РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональное самоопределение – это определение своего места в мире профессий, наполнение личностного смысла в выполняемой работе. Освоение учебных программ, дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках формируют у школьников учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Определяться с выбором профессий школьники могут как на уроках, так и в различных внеклассных занятиях, кружках и многих других видах деятельности. Изучая ту или иную дисциплину только на уроке недостаточно для правильного выбора будущей профессии по душе ученика. Углубить свои знания и определиться с важностью для школьника полюбившейся дисциплины могут элективные курсы, которые служат в том числе и осознанием возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Основная цель преподавания элективных курсов заключается в ориентации учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Элективные курсы выполняют различные функции:

1) изучение ключевых проблем современности;

2) ознакомление с особенностями профессиональной деятельности;

3) ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

4) дополнение к углублению базового предметного образования;

5) компенсация недостатков обучения по профильным предметам.

Физиология животных является одним из важнейших разделов биологической науки и как наука представляет собой систему достоверных знаний о процессах жизнедеятельности и функциях организма, поведении животных. Физиология изучает физиологические процессы и физиологические функции живого организма на уровне клеток, тканей, органов и организма в целом в их взаимосвязи между собой и с учетом влияний условий окружающей среды, технологии содержания животных, поведенческие реакции животных.

Физиология является теоретической основой ветеринарии и зоотехнии, знания ее необходимы ветеринарному врачу и зооинженеру в качестве основы для решения вопросов, связанных с эффективной профилактикой, диагностикой и терапией, организацией разумного содержания, эффективного использования животных, повышения их продуктивности. Они необходимы смежным специальностям товароведу эксперту по сырью животного происхождения при оценке качества сырья и товаров животного происхождения, технологу по переработке продукции животноводства при определении путей и способов улучшений технологий, и многим другим. Включает в себя большое количество профессий. Элективный курс «Физиология животных» будет способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Методическое обеспечение элективного курса «Физиология животных»

1. Рабочая программа элективного курса «Физиология животных».

2. Методические разработки лекций, семинарско-практических и лабораторных занятий (выборочно).

3. Для проведения практических занятий по изучению рефлексов применяются Методические рекомендации по изучению скорости созревания сенсорно-двигательных рефлексов, обучаемости и памяти, содержащие методики тестов, в которых представлены методики (тесты) и показатели стандартов созревания сенсорно-двигательных рефлексов, обучаемости и памяти у детенышей белых лабораторных крыс [3].

4. Рекомендации по содержанию песчанок монгольских; по проведению тестов на изучение скорости созревания безусловных рефлексов у песчанок монгольских (авторская версия). Примерный стандарт созревания сенсорно-двигательных рефлексов, обучаемости и памяти у детенышей песчанок монгольских.

Содержание методического обеспечения элективного курса «Физиология животных»

1. Рабочая программа элективного курса «Физиология животных» разработанадля учащихся 10 класса и составлена на основе Государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерных программ среднего общего образования по биологии. Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных старших классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного, медико-биологического и физиологического направления.

Основная концепция курса направлена на освоение основных понятий и законов биологии; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, проведение различных опытов и практических работ.

Цель курса:формирование глубокого познания механизмов и закономерностей осуществления процессов и функций животных, а также их регуляции.

Курс рассчитан на 34 учебных часа. При необходимости общее количество часов может быть увеличено за счет увеличения объема проводимых практических занятий, семинаров, ролевых игр и самостоятельных (аудиторных работ), всего восемь тем. В основном на изучение и рассмотрение каждой темы отведено по 3-4 часа.

На тему «Центральная нервная система» отводится 13 часов, в план изучения входит: развитие, общие закономерности строения и топографии отделов ЦНС. Рефлексы (условные и безусловные). Формирование безусловных рефлексов у крыс. Монгольская песчанка как лабораторный объект. Пример формирования безусловных рефлексов на песчанке монгольской. Биология и содержание монгольской песчанкой. Тесты для определения формирования безусловных рефлексов у песчанки монгольской. В таблице 1 представлено тематическое планирование элективного курса «Физиология животных» (фрагмент).

Таблица 1

Тематическое планирование элективного курса«Физиология животных» (фрагмент)

Тема

Кол-во ч.

Результаты обучения

Формы обучения

Тема 3. Центральная нервная система (13 ч)

1

Развитие, общие закономерности строения и топографии отделов ЦНС

1

Узнают: особенности ЦНС у животных, отделы ЦНС.

Смогут: выделить основные функции ЦНС

Лекция

2

Условные и безусловные рефлексы

1

Узнают: что представляют собой условные и безусловные рефлексы

Смогут: привести примеры условных и безусловных рефлексов

Лекция

3

Формирование безусловных рефлексов у детенышей белых лабораторных крыс.

1

Узнают: способы и методик проверки формирования безусловных рефлексов, а также дни и время формирования данного рефлекса

Смогут: оценить скорость созревания безусловных рефлексов

Лекция

4

Монгольская песчанка как лабораторный объект

1

Узнают: историю изучения вида Песчанка Монгольская, условиями содержания, в особенности содержания крыс и песчанки монгольской.

Смогут: выявить преимущества содержания песчанки монгольской

Лекция

5

Формирование безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской

1

Узнают: методику проведения тестов при изучении формирования безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской

Лекция

6

Работа с песчаной монгольской

1

Узнают: как работать с монгольской песчаной

Смогут: оценить легкость и сложность работы с животным

Лекц.-практическое

7

Опыты для определения формирования безусловных рефлексов у Монгольской песчанки

5

Смогут: на основе лекционных и лекционно-практических занятий провести ряд тестов по изучению скорости формирования безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской

Практическая работа

8

Обработка результатов формирования безусловного рефлекса

1

Смогут: провести математическую обработку результатов исследования, сравнить скорость формирования безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской и белых лабораторных крыс

Семинар

9

Обобщение

1

Выполнение заданий по теме

Самостоятельная работа

2. Методики проведения тестов по изучению скорости созревания двигательных рефлексов у грызунов [3], всего 15 тестов.

1. Тест «Переворачивание на плоскости». Детеныша монгольской песчанки поместить на плоскую поверхность, затем быстро отпустить и измерить время, необходимое для возвращения в нормальное положение (рис. 1).

2. Тест «Избегание обрыва». Песчанку положить на стол таким образом, чтобы передние лапы касались края стола, и зафиксировать время, за которое песчанка отползет от края стола. Опыт проводят до полного формирования рефлекса (рис.2)

Рис 1. Тест «Переворачивание на плоскости» Рис 2. Тест «Избегание обрыва»

Во время проведения элективного курса учащиеся выполняют научно-исследовательскую работу по изучению особенностей созревания сенсорно-двигательных рефлексов, обучаемости и памяти у детенышей песчанок монгольских. Данная тема достаточно вариабельна, можно вводить определенные условия проведения научно-исследовательской работы: вводить в рацион питания песчанок биологически активные вещества или пищевые добавки (гумат калия, шрот семян кунжута и т.п.) [5], применяемые для выращивания сельскохозяйственных животных и выявлять их влияние на скорость формирования безусловных двигательных рефлексов.

Исследования по физиологии животных на новом модельном объекте должны быть достойны для участия в конференциях разного уровня. Приобретенный опыт участия в конференциях может пригодится в профессиональном самоопределении учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безусловные и условные рефлексы [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://biofile.ru/chel/1859.html

2. Борова Е.А. Формирование некоторых двигательных рефлексов у детенышей монгольской песчанки // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 2 / отв. ред. А.А.Семенов. – Самара: ПГСГА, 2015. – С. 31-36.

3. Методические рекомендации по доклиническому изучению репродуктивной токсичности фармакологических средств n 98/304[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/promyshlennost/35/metodicheskie-rekomendacii-po-doklinicheskomu-izucheniyu-reproduktivnoj-toksichnosti-farma.html

4 Никифорова С.А. Особенности поведения монгольских песчанок// Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 1 / отв. ред. А.А.Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 48-54.

5. Павлова О.Н., Пинаева О.Н. Реактивные онтогенетические изменения нервной системы крыс на фоне нагрузки гуматом калия // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье, 2014. – № 2 (14). – С. 54-61.

6. Скопичев В.Г., Эйсымонт Т.А., Алексеев Н.П., Боголюбова И.О., Енукашвили А.И., Карпенко Л.Ю. Физиология животных / Под ред. Т. С. Молочаевой. – М.: КолосС, 2004. - 720 с:

7. Чичкова А.И. Разведение и морфология развития монгольской песчанки (Meriones unguiculatus Milne-Edwards) в условиях лаборатории / Исследования в области естественных наук и образования: сб. научно-исследовательских работ студентов/отв. Ред. А.А. Семенов. – Самара: Порто-принт, 2013. – Вып. 3. – С. 122-127.

8. Шмидт Р., Визендангер М. Двигательные системы [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://medvuz.com/S&t/p05.php

9. Шубина В.И. «Монгольская песчанка: содержание и разведение в лабораторных условиях» // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2013» – [Электронный ресурс]. http://www.scienceforum.ru/2013/222/2559.

Просмотров работы: 833