АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ВГУЭС) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ВГУЭС)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность процесса обучения находится в зависимости от реализации возможностей человека, его способностей, творческого потенциала, личностных свойств.

По мнению ряда исследователей, решить проблему освоения школьниками учебной программы позволяет учёт индивидуальных особенностей личности учеников, который обеспечивает успешность учебной деятельности [1]. Личностные характеристики составляют важную группу факторов, влияющих на школьную успеваемость.

В настоящее время отмечается снижение уровня успеваемости школьников. В школах есть ученики, которые испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и, таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении [3]. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и педагогическая, и психологическая...» [2].

Исследований, посвященных проблеме академической успеваемости, существует достаточно много, некоторые из них указывают на определенную ее связь с личностными особенностями. Однако, они редко являются предметом изучения факторов школьной успеваемости школьников среднего звена.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования о взаимосвязи личностных особенностей и академической успеваемости педагогом-психологом Академического Лицея в работе с неуспевающими, в силу своих индивидуальных качеств детьми, для повышения уровня их успеваемости.

Цель работы – выявление возможной связи успеваемости и личностных особенностей школьника.

Объект – личностные особенности учеников средних классов с разными уровнями академической успеваемости.

Предмет – взаимосвязь личностных особенностей и уровня успеваемости учеников пятых классов Академического Лицея ВГУЭС.

Гипотеза – между личностными особенностями и успешностью обучения школьника существует взаимосвязь. Так, у учеников с высоким уровнем успеваемости будут выражены такие личностные особенности, как вербальный интеллект, уверенность в себе, склонность к самоутверждению и самоконтроль, а также низкие показатели тревожности и нервного напряжения. У учеников с низким уровнем успеваемости будут выражены такие особенности, как тревожность и нервное напряжение, а также низкие показатели уверенности в себе, склонности к самоутверждению и самоконтроля.

Эмпирические методы: опросные методы, представленные беседой и анкетированием, тестирование, представленное следующими методиками: «Личностный опросник Кеттелла» (детский вариант), проективный тест «Кактус», и метод анализа документов (архивный метод).

Статистические методы: методы описательной статистики, а также корреляционный анализ, представленный подсчётом коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Я.А. Коменский, М.М. Безруких, Л.А. Регуш, А.А. Бударный, У.Д. Розенталь, М.А. Данилова.

Анализ исследований, посвященных психологическим проблемам академической успеваемости, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано не мало. Многие исследователи указывают на существование множественных связей между успеваемостью и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся. К этим особенностям можно отнести: трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, тревожность. Но возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению школьной программой.

Выборку исследования составляют ученики 5-х классов Академического Лицея ВГУЭС в возрасте 10-12 лет, в количестве 25 человек, из них 15 девочек и 10 мальчиков.

Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей школьников по методике тест Кеттелла, детский вариант представлены графически – на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень выраженности личностных особенностей школьников

Из данных диаграммы видно, что по шкале А – общительность 12% школьников имеют высокие показатели, 68% – средний, 20% – высокий. По шкале В – вербальный интеллект у 16% учеников высокий уровень, у 44% – средний, у 40% – низкий. У 8% по шкале С – уверенность в себе высокий уровень, 68% – средний, 24% – низкий. По шкале D –возбудимость у 24% высокий уровень, у 60% – средний, у 16 – низкий. По шкале Е –склонность к самоутверждению 12% обладают высоким уровнем, 68% – средним, 20% – низким. По шкале F – склонность к риску у 8% – высокий уровень, 60% – средний, 32% – низкий. По шкале G – ответственность у 16% – высокий, 64% –средний, 20% – низкий. По шкале H – социальная смелость у 8% – высокий, 80% – средний, 12% – низкий. По шкале I – чувствительность 16% школьников имеют высокий уровень,68% – средний и 16% – низкий. По шкале О – тревожность 8% – высокий, 84% – средний, 8% – низкий. По шкале Q3 – самоконтроль 12% – высокий, 44% – средний, 44% –низкий. По шкале Q4 – нервное напряжение высокий – 20%, средний – 68%, низкий –12%.

Важно обратить внимание на то, что в исследуемых нами классах есть ученики, личностные особенности которых характеризуются низким вербальным интеллектом (40%), высокой возбудимостью (24%), неуверенностью в себе (24%), , низким самоконтролем (44%) и высоким нервным напряжением (20%), что требует психологического сопровождения и поддержки психолога.

В таблице 1 представлены данные с количественным соотношением учеников в проявлении особенностей по проективной методике «Кактус»

Таблица 1 – Определение эмоционально-личностных особенностей учеников

Особенности эмоционально-личностной сферы

Кол-во учеников, обладающих данной особенностью

Агрессивность

10

Импульсивность

7

Эгоцентризм

12

Демонстративность

13

Тревожность

8

Экстравертированность

17

Интровертированность

8

Процентное соотношение не представлено, так как у одного ученика могут проявляться сразу несколько особенностей, в итоге результаты будут превосходить 100%.

Экстравертами являются 17 школьников, интровертами – 8.

По данным, представленным в таблице, можно сделать следующий вывод, что среди учеников 5-х классов демонстративность проявляется у 13, эгоцентризм у 12, агрессивность у 10, тревожность у 8, импульсивность у 7., что требует внимания психолога.

Результаты школьной успеваемости представлены как средние значения по предмету на рисунке 2.

Рисунок 2 – Средний балл по предмету

По данным диаграммы видно, что средний балл по русскому языку – 4,332, математике – 4,096, литературе – 4,161, английскому – 4,024, музыке – 4,732, информатике –4,528, обществознанию – 4,032, биологии – 4,248, географии – 4,36, физкультуре – 4,672, истории – 4,176.

Самый высокий средний балл у лицеистов 5-х классов по музыке (4,73), физкультуре (4,67) и информатике (4,52) что можно объяснить не высокой сложностью и трудоемкостью этих предметов. По английскому языку (4,024), обществознанию (4,032) и математике (4,096) у класса самые низкие баллы, возможно из-за их высокой трудоемкости, требующей от учеников усилий и большего проявления их индивидуальных особенностей.

Процентное соотношение уровней успеваемости представлено графически на рисунке 3.

Из данных диаграммы видно, что 24% учеников 5-х классов АЛ ВГУЭС имеют высокий уровень успеваемости, средний уровень проявляется у 60% школьников, низкий уровень успеваемости у 16%.

Рисунок 3 – Процентное соотношение оценок уровней успеваемости

Теперь, когда у нас есть данные о личностных особенностях и академической успеваемости учеников 5-х классов АЛ, мы можем перейти непосредственно к анализу взаимосвязи этих факторов:

1) Анализ связи уровней успеваемости и качеств личности по проективной методике «Кактус» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Соотношение уровней успеваемости и качеств личности

Уровень успеваемости

Качества личности

Агрессивность

Импульсивность

Эгоцентризм

Демонстративность

Высокий

33%

50%

100%

67%

Средний

53%

27%

27%

47%

Низкий

50%

0%

10%

0%

 

Тревожность

Экстраверти-рованность

Интровертированность

Высокий

33%

67%

33%

Средний

27%

60%

40%

Низкий

75%

50%

50%

По данным из таблицы видно, что в группе учеников с высоким уровнем успеваемости такое качество как агрессивность выражено в 33% случаев, импульсивность 50%, эгоцентризм –100%, демонстративность – 67%, тревожность – 33%, экстравертированность – 67%, интровертированность –33%. В группе школьников со средними показателями эти качества наблюдаются в 53%, 27%, 27%, 47%, 27%, 60%, 40% случаев соответственно. Агрессивность в группе учеников с низкими показателями успеваемости выражена у 50% учеников, импульсивность – 0%, эгоцентризм –10%, демонстративность – 0%, тревожность – 75%, экстравертированность – 50%, интровертированность – 50%.

Анализируя соотношение успеваемости и личностных особенностей школьника, отметим, что у учеников с высоким уровнем успеваемости преобладают такие качества как эгоцентризм, демонстративность, импульсивность и экстравертированность, слабо выражена тревожность и агрессивность.

Для учеников с низкими показателями успеваемости более характерны такие качества как тревожность и агрессивность. Демонстративность и импульсивность не присутствуют.

2) В таблице 4 представлены статистически значимые результаты корреляционного анализа успеваемости по предмету и личностным особенностями пятиклассников по Кеттеллу.

По данным таблицы видно, что статистически значимая связь успеваемости школьников и их личностных особенностей имеет предметную дифференциацию:

  • по русскому языку с общительностью и нервным напряжением 0,43 и –0,36 соответственно;

  • по математике с общительностью (r=0,46), склонностью к самоутверждению (r=0,43), склонностью к риску (r=,055), тревожностью (r=–0,39), нервным напряжением (r=–0,32);

  • по английскому со склонностью к риску (r=0,56);

  • по музыке с чувствительностью r=0,42;

  • по обществознанию с общительностью r=0,42, склонностью к самоутверждению r=0,34, тревожностью r=–0,41;

  • по биологии со склонностью к риску r=0,48;

  • по географии с нервным напряжением r=–0,35;

  • по физкультуре с общительностью r=0,35, склонностью к риску r=0,49, социальной смелостью r=0,46;

  • по истории с общительностью r=0,44, склонностью к самоутверждению r=0,38, склонностью к риску r=0,5 и с тревожностью r=–0,38.

Таблица 4 – Статистически значимые результаты корреляционного анализа личностных особенностей и успеваемости

Предмет

Личностные особенности

Значение r

р, уровень значимости

Русский язык

А-общительность

0,43

р≤0,025

Q4-нервное напряжение

-0,36

р≤0,05

Математика

А-общительность

0,46

р≤0,025

Е-склонность к самоутверждению

0,43

р≤0,025

F-склонность к риску

0,55

р≤0,005

O-тревожность

-0,39

р≤0,05

Q4-нервное напряжение

-0,32

р≤0,05

Английский язык

F-склонность к риску

0,56

р≤0,025

Музыка

I-чувствительность

0,42

р≤0,025

Обществознание

А-общительность

0,42

р≤0,025

Е-склонность к самоутверждению

0,34

р≤0,05

O-тревожность

-0,41

р≤0,025

Биология

F-склонность к риску

0,48

р≤0,01

География

Q4-нервное напряжение

-0,35

р≤0,05

Физкультура

А-общительность

0,35

р≤0,05

F-склонность к риску

0,49

р≤0,01

H-социальная смелость

0,46

р≤0,01

История

А-общительность

0,44

р≤0,025

Е-склонность к самоутверждению

0,38

р≤0,05

F-склонность к риску

0,5

р≤0,01

O-тревожность

-0,38

р≤0,05

Также необходимо проанализировать полученные взаимосвязи с учетом дифференциации личностных свойств:

  • с общительностью коррелирует успеваемость по таким дисциплинам как русский язык, математика, обществознание, физкультура и история;

  • со склонностью к самоутверждению – математика и обществознание;

  • со склонностью к риску – математика, английский, биология, физкультура;

  • с социальной смелостью – физкультура;

  • с чувствительностью – музыка;

  • с тревожностью – музыка, обществознание и история;

  • с нервным напряжением – русский язык, математика, география.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что между личностными особенностями и уровнем школьной успеваемости существует статистически значимая взаимосвязь, что особенно выражено по некоторым предметам, что частично подтверждает гипотезу нашего исследования.

Так, у учеников с высоким уровнем успеваемости выражены такие личностные особенности, как склонность к самоутверждению, риску и социальная смелость, а также низкие показатели тревожности и нервного напряжения, а у школьников с низким уровнем успеваемости выражены такие особенности, как тревожность и нервное напряжение, а также низкие показатели склонности к самоутверждению и риску.

Предположение о том, что между вербальным интеллектом и успеваемостью есть связь, не подтвердилось.

В целом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1) Между академической успеваемостью ученика и его личностными особенностями, такими как склонность к самоутверждению, склонность к риску, социальная смелость, тревожность и нервное напряжение есть статистически значимая связь.

2) Среди учеников есть те, на кого психологу стоит обратить внимание (высоко возбудимые, с низким уровнем самоконтроля, неуверенные в себе и ребята с высоким уровнем нервного напряжения), это может потребовать психологического сопровождения и поддержки психолога.

3) Ученики 5-х классов АЛ ВГУЭС с высоким уровнем успеваемости в большей степени обладают такими качествами как общительность, уверенность в себе, социальная смелость, склонность к самоутверждению и риску, эгоцентризм, демонстративность, экстравертированность, слабо выражены тревожность, нервное напряжение и агрессивность.

4) Школьники с низкой академической успеваемостью более тревожны, агрессивны, нервно наряжены. Эгоцентризм, демонстративность, импульсивность не проявляют.

Уровень школьной успеваемость является лишь одним критерием успешности обучения и следующим этапом работы будет рассмотрение других факторов, выявляющихся через экспертную оценку педагогов, родителей, оценку одноклассниками и самооценку школьника, а также их сопоставление и комплексный анализ.

Список литературы

1. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109.

2. Безруких, М. М. Трудности обучения в школе [Текст] : причины, диагностика, комплекс. помощь / М. М. Безруких. — М. : Эксмо, 2009. — 462 с.

3. Слободская Е. Р., Сафронова М.В., Ахметова О.А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С.70–79.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

Просмотров работы: 2218