. Перечитывала вашу статью.
  • И у меня возник вопрос.
  • Здравствуйте, Алена.
  • К юридической технике принято относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции. Не могли бы вы подробнее об этом рассказать?
  • Очень приятно!
  • Конечно, Алена. С большим удовольствием отвечу на Ваш вопрос.
  • Правовая аксиома — это положение, принимаемое в юридиче­ской науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности.
  • Например, «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обя­занность», «никто не может быть судьей в собственном деле», «из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вы­шестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий».
  • Правовая презумпция представляет собой предположение о на­личии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвер­жденное предшествующим опытом.
  • Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное.
  • Наиболее распро­страненными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др.
  • В юридической литературе выделяют два вида презумпций: об­щеправовые и отраслевые.
  • К общеправовым презумпциям относятся те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически стали правовыми принципами.
  • Кроме перечисленных, к ним относятся: презумпция добропорядочности гражданина, презумпция право­субъектности вступающих в правовые отношения физических и юридических лиц.
  • Что касается презумпций отраслевых, то они не достигли уров­ня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принад­лежность, например презумпция равных долей имущества супругов, нажитого в браке| презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.
  • Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опроверг­нуты, например презумпция невиновности. Но существуют неопро­вержимые презумпции, например презумпция непонимания несо­вершеннолетним|до 14 лет| общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления.
  • Однако Уголовный кодекс Российской Федерации исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.
  • Юридические фикции — это несуществующее положение, од­нако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным.
  • Фикции до­вольно широко применяются в действующем законодательстве.
  • Так, согласно ст. 21|ч. 3| ГК РФ днем смерти гражданина, объяв­ленного умершим судом, считается день вступления в законную си­лу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установле­но время начала безвестного отсутствия лица.
  • В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, ес­ли она погашена в установленном законом порядке.
  • К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.
  • Юридические фикции, как прием юридической техники пред­ставляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и яв­ляется обязательным предписанием.
  • Юридические фикции позво­ляют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение право­отношений.
  • Преюдиции|дословный перевод с латыни — «отношение к пре­дыдущему судебному решению»| представляют собой обязатель­ность для всех судов, рассматривающих дело, принять без провер­ки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.
  • Например, если су­дебным решением, вступившим в законную силу, установлена от­ветственность владельца источника повышенной опасности за при­чиненный вред, то в случае предъявления регрессного|встречного| иска владельцем этого источника к непосредственному причините-лю вреда
  • например, при пользовании автомашиной по доверенно­сти
  • факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию.
  • Другой пример: осуждение лица за хищение имущества может служить ос­нованием для судебного решения по гражданскому иску о возмеще­нии ущерба, причиненного данным хищением.
  • В УПК РФ|2001 г.| преюдиция характеризуется как обстоя­тельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавате­лем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вы­зывают сомнений у суда.
  • При этом такой приговор не может пред­решать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле|ст. 90|. Таким образом, факты и правоотношения, установленные всту­пившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе.
  • При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении участвовав­ших в процессе сторон.
  • Если же третьи лица имеют самостоятель­ные требования и по уважительным причинам не вступили в про­цесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения.
  • Иначе говоря, третьи лица мо­гут оспаривать факты, установленные предыдущим решением су­да, в заседании которого они не участвовали.
  • Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Спасибо за ответ.
  • Журавлёва Евгения Владимировна 31.03.18 в 23:15 #
    Здравствуйте, Кристина очень поучительная и занимательная статья, а главное, что она написана доступным языком. Продолжайте в том же духе.
  • Вам спасибо за вопрос.
  • Здравствуйте, Евгения Владимировна.
  • Спасибо Вам за интерес проявленный к моей статье.
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:22 #
    Здравствуйте,Кристина!
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:26 #
    Прочитала Вашу статью,очень интнресная и понятная для восприятия. Буду ее рекомендовать.
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:28 #
    У меня возник один вопрос. Не могли бы Вы на него ответить!?
  • Здравствуйте, Людмила.
  • Благодарю Вас за интерес проявленный к моей статье.
  • Буду рада ответить на все интересующие Вас вопросы.
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:32 #
    Какие выделяют свойства у юридисеских документов?
  • Спасибо за вопрос.
  • Принято выделять следующие свойства|признаки| юридиче­ских документов:
  • 1| содержат информацию, имеющую юридическую значимость|
  • 2| им присуща официальность: они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные документы, на­пример, судебные решения, приказы министров, различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти и т. д.|
  • 3| имеют особое внешнее оформление, так называемые рекви­зиты, в том числе сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержит сведения о нем, объекте
  • Например, в техническом паспорте автомобиля указывают­ся признаки, индивидуализирующие машину, — марка, модель, год выпуска, номер двигателя, номер кузова, юридические основа­ния собственности и др.| указываются юридические факты, напри­мер, при выдаче справки.
  • Названные и другие реквизиты являются обязательными для юридического документа и придают ему юриди­ческую силу|
  • 4| сопутствуют всем стадиям правового регулирования — пра­вотворчеству, правореализации и т. д.
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:40 #
    Кристина,спасбо за ответ.
  • Таршис Людмила 31.03.18 в 23:42 #
    Продолжаейте в том же духи. Буду следить за дальнейшими Вашими научными работами.
  • Людмила, спасибо за пожелание. Буду стараться.
  • Отличная работа! Кристина удачи тебе!
  • Спасибо, Виктория.
  • Каким образом классифицируются юридические документы в за висимости от их содержания правовой информации в документе ?
  • Танзила, спасибо за вопрос.
  • Выделять 5 групп.
  • 1| нормативные документы.
  • К их числу он относит не только собственно документы, устанавливающие правила поведения, но и интерпретационные акты общего характера, которые содержат интерпретационные нормы|
  • 2| документы, содержащие решения индивидуального характе­ра, т.е. правоприменительные акты|
  • 3| документы, фиксирующие юридические факты.
  • Это наибо­лее многочисленная группа документов, поэтому она, в свою оче­редь, классифицируется на отдельные разновидности:
  • а| документы, фиксирующие правовой статус лица|паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении, о браке и др.||
  • б| документы, фиксирующие факты, от которых зависит право­вой режим объектов права, например документ об отводе земель­ного участка для строительства, счета в банке и сберкнижки и др.|
  • в| документы, фиксирующие факты-волеизъявления субъектов права, например договоры, доверенности, заявления и др.|
  • Спасибо что ответили на мой вопрос.
  • г| документы, фиксирующие факты-события, например, акты о порче имущества, об уничтожении посевов в результате стихий­ных бедствий и др.|
  • д| документы, фиксирующие факты движения товарно-мате­риальных и других ценностей, например приходно-расходные до­кументы и др.
  • Советую Всем для чтения вашу статью!!
  • 4| деньги и ценные бумаги|
  • 5| документы, закрепляющие факты-доказательства.
  • Эти до­кументы используются для доказывания фактов, имеющих юриди­ческое значение, например различные процессуальные докумен­ты — протоколы места осмотра происшествия, допроса, очной ставки, заключение экспертизы и т. д.
  • Танзила, большое спасибо.
  • Добрый день, Кристина.
  • Прочитала Вашу научную работу.
  • Потрясающая работа, все понятно и доступно написано. Открыла для себя много нового. Но возник у меня такой вопрос к Вам. Каким образом классифицируются нормативно-правовые акты? Заранее благодарю за ответ!
  • Добрый день, Анастасия.
  • Спасибо за вопрос.
  • Все нормативные правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы и подзаконные акты.
  • Основание их классификации - юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.
  • В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов.
  • Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти, вверху иерархии - нормативные правовые акты|законы, статуты и т.п.|, издаваемые высшими представительными органами.
  • Эти акты - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам.
  • Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.
  • Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
  • Наряду с нормативными правовыми актами государственных органов в системе форм|источников| права некоторых стран определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
  • Как известно, сами по себе решения|акты| общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы.
  • Таковую они могут получить лишь в двух случаях.
  • Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу.
  • Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции|разрешения| государства.
  • Санкция может выражаться в разных формах.
  • Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
  • Нормативные правовые акты классифицируются по различным основаниям.
  • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного нормативного правового акта: государственный орган| общественные организации| народ|референдум|.
  • По сфере их распространения: федеральные нормативные правовые акты| акты субъектов РФ| акты муниципальных органов| локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия: акты, принятые на неопределенное длительное время| акты временные|на определенный период|.
  • По юридической силе: это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость нормативных правовых актов в системе нормативно-правового регулирования.
  • В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество|высшую юридическую силу| по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.
  • По данному основанию нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
  • Законы. Закон - это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти|в России таким органом является Государственная Дума РФ| или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.
  • Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.
  • Виды законов.
  • Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  • Федеральные конституционные законы - регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно|примером конституционных законов могут являться:
  • ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.|
  • Федеральные законы - правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений|например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании» и др.|
  • К федеральным законам относятся, в том числе и кодексы. Кодекс - это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права|например, Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.|.
  • Законы субъектов РФ - это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.
  • Подзаконные акты. Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.
  • Виды подзаконных актов.
  • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны: указы и распоряжения Президента| постановления и распоряжения Правительства.
  • Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные акты подписываются Председателем Правительства.
  • Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна - она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека.
  • Местные - нормативные правовые акты, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  • Ведомственные - это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.
  • Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  • Внутриорганизационные|корпоративные| акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.
  • Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.|например, Правила внутреннего трудового распорядка|.

Обсуждение работ закрыто!