ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Назревший глобальный экологический кризис современного обществa вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического образования и воспитания, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления – способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на природу. Человек, обладающий тaким мышлением, в зрелом возрасте будет решать экономические и прочие задачи, проводя их сквозь призму экологических проблем обществa[2].

Одной из целей, указанных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в разделе биологии является «воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью» [1].

Неотъемлемой частью процесса обучения является выявление его результативности, то есть диагностика и оценка качества процесса получения знаний учащимися и их усваиваемости.

Понятие диагностики включает в себя более сложный процесс, чем обычная проверка знаний, умений и навыков обучаемых. При диагностировани результаты рассматриваются с учётом способов их достижения, выявляются тенденции, динамика дидактического процесса [3].

Одним из важнейших компонентов диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Основной функцией контроля является установление обратных связей, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучающихся. Учитель выясняет, какие и в каком объёме знания усвоил ученик, готов ли он к получению новой информации. Так же контроль даёт возможность школьнику самостоятельно провести рефлексию своей учебной деятельности, выяснить удачно ли он использовал возможности педагогического процесса.

В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый и отсроченный [3]. Эффективный педагогический процесс подразумевает под собой непрерывную деятельность учителя, не ограничивается рамками урока и включает в себя разноплановую внеурочную деятельность. Рассмотрим применение видов контроля во внеклассной деятельности по биологии.

Одним из видов внеклассной работы по биологии являются экологические выезды на природу и экспедиции. Экологическая экспедиция может стать прекрасным способом не только получения новых знаний и сбора материалов для научных работ, но и диагностики эффективности взаимодействия учителя с учениками в течение всего учебного года. Основным условием для достижения этой цели является хорошо отработанная система ежедневных занятий и исследований на протяжении всей экспедиции.

Существует множество способов контроля знаний, проводимого непосредственно в природе. Можно выделить несколько наиболее эффективных и привлекательных для учащихся:

  • решение дистанционного кроссворда;

  • создание экологической тропы;

  • создание театрализованного представления;

Эффективность данных способов заключается в том, что они основаны на принципах соперничества и добровольного участия, что способствует большей заинтересованности учащихся в проявлении уже имеющихся знаний и получении новых.

Дистанционный кроссворд представляет собой экологический кроссворд, который разгадывается при прохождении определённого маршрута и нацелен на применение собственных знаний и умений. Например, в кроссворде зашифровано название птицы, обитающей в данных местах, нужно узнать её по пению. Задание выполняются каждым учащимся индивидуально, что даёт возможность учителю оценить уровень знаний каждого ученика по пройденной теме.

Дистанционный кроссворд предполагает поэтапное разгадывание. Этапы – это тематические площадки и каждая группа разгадывает весь кроссворд, но постепенно по мере перехода с одной площадки на другую.

Перед выходом на площадки команды получают файлы с «пустыми» кроссвордами и направление первого этапа (площадки). Начинается разгадывание кроссворда с общего вопроса. Участники записывают в «пустой» кроссворд ответ № 1 и отправляются по своим площадкам.

Фото 1. Разгадывание кроссворда.

После прохождения всех площадок команды сдают жюри один заполненный кроссворд и жетоны за дополнительные вопросы. По второму заполненному кроссворду команды могут себя проверить. Для проверки в конце игры вывешивается плакат с разгаданным кроссвордом.

Пример: «Дистанционный Кроссворд»

                             

9

 
                                 
                   

1

           
                                 
                                 
             

6

                 
     

3

                         
         

8

                     
                                 
                                 
                           

7

   

5

2

                             
                                 
                                 
     

4

                         
                                 
                                 
       

10

                       

Вопросы Дистанционного кроссворда.

1.Лечебное вещество, которое получают из смолы сосны. (Скипидар)

2. Растение, которое назвали в честь богини войны Артемиды. (Полынь)

3. Растение, которое встречают в немалом количестве, но которое считается редким. (Ландыш)

4. Типы дождей, способствующие оживлению растительных сообществ. (Семенные)

5. Краснокнижный ковыль Самарской области, который можно встретить в данной местности. (Опушеннолистный)

6. Тип воздействия на растительные сообщества. (Антропогенное)

7. Комнатное растение, которое в большом количестве выделяет фитонциды. (Герань)

8. Организмы, попавшие в данные сообщества из других мест обитания. (Интродуценты)

9. Растение, символизирующее легенду о Тристане и Изольде. (Жимолость)

10. Паук, обитающий в воде. (Серебрянка)

Создание экологической тропы – прекрасный способ диагностики знаний учащихся, так как весь процесс основан на самостоятельном поиске биологических объектов, описании их свойств и признаков.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экосистем и другие природные объекты.

Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Учебная тропа создается детьми под руководством взрослых. Дети на маршруте тропы выступают в роли экскурсоводов, «учителей» и пропагандистов, являются не только исполнителями, но творцами, организаторами и настоящими исследователями.

Подготовка тропы осуществляется следующим образом.

Экологический отряд делится на бригады. Бригады вместе с учителем определяют объем и содержание экологических площадок, составляющие их сюжеты. По каждой теме подготавливается и защищается реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы используют в своем рассказе.

В задачу экскурсоводов входит не только знакомство сверстников с информацией об окружающей природе, но и активное привлечение школьников к ее познанию через исследовательскую деятельность. Для этого необходимо предварительное обследование места маршрута в соответствии с выбранными темами, лучше с привлечением специалистов, получение первых результатов и выводов. Полученные данные будут основой исследовательской части развернутых познавательных площадок экологической тропы, а так же лягут в основу будущих научно-исследовательских работ детей.

Желательно, чтобы на площадках присутствовал посильный природоохранительный труд детей.

Для того, чтобы тропа была привлекательна и доступна неподготовленному слушателю, подросткам с разнообразными интересами, необходимо в содержание площадок ввести исторический, художественный материал, театрализованные моменты, стихи, песни, музыку, широкий наглядный материал.

Для успешного усвоения информации площадок, необходимо на каждой проводить диагностические игры, викторины и т.д., а также ввести соревновательность и систему поощрений.

Реальным примером создания экологических троп на территории нашей области является экологическая тропа, развёрнутая на реке Кондурча в районе лагеря «Космос-2» преподавателями и учащимися МОУ Гимназия №1 г. Самары.

Каждая площадка тропы была разработана по следующим шести направлениям:

  1. Теоретическая часть: предлагается информация об объекте, его истории, экологической ценности.

  2. Исследовательская часть: знакомство экскурсантов с методами исследовательской работы и выводами об экологическом состоянии объекта.

  3. Практическая часть: создание моделей, демонстрации применения объекта, природоохранный труд и т.д.

  4. Художественная часть: театрализованные сцены из классической литературы по теме площадки, народные традиции, песни, стихи, музыка и т.д.

  5. Диагностическая часть: с помощью игр, викторин и т.д. выяснение степени освоения материала площадки.

  6. Наглядность: плакаты, аншлаги, лозунги, макеты и т.д.

Темы площадок экологической тропы «Полет».

1. «Самарская Лука».

2. «Волжская».

3. «Лекарственная флора и фауна Самарской Луки».

4. «Туристическая» (экологический аспект).

5. «Птицы Самарской Луки».

6. «Энтомологическая».

Создание театрализованного представления по итогам экспедиции – один из самых творческих способов диагностики полученных знаний. В этом случае целесообразно проводить оценку, опираясь на колличество и качество задействованного в спектакле материала, а именно:

  • количество использованных в постановке биологических объектов;

  • степень раскрытия характеристик этих объектов, применительно к изученным биоценозам.

Например, оценивая представление по тематике «Лекарственные растения», необходимо учитывать: сколько видов лекарственных растений было перечислено; в каких биотопах они были найдены; какими лекарственными характеристиками обладают растения и т.д.

Для учеников, являющихся членами экологического отряда Гимназии №1, экологические театрализованные представления пользуются особой популярностью и организовываются практически в каждой экспедиции.

Например.

«Вечера на хуторе близ Смолькино»

Действующие лица:

1. Василиса Премудрая

2. Премудр 1 - Думер

3. Премудр 2 – Ведун

4. Василий.

5. Мудрый Каа

6. Совка-сплюшка

7. Красноухая черепаха.

8. Заяц 1

9. Заяц 2

10. Ведущий

Краткое содержание спектакля.

Василиса Премудрая и два её помощника (премудры) захотели понимать речь всех зверей в округе, для этого им необходимо сварить зелье, в состав котрого входят хвосты и глаза животных прилегающего леса. Они снаряжают экспедицию с целью поймать питона и совку-сплюшку. Красноухая черепаха, подслушав намерения Василисы, решает предупредить своих друзей о надвигающейся опасности.

В это время Василий - эколог, краевед и защитник всех животных, прогуливается по лужайке в компании питона Каа и совки-сплюшки. Тут из кустов выпрыгивают слуги Василисы Думер и Ведун, обездвиживают Василия, хватают животных и уносят в неизвестном направлении.

Очнувшись от колдовства премудр, Василий встерчается с красноухой черепахой, узнаёт о коварных планах Василисы и идёт к зайцам, просить о помощи. Все вместе они отправляются к Василисе в замок, где застают их за процессом зельеварения. Затевается спор, в ходе которого питон Каа рассказывает о существовании другого средства, помогающего понимать язык зверей: разгадывание загадок.

Питон загадывает загадки, герои вместе со зрителями их разгадывают и все начинают понимать язык зверей.

Звучит финальная песня «А я люблю свои места родные».

Фото 2. Сцена 1: Василиса и её премудры собираются варить зелье.

Фото 3. Сцена вторая: монолог красноухой черепахи.

Фото 4. Сцена третья: похищение животных.

Фото 5. Сцена четвёртая: пляска зайцев на лужайке.

Фото 6. Сцена пятая: спасение животных.

Фото 7. Сцена седьмая: финальная песня.

Как показывает практика, дети с энтузиазмом откликаются на выполнение творческого задания, задействуют все имеющиеся ресурсы, что в свою очередь даёт возможность оценить не только уровень базовых знаний, но и степень владения межпредметными связями, без которых невозможно действительно глубокое понимание предмета.

Все вышеперечисленные способы организации деятельности экологической экспедиции как нельзя лучше соответствуют новым стандартам ФГОС, являясь не только эффективными способами получения знаний, но и позволяющими провести диагностику и оценку знаний участников экспедиции по заявленным тематикам.

Литература.

  1. Аркадьев А.Г., Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Биология. М. : Дрофа – 2007. – 178 с.

  2. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – 2012. - №8. – С. 309-312.

  3. Симонов В.П. Оценка качества в образовании. Монография.- М., 2007. – 357c.

Просмотров работы: 620