в некоторых случаях является самым быстрым средством передвижения в условиях города;
требует гораздо меньше места для стоянки и гораздо меньших первоначальных и эксплуатационных затрат, чем автотранспортное средство (АТС);
не оказывает негативного воздействия на окружающую среду (ОС) при эксплуатации (не производит выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) и не создает шума);
передвижение на нем способствует укреплению здоровья людей.
Однако на сегодняшний день в Российской Федерации существуют ряд проблем, которые задерживают развитие велосипедного движения. Главной из них, по результатам социологических опросов, является недостаточный уровень развития велотранспортной инфраструктуры (ВТИ). При этом сравнение действующих нормативов в области велосипедного движения России и Германии [2] показывает, что в некоторых случаях отечественные нормативы могут быть даже совершеннее зарубежных и позволяют проектировать и создавать элементы ВТИ достаточно высокого качества. Предлагается принять следующую классификацию ВТИ в России: ВДИА – велодорожка изолированная примыкающая к проезжей части автодороги; ВДИП – велодорожка изолированная примыкающая к пешеходной дороге; ВДИН – велодорожка изолированная, не примыкающая ни к проезжей части автодороги, ни к пешеходной дороге; ВПАО – велополоса на проезжей части автодороги, обособленная; ВПАС – велополоса на проезжей части автодороги, смешанная; ВППО – велополоса на пешеходной дороге, обособленная; ВППС – велополоса на пешеходной дороге, совмещенная.
Выбор типа велотранспортного сооружения на конкретном участке улично-дорожной сети (УДС) зависит от интенсивности движения велосипедов, а также от интенсивности и скорости движения АТС. Если при малых скоростях движения целесообразнее прокладывать различные типы велополос, то на участках УДС с высокими скоростями движения необходимо прокладывать изолированные велодорожки (таблица 1).
Таблица 1 – Матрица велодорог
Интенсивность движения, ед./час |
Скорость движения, км/ч |
|||||
велосипедов |
АТС |
30 очень низкая |
30…50 низкая |
50…60 средняя |
> 60 высокая |
|
>400 |
очень высокая |
ВПАО или ВДИА |
ВПАО или ВДИА |
ВПАО или ВДИА |
ВДИА |
|
300…400 |
800…1000 (пик) высокая |
ВПАО |
ВПАО |
ВПАО или ВДИА |
ВДИА |
|
100…300 |
300…800 (пик) средняя |
ВПАО или ВПАС |
ВПАО или ВПАС |
ВПАО или ВДИА |
ВДИА |
|
50…100 |
150…300 (пик) низкая |
ВПАС |
ВПАС |
ВПАО или ВДИА |
ВПАО или ВДИА |
|
|