АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №7 «ЭДЕЛЬВЕЙС» Г. НАХОДКА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №7 «ЭДЕЛЬВЕЙС» Г. НАХОДКА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью исследовательской работы является - выявить и оценить взаимосвязь составляющих структуры самоотношения и внутренней конфликтности личности в подростковом возрасте.

Задачи:

1) теоретический анализ понятий самоотношения и внутренней конфликтности личности;

2) психологическая характеристика старшего школьного возраста;

3) анализ особенностей самоотношения в старшем школьном возрасте;

4) исследование самоотношения личности, ее внутренней конфликтности и оценка их взаимосвязи в подростковом возрасте.

Объект - самоотношение личности.

Предмет - взаимосвязь составляющих структуры самоотношения и внутренней конфликтности личности старшеклассников.

Гипотеза: существует статистически значимая взаимосвязь между составляющими структуры самоотношения и внутренней конфликтности личности в подростковом возрасте.

Методы: 1) Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) [5].

2) Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена [7].

Выборка: ученики 11 класса средней школы №7 города Находка. 11 парней, 14 девушек. Средний возраст – 17 лет.

Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение».

В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.С. Кона, И.И. Чесноковой. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка», которая стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса. Термин «самооценка», используемый западными учёными, подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Понятие «самооценка» в данном случае расходится с понятием «самопознание».

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается «особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально - ценностного самоотношения» или «общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения».

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах приверженцев теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова и теории установки Д.Н.Узнадзе. И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы - «образа Я», как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.

Модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н. И. Сарджвеладзе, который впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности.

Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является категория «самоотношение», разработанная в рамках теории «отношений» А.Ф.Лазурского – В.Н.Мясищева. Самоотношение рассматривается здесь как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.

Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, при этом участвуя в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении.

Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся.

Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.

Отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания. Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя.

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление.

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации. Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации.

Следует отметить, что системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности.

Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные по содержанию подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» (С.Р. Пантилеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие».

Качественное различие между составляющими самоотношения отмечает целый ряд зарубежных и отечественных психологов. Например, Н. И. Сарджвеладзе, А.В.Захарова и И.С. Коновальчук говорят о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения; Б.С. Братусь – об его ценностной и операционально-технической структурах; С. Р. Пантилеев, О.В. Бубновская – об оценочной и эмоционально-ценностной подсистемах самоотношения.

К. Роджерс подразделяет отношение к себе на самооценку (оценку себя как носителя определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками.

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию.

Формирование оценочного самоотношения осуществляется на интерсубъективном уровне оценки в виде операций социального сравнения, или сравнения с выработанными в обществе нормами и эталонами. Данная подсистема отношения к себе строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей.

В основании эмоционально-ценностной подсистемы самоотношения лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми, прежде всего с родителями. Она является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе становления личности. Эта подсистема формируется на интрасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. Эмоциональное самоотношение принципиально не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач.

Эмоционально-ценностная составляющая самоотношения выражает обобщенную, неискаженную оценку личностью своего «Я» как условия самореализации и тесно связано с ее смыслообразующими мотивами.

Оценочная и эмоционально-ценностная подсистемы отношения личности к себе различным образом представлены в ее межличностных установках. Например, оценочное самоотношение тесно связанно с доброжелательностью - агрессивностью личности во взаимодействии с окружающими, в то время как эмоциональное – с доминированием-подчинением.

Подсистемы самоотношения бимодальны по своему содержанию. Они состоят из противоположных по своему эмоциональному тону модальностей. При этом оценочная и эмоциональная составляющие с негативным эмоциональным тоном интегрированы в единый, относительно независимый фактор «самоуничижение». Разделенность самоотношения на позитивную и негативную составляющие связана с необходимостью защиты «Я» от отрицательных эмоций и поддержания общего самоотношения на высоком позитивном уровне.

Структура самоотношения в современной психологии чаще всего описывается как состоящая из трех измерений: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение). Вместе с тем как самоуважение, так аутосимпатия и самоуничижение являются сложными по своему строению образованиями, включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей. Например, по результатам исследования С. Р. Пантилеева, самоуважение состоит из «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия – из «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение -из «самообвинения» и «внутренней конфликтности».

В нашей работе мы будем опираться на структуру самоотношения, предложенную С. Р. Пантилеевым.

В психологической литературе самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго - защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других.

Защита самоотношения чаще всего сопровождается такими процессами, которые искажают восприятие субъектом собственного опыта, находят свое разрешение в аффектах неадекватности, аддитивном или асоциальном поведении. Вместе с тем, она же «охраняет» личность от саморазрушения, потери самоидентичности. В способах защиты структурных компонентов самоотношения обнаруживаются существенные различия. Так, для защиты самоуважения более характерны рациональные способы, в то время как для повышения аутосимпатии – аффективные.

Таким образом, в психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);

2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);

3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.

При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.

Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом [3].

В психологии рассматривается внутренний мир и противоречия как основа конфликта, сложное строение внутреннего мира личности (Д.А.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Е.С.Калмыкова и др.) и утверждается сосуществование в нем несовпадающих, часто противоречащих друг другу мотивационно-смысловых образований: потребностей, мотивов, ценностей, - означающее возможность их столкновения и конфронтации, что признается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Разнонаправленность тенденций внутреннего мира личности в виду многообразия и сложности окружающего мира, отражением которого является внутренний мир, выступает его важной структурной характеристикой (О.В. Бубновская).

Субъективный, внутренний мир отражает картину внутренней жизни личности со своими основными составляющими смыслами значимых объектов и явлений, источниками которых являются потребности, личностные ценности (Д.А.Леонтьев, 1993). Они проявляются в форме отношений и конструктов, определяющих динамику эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих картину мира, мировоззрение. Содержанием процесса функционирования и развития внутреннего мира выступает самосознание, самореализация человека как личности.

Внутренние противоречия представляют собой закономерное явление, обусловленное столкновением во внутреннем мире личности разнонаправленных тенденций, диспозиций, эмоциональных состояний, близких по субъективной значимости (Б.Г.Ананьев). Кульминационная стадия развития противоречия выступает как ВЛК, для которого характерно субъективное переживание абсолютной несовместимости его сторон (Ф.Е.Василюк, Е.С.Калмыкова и др.). Когда противоречие предельно заострено и личностно переживается, человек находится в эксквизитной ситуации (Э.И.Киршбаум, А.И.Еремееева).

Многие исследователи считают, что психологическая теория, в частности теория личности, должна строиться на принципах противоречия и конфликта (З.Фрейд, Дж.Доллард, Н.Миллер и др.); сам конфликт часто рассматривается как источник развития личности, приобретение ею качественно новых образований (Л.И.Божович, Н.А.Коваль, Л.М.Митина, О.В.Кузьменкова, В.Г.Асеев, Э.Эриксон и др.).

Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия, а не устранение психологического фона конфликта - переживания.

Для анализа самоотношения личности необходимо учитывать возрастную специфику. Рассмотрим психологические особенности старшего школьного возраста [2].

Юность (старший школьный возраст), по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Л. И. Божович писала: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора» [1].

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центрального психологического новообразования юношеского возраста.

В этот период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности - самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны) [1].

Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются психологами по-разному, но это всегда этап формирования и собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Юность – завершающий этап созревания и формирования личностикоторый включает в себя становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

Образ "Я" включает 3 компонента:

1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

3. Поведенческий – практичное отношение к себе.

Образы собственного "Я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "Я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "Я (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "Я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Как правило, адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом (“Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный”). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нелогичные с точки зрения взрослых поступки: озорство, лихачество - объясняется не столько желанием выделится в глазах других, завоевывать популярность, сколько именно потребностью самопроверки - своей решительности, отваги и т. д. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [5].

Эмпирическое исследование проводилось в средней школе №7 города Находка. В нем участвовали ученики 11 класса: 11 парней, 14 девушек. Средний возраст – 17 лет.

Испытуемым была предложена методика исследования самоотношения личности С.Р. Пантелеев (МИС) [5]. Ученикам предлагался перечень суждений, характеризующих отношение к себе, к своим поступкам и действиям. Необходимо было внимательно прочитать каждое суждение. Если испытуемый согласен с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения ученикам нужно было поставить "+", если нет, то "-".

Затем были посчитаны результаты испытуемых по каждой шкале.

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что для самоотношения старшеклассников характерны типично юношеские особенности - самооценка относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

В выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое.

Другая группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.

Затем, в ходе работы, был посчитан коэффициент ранговой корреляции компонентов самоотношения и внутренней конфликтности личности.

Таблица 1. Результаты тестирования и корреляционного анализа

Открытость

Самоуверенность

Саморуководство

Отраженное самоотношение

Самооценность

Самопринятие

Самопривязанность

Самообвинение

Внутренняя конфликтность

1

5

5

6

6

5

5

6

7

6

2

4

8

5

4

7

5

3

4

3

3

8

6

7

7

6

6

2

2

2

4

6

8

5

4

7

5

4

3

5

5

5

7

4

3

7

6

3

4

5

6

8

8

7

7

6

6

2

3

4

7

4

6

3

3

6

5

4

1

4

8

6

8

8

5

7

6

3

5

5

9

4

5

6

6

6

5

5

5

5

10

4

9

5

4

6

7

3

1

2

11

9

6

8

8

5

8

3

3

4

12

6

9

8

7

8

9

2

2

2

13

3

4

3

3

5

5

5

5

6

14

8

8

8

7

8

7

4

4

3

15

7

6

6

5

6

7

2

2

1

16

6

9

8

7

8

9

1

4

3

17

4

7

4

2

8

6

2

1

4

18

6

8

5

7

9

7

1

4

4

19

7

4

6

5

4

4

5

7

5

20

6

8

7

7

6

6

4

3

3

21

8

6

6

7

6

7

4

3

4

22

5

7

6

3

6

5

3

2

3

23

8

6

7

7

6

7

3

1

2

24

7

5

5

7

6

6

6

5

4

25

4

5

5

3

5

5

3

4

4

r

-0,32

-0,43

-0,37

-0,25

-0,25

-0,54

0,56

0,69

1

По элементам структуры самоотношения: «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение» и «самооценность» были выявлены незначительные статистические показатели корреляции с внутренней конфликтностью, а с такими компонентами самоотношения, как «самопринятие», «самопривязанность» и «самообвинение» были найдены средние статистические значения корреляции с внутренней конфликтностью личности старшеклассников.

Следует отметить прямой и обратный характер взаимосвязи выявленных корреляций (для шкал «самопривязанность» и «самообвинение» – прямая корреляция, для остальных шкал – обратная).

Итак, в данной работе мы установили взаимосвязь структурных элементов самоотношения личности и ее внутренней конфликтности на примере старшеклассников.

Самоотношение термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте: диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 2005. - 199 с. + Прил. (113с.). РГБ ОД.

3. Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pguides.ru/gcms-217-1.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.11.2015).

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.

6. Посохова С.Т., Настольная книга практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с. 141-157)

7. Сидоренко Е.В., Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.

Просмотров работы: 2871