ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Пашкееч В.П. 1
1Ульяновский государственный педагогическогий университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Они сталкиваются с различными трудностями на жизненном пути, с которыми им приходится справляться в одиночку. Социальным работникам, педагогам, воспитателям, учителям необходимо сопровождать их в этом, оказывать им различного рода поддержку и помощь. Конечно отсутствие родительской любви, заботы невозможно заменить ничем. Нужно стремиться к тому, чтобы не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и запускают его социализацию и адаптацию в неправильное русло.

Для профилактики возникновения проблем детей-сирот в школе, необходимо создание благоприятной среды, как в школе, так и в детском доме, в которой школьник будет чувствовать себя комфортно. Учителям важно сформировать у детей-сирот положительную установку на учёбу, желание идти в школу. Это зависит от умений и усилий учителей создавать обстановку тепла, атмосферу доброжелательности и уюта. Благоприятная среда для детей-сирот определяется отношениями между воспитателями детских домов и детьми-сиротами; отношениями между самими детьми-сиротами; отношениями между учителями и детьми сиротами.

Благоприятная атмосфера в классе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают и права других детей. Воспитатели и учителя оказывает большое влияние на качество группового климата. Именно они создают определённый климат в группе. Всё зависит от их настроя, эмоциональности поведения, речи, а также любовного отношения к детям.

Многое зависит от первого учителя. Во-первых, первый учитель является для многих учеников примером для подражания. Во-вторых, он формирует у школьников систему ценностей, главной ценностью является учебная деятельность. Учитель определяет мотивы обучения. В-третьих, именно первый учитель выявляет способности и предрасположенность школьников к чему-либо. Он помогает развивать эти способности и пускает их в правильное русло. И наоборот учитель также выявляет «слабые места» школьников и помогает в их преодолении.

Конечно, учителя и воспитатели должны работать вместе. Это им поможет ускорить процесс школьной адаптации, который обычно длится от 2-3 недель до полугода. Длительность школьной адаптации зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:

  • индивидуальные особенности школьников,

  • характер взаимоотношений как между учителями и школьниками, так и между самими школьниками,

  • школьной программы учебного заведения (нагрузки),

  • степени подготовленности к школе и др.

При этом необходимо всячески поддерживать школьника, не критиковать, не сравнивать с другими детьми. Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен индивидуальный подход. Каждый ребенок личность, у каждого свои особенности, способности, характер. Индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребёнка, создаёт благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него [4, с. 150].

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Венгер А.Л. рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности.

1. Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников [3, с. 140].

Основная доля характеристик адаптированного и дезадаптированного школьника относится к области усвоения школьного материала, выполнения школьных обязанностей и взаимоотношения со сверстниками.

Дезадаптация школьников ведёт к отклонениям в поведении. Отклонения в поведении школьника – это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат – реакция протеста, грубость, неповиновение, девиантное поведение, которое проявляется в курении, алкоголизме, наркомании, правонарушениях.

Работа с трудными детьми и подростками предполагает педагогический процесс перевоспитания. Перевоспитание – это процесс предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении ребёнка или подростка. Это очень трудный процесс и для воспитанника и для воспитателя.

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С. Макаренко, его «методы взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки. Трудный подросток требует особого подхода [2, с. 68].

Для достижения успеха при работе с трудными подростками необходимо:

  1. установить контакт с трудными детьми-сиротами, чтобы общение дало возможность его познать;

  2. познание ребенка. Знание его мысли, стремления, реакции, планы на будущее;

  3. установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации [1, с. 75].

При работе с трудными детьми и подростками нужно помнить, что легче предотвратить развитие отклонений, чем бороться с ними при возникновении. Огромное место играет профилактика девиантного поведения детей-сирот. Профилактика девиантного поведения осуществляется через систему методов:

- профилактическую беседу;

- метод системного наблюдения;

- метод «параллельного» воздействия;

- тренинги профилактической направленности;

- метод поддержки новых навыков поведения, создания особой социальной среды;

- метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

- метод профилактического вмешательства, направленный на формирование навыков познавательной деятельности и др.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими затратами снять остроту проблемы и провернуть процесс в иное, более благоприятное русло [5, с. 86].

Однако наше общество не принимает достаточно мер для профилактики девиаций. Девиации школьников могут проявляться в различных формах, начиная от малейших отклонений от норм, плохого поведения, курения и заканчивая алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями и безнадзорностью. В этом случае социальными работниками и педагогами проводятся различные социально-коррекционные работы.

Коррекционная деятельность направлена на изменение к лучшему социальных процессов, протекающих в обществе, ослабление или преодоление их негативных проявлений. Коррекция призвана нормализовать психологическое состояние личности, улучшить отношение внутри коллектива, школы. К основным методам социальной коррекции можно отнести:

  • информационно-коррекционную беседу;

  • психологические тренинги коррекционной направленности;

  • аутотренинги;

  • психодраму:

  • метод психологического дебрифинга;

  • компенсационный метод;

  • метод коррекционного погружения в атмосферу коллектива и др.[5, с. 150].

Коррекция при борьбе с девиантным поведением является основным методом работы, т.к. она затрагивает психологическую, педагогическую, социально-средовую, этическую и другие сферы жизнедеятельности индивида. Она направлена на преодоление, исправление отклонений от общепринятых моделей в обществе.

Иными словами, при решении школьных проблем огромное значение имеет профессионализм воспитателей, учителей, социальных работников и педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами. Очень важно создание благоприятной среды вокруг детей, в которой будет происходить взаимодействие специалистов с детьми сиротами и будут использоваться различные методы и технологии работы с ними.

Библиографический список

  1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2004. - 440 с.

  2. Гринёва, Е. А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е.А. Гринёва / / Современное образование: приоритетные направления в теории и практике. Материалы IV Международной научно-практической конференции 9-10 апреля 2014г. - М.: МПГУ, 2014. - 386с.

  3. Ковалева, А.И. Социализация личности : норма и отклонение / А.И. Ковалева. - М. : Академия, 2003. - 211 с.

  4. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Г. Степанов. – М. : Академический Проспект; Трикста, 2004. – 560 с.

  5. Циткилов, П.Я. Технологии социальной работы: Учебное пособие / П.Я. Циткилов. – М. : Дашков и К°; Наука - Спектр, 2011. – 448 с.

Просмотров работы: 1952