АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: учебная мотивация, внешняя и внутренняя мотивация, самооценка и мотивация, личность и личностные особенности.

Резюме: в данной работе рассматривается проблема мотивации в исследованиях отечественных психологов. Особое внимание уделено учебной мотивации студенчества, ее различным видам, рассмотрены вопросы взаимосвязи мотивации и самооценки личности.

THE ANALYSIS OF MOTIVATION TRAINING IN RUSSIAN PSYCHOLOGICAL STUDIES

Author – Volkova P.V., III year student of the Institute of Law, Department of Philosophy and Legal Psychology, training direction "Psychology"

Scientific Supervisor – Bubnovskaya O.V., Candidate of Psychological Sciences, Professor of Russian Academy of Natural History

«Vladivostok State University of Economics and Service»

Vladivostok, Russia

Keywords: motivation training, external and internal motivation, motivation and self-esteem, person and personal features.

Abtract: this paper presents motivation training in Russian psychological studies. Particular attention was paid to educational motivation of student, its different kinds and questions of the relationship of motivation and self-esteem.

Проблемы мотивации относятся к одним из важных проблем психологического знания, так как их изучение помогает лучше понять сущность тех или иных поступков личности, механизмы и причины деятельности человека. Мотивация является одним из главных компонентов любой успешной деятельности человека.

Почти весь период становления личности занимает учебная деятельность. Поэтому решение проблемы мотивации обучения сейчас является очень актуальной задачей, так как приводит к решению вопросов мотивации деятельности в целом [1]. Также проблема профессиональной мотивации приобретает особое значение, так как отражает взаимодействия индивида и общества.

Многие исследователи [2] отмечают значимость изучения потребностей и ценностей, как основных единиц мотивационно-смысловых образований именно в юношеском возрасте, периоде поиска смысла собственной жизни, формирования системы ведущих потребностей, центральных мотивационно-смысловых образований, оказывающей влияние на становление, развитие личности (Божович Л.И., Сосновский Б.А., Мерлин В.С.). Проблема мотивации обучения студентов вузов затрагивается в работах таких российских ученых, как В.Г. Леонтьев, А.Б. Орлов, Л.И. Божович, В.А. Якунин, А.К. Маркова.

Результаты исследований [3] Ведровой Л.А. мотивов учебной деятельности студентов, их динамики показывают, что у студентов первого курса больше преобладают внешние мотивы такие как:

• стать высококвалифицированным специалистом,

• обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности,

• получить диплом.

У студентов четвертого курса больше преобладают внутренние мотивы:

• получить интеллектуальное удовлетворение,

• приобрести глубокие и прочные знания

Данные исследования, проведенного Мирной А.Б., Ножкиной И.Н., Селеверстовой Т.А. [4] на базе Белгородского государственного университета, показывают (таблица 1), что в процессе обучения в вузе происходит развитие познавательной мотивации учебной деятельности студентов (познавательный мотив доминирует на всем периоде обучения студентов).

Таблица 1. Развитие мотивации в процессе обучения

Мотивы

Первый курс

Второй курс

Третий курс

Четвертый курс

Преобладающий

познавательный мотив

познавательный мотив

познавательный мотив, мотив получения диплома

познавательный мотив, социальный мотив

Средний

мотив получения диплома и социальный мотив

мотив овладения профессией

социальный мотив

мотив овладения профессией

Не актуальный

мотив овладения профессией

социальный мотив и мотив получения диплома

мотив получения знаний и овладение профессией

мотив получения диплома

Мотивация овладения профессией повышается ко второму курсу, что связано с введением дисциплин предметной подготовки.

Согласно результатам исследования Николаевой Л.А и Степанова А.И [5], у студентов первого курса доминирующим мотивом является получение диплома. По мере увеличения продолжительности обучения, формальность усвоения знаний значительно снижается. Так, мотив получения знаний у студентов максимален на четвертом году обучения. На пятом курсе доминирующими мотивами уже становятся «Овладение профессией» и «Получение знаний», что свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею.

Согласно исследованию [6] Афанасьевой А.С., при сравнении групп студентов начальных и выпускных курсов на высоком уровне значимости обнаружены различия по типу мотивации «Получение знаний», а также по типу мотивации «Получение диплома». Следует отметить, что гармоничные типы мотиваций «Получение знаний» и «Овладение профессией», которые наиболее выражены при социально-психологической установке «Ориентация на труд», повышают удовлетворенность потребности «Компетенция» и формируют положительный интерес к обучению в процессе получения образования.

Овчинников М.В, рассматривая мотивацию учения студентов, показывает [7], что доминирующими мотивами учения являются профессиональные, прагматические и познавательные. В его работе выявлены наиболее значимые мотивы поступления в вуз: желание получить высшее образование и интерес к профессии. Среди реально действующих мотивов учения доминирующими определены: мотив приобретения глубоких и прочных знаний и интеллектуальное удовлетворение. В профессиональной мотивации выделена группа мотивов с высокими показателями: самосовершенствование, достижение в профессии самореализации, получение интересной работы.

Герасимова А.С реализовала ценностно-деятельностный подход к изучению характера учебной мотивации старшеклассников и студентов [8], выделив три уровня сформированности мотивационного компонента: высокий, средний и низкий. В основу выделения положены два основных критерия – характер направленности спектра ведущих мотивов (только на достижение результата (желаемой оценки) или одновременно и на саморазвитие) и меру их действенности (выполняют ли они роль только знаемых или также и действующих мотивов)

По результатам сравнительного анализа внешней и внутренней учебной мотивации студентов вуза, выполненного А.Г. Бугрименко [9], внутренне мотивированные студенты более «погружены», «включены» в учебный процесс. Для них характерна мотивация самоопределяемой учебной деятельности: они более активны, сознательны, произвольны в планировании учебной деятельности. Они уделяют равное внимание как общеобразовательным, так и узкопрофессиональным предметам, в большей степени ориентированы на процесс и результат учебной деятельности, чем на внешние по отношению к ней факторы. Учебная деятельность студентов, мотивированных, скорее, внешне, отличается противоположными характеристиками. Такие студенты в меньшей степени произвольны в организации учебного процесса, меньше «погружены» в учебную деятельность. Ими движут внешние по отношению к процессу и результату учебной деятельности факторы.

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала. Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

Конечно, при анализе учебной мотивации студенчества необходимо учитывать и возрастные особенности. Согласно исследованиям личностных особенностей, проведенным О.В. Бубновской [10], студенты в целом характеризуются позитивной структурой самоотношения. Во время обучения в вузе растет осознанность «Я», открытое отношение к себе, «внутренняя честность». Наряду с положительными характеристиками личности (например, добросовестность и обязательность) наблюдаются и негативные черты характера (например, избегание ответственности и пренебрежение социальными нормами).

Также в работах исследователей рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации. Так по результатам корреляционного исследования Жолудевой С.В. и Калашник К.А [11], у студентов с высоким и средним уровнем самооценки существует взаимосвязь между мотивом одобрения и моральной нормативностью. Однако, чем больше студенты со средним уровнем самооценки стремятся к одобрению, тем менее реально оценивают они свою роль в коллективе, и в меньшей степени ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения, по сравнению со студентами с высоким уровнем самооценки.

Как отмечает К.В. Харитонова [12], студенты с высокой самооценкой мотивированны на успех и поэтому проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Респонденты с низкой самооценкой мотивированы на неудачу и обычно ставят перед собой более низкие цели, по сравнению с теми, кто может достигнуть, тем самым преувеличивая значение неудач.

В работе Хасановой Р.Р. и Штерц О.М. [13] результаты говорят о том, что мотивация достижения успеха, то есть потребность похвалы, признания, более актуальна в младшем школьном и подростковом возрасте, а в поздней юности (студенческий возраст) этих потребностей так таковых не существует, так как в юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя.

Следует отметить, что проведенные исследования не раскрывают полностью феномена мотивации обучения и ее взаимосвязи с самооценкой личности студентов. Согласно представленным данным, вопрос изучения мотивации является актуальным и в будущей работе мы планируем исследование, направленное на анализ мотивации обучения, выявление взаимосвязи мотивации обучения и самооценки личности в студенческом возрасте и ее оценку.

Литература

  1. Гурова А.В. Проблема мотивации в учебной деятельности старшеклассников / А.В. Гурова [Электронный ресурс] / VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12036.pdf..

  2. Бубновская О.В., Добрынина М.С. Психологические особенности мотивационно-личностной сферы и карьерных ориентаций студенчества / О.В. Бубновская, М.С. Добрынина // Казанская наука. №3 2011. – Казань: изд-во «Казанский издательский дом», 2011. – С.177-180.

  3. Ведрова Л.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза / Л.А. Ведрова [Электронный ресурс] / V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/7363.pdf.

  4. Мирная А.Б., Ножкина И.Н., Селеверстова Т.А. Мотивация учебной деятельности студентов / А.Б. Мирная, И.Н. Ножкина, Т.А. Селеверстова [Электронный ресурс] / III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 – 20 февраля 2011 года – Режим доступа: http://rae.ru/forum2011/pdf/1459.pdf

  5. Николаева Л.А., Степанов А.И. Динамика учебной мотивации у студентов-психологов / Л.А. Николаева, А.И. Степанов [Электронный ресурс] / V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/5585.pdf

  6. Афанасьева А.С. Закономерности формирования учебной мотивации в процессе обучения в вузе / А.С. Афанасьева // Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург) / СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – С.328

  7. Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: дис ... канд. психол. наук /М.В. Овчинников [Электронный ресурс] / Екатеринбург, 2008 - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/dinamika-motivacii-uchenija-studentov-pedagogicheskogo-vuza-i-ee-formirovanie.html

  8. Герасимова А.С. Ценностно-нормативная методика оценки учебной мотивации студентов. // Экспериментальная психология, 2013, Белгород том 6, № 4, с. 96–104.

  9. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешная мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 51-60.

  10. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты/ О.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 147-153.

  11. Жолудева С.В., Калашник К.А. Особенности мотивации одобрения и адаптивностиу студентов с разной самооценкой / С.В. Жолудева, К.А. Калашник // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 26. - № 3. - С. 28-33

  12. Харитонова К.В. Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов / К.В. Харитонова // Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург) / СПб: Издат-во С.-Петерб, 2012. – С.285

  13. Хасанова Р.Р., Штерц О.М. Исследование взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успехов у студентов / Р.Р. Хасанова, О.М. Штерц // Современные наукоемкие технологии. -2013. - №7-2. – С.220-221

Просмотров работы: 1306