ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С БЫТОВЫМИ ГАЗОВЫМИ ПРИБОРАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С БЫТОВЫМИ ГАЗОВЫМИ ПРИБОРАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Если спросить любого – что такое газ? Наверное, каждый сможет ответить. Но какую потенциальную угрозу он несет, при неправильном обращении с ним расскажет далеко не всякий взрослый, не говоря уже о детях. При современных темпах развития государства, бытовой газ все больше занимает места в жизни человека, он обогревает дома, служит топливом для машин, применяется для приготовления пищи, даже в карманах заядлых курильщиков в зажигалках. Поэтому повышается уровень риска несчастных случаев из-за неправильного обращения с газом или газовыми приборами. Но увеличение потенциально опасных объектов вокруг нас, не означает, что несчастный случай должен произойти именно сейчас. Для этого должны создаться определенные условия, причины и обстоятельства. Обычно это происходит из-за человеческого фактора, то есть по причине беспечности, халатности или просто не осведомленности. Особенно этому подвержены дети. В большинстве случаев подростки не придают значения опасности, которой себя подвергают, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А результат всего этого – ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых говорится, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации бытовых газовых, электроприборов и шалости детей. Всё это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам.

Почему так случается? Все происходит из-за недостаточных знаний. Поскольку дети в силу своего возраста более подвержены риску несчастных случаев, так как в школьном возрасте еще не сформировалась культура безопасного обращения с потенциально опасными объектами. Еще не прошел дух экспериментаторов, влечения к познаниям на собственном опыте, копирование действий взрослых. В данном возрасте еще не сложились собственные убеждения и ценностные ориентации по отношению к окружающему миру и проблеме безопасности и самосохранению.

В связи с этим, перед школой стоит задача, сформировать у учащихся культуру безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами, несущими потенциальную опасность, как собственному здоровью, так и окружающим, а так же приобретение знаний как действовать в опасных ситуациях, выработку осознания безопасности своих действий, правильности выполнения их, а так же твердого убеждения, что зажженная спичка, газовые и бытовые электроприборы, являются источником повышенной опасности.

Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни опасности и причины возникновения огня, своевременное экстренное применение в жизни необходимых правильных действий при пожаре нередко являются единственным правильным шансом выжить. Решение проблемы безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами среди школьников в Российской Федерации во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний у детей с младшего возраста. Поэтому одной из важнейших задач государства следует считать организацию обучения пожарной безопасности, включающую в себя и безопасное обращение бытовыми газовыми приборами всего населения, и в первую очередь детей и молодежи.

Над данной проблемой работали и работают отечественные ученые: Л.П. Анастасова, В.Н. Латчук, В.В. Поляков, Т.Н. Смирнова и другие.

К необходимости формирования у учащихся культуры безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами выступает необходимость выполнения государственной политики, направленной на снижение детского травматизма, комплексно решающей задачи пожарной безопасности в целом и безопасности жизнедеятельности детей.

Исходя из выше сказанного, актуальность исследования подтверждается увеличением потребности государства и общества в гражданах, соблюдающих в полной мере пожарную безопасность, а также недостаточно развитой системой теоретических и практических основ формирования навыков у учащихся безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности [2].

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности — это истина, не требующая аргументации. В процессе формирования безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов [22].

В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации [4].

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств учеников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты [19].

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности. Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций [3].

Не оспоримый факт, что основам безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами в рамках курса безопасности жизнедеятельности школьников надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни, элементарное понятие о свойствах природного газа, его особенностях и ответственности перед другими за свои действия, а так же последствия несоблюдения правил безопасного обращения с газовыми приборами нужны не только взрослым людям. Все эти знания, необходимы как, учащимся начальной школы, так и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских учреждений. Чем раньше проводить ознакомление детей об опасностях, тем раньше они приобретут опыт безопасного поведения. Обучать детей, безопасному поведению в разных обстоятельствах, создающих угрозу своему здоровью и обществу в целом, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Только так можно развить умения, навыки и культуру поведения направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и оздоровления в перспективе всего общества в целом.

Формирование безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами – это один из этапов педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Воспитывать в детях культуру безопасного поведения в обществе мы должны с самого раннего возраста. Это касается как семьи, так и школы. Но, к сожалению, эта тема не так широко изучается. В 3– классе на эту тему отводится всего 1 час и в 5–м 2 часа и только совместно с пожарной безопасностью. В образовательных учреждениях отсутствуют учебно-методические материалы и наглядные пособия по данной тематике. Учебники, которыми сейчас пользуются, содержат очень мало информации.

Проведенный нами теоретический анализ учебно–методической литературы учебников по ОБЖ показывает, что единых требований к обучению школьников безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами практически нет. А такое малое количество учебных часов, выделенное на изучение материала в курсе ОБЖ, к сожалению, не может способствовать формированию безопасных навыков. В связи с современным ритмом жизни, где родители озабочены созданием благосостояния семьи, скорее всего тоже не находится времени на профилактические беседы о безопасном обращении с бытовыми газовыми приборами. Поэтому печальная статистика детской смертности всё еще существует.

Технология обучения – целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей. Педагогические технологии отражают взаимосвязь методов, организационных форм и средств, в системе обучения, т. е. организацию познавательной деятельности учащихся [14, C. 3-4.].

На внеклассных занятиях можно применять различные методы обучения. Занятие может проводится, как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Выбор методов обучения определяется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей школьников. Поскольку тема изучения материала курса ОБЖ относится к младшим классам, то учитывая психофизиологические особенности учащихся нам необходимо использовать активные методы и формы обучения, это такие как – познавательные игры, викторины, анализ конкретной ситуации [12].

Анализ конкретной ситуации (АКС) используется на уроках ОБЖ с целью приучения школьников к системе аналитического поведения в разных ситуациях. Учащиеся приучаются предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действия для предупреждения возникновения опасных ситуаций. В ходе применения АКС школьники получают личный опыт методом анализа случившихся ситуаций и накапливают знания путем выявления совершённых ошибок другими людьми приведших к печальным последствиям. В свою очередь преподаватель должен подготовить сюжет в соответствии с темой занятия. Ситуация должна быть максимально приближена к реальной, содержать в себе проблему или задачу, на решение которой учащиеся должны потратить определенные усилия. Сюжет может быть применен из средств массовой информации, жизненного опыта людей, знакомых, а так же взят из фильмов [7].

При подготовке заданий использовалась следующая учебная и методическая литература:

  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 3–4 кл. 5–e изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011, 188с.

2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И.. «Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5–11 кл.»: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2002.

3. Латчук В.Н., В.В Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5–й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 80с.

5. Михайлов А.А. Методика проведения уроков по ОБЖ: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» школьных учителей ОБЖ, слушателей курсов повышения квалификации. – Шуя: Изд–во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 60 с.

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И.;Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001.

Приведем пример тематической игры.

Цель игры:

1. Закрепить полученные учащимися знания по безопасному обращению с бытовыми приборами.

2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и мер

безопасности при обращении с бытовыми приборами.

3. Дать понятие о пожаре.

Оборудование: походная газовая плита, портативный газовый баллончик, мыльная эмульсия, аптечка, набор гаечных ключей, листы бумаги.

Ход игры.

I этап.

Деление класса на 2 команды: « Пожарные», «Газовщики».

Представление команд.

II этап.

Обе команды отвечают на 10 вопросов.

Вопросы для первой команды.

1. Можно ли самим ремонтировать газовую плиту?

2. Последствия, которые могут возникнуть из–за утечки газа?

3. Как влияет природный газ на организм человека?

4. Вы почувствовали запах газа в квартире. Каковы ваши действия?

5. Копоть на кастрюлях говорит о том, что…?

6. Можно ли долго находиться в квартире, если пахнет газом?

7. Можно ли устанавливать газовый баллон в подвале жилого дома?

8. Прежде чем уйти из кухни, что необходимо сделать?

9. Можно ли устраивать сквозняк на кухне при включенной газовой плите?

10.Можно ли оставлять включенные газовые приборы без присмотра?

Вопросы для второй команды.

1. Для чего одорируют газ?

2. В чем опасность неисправных газовых горелок?

3. Какого цвета должен быть огонь в газовой плите?

4. Чем опасен угарный газ?

5. Можно ли самим устанавливать газовую плиту?

6. Что произойдет, если включить электрический чайник без воды?

7. Можно ли включать свет, если пахнет газом?

8. Где устанавливают газовые баллоны в частном доме?

10.Может ли газовый прибор стать причиной пожара?

III этап.

Инсценировка ожога руки у газовой плиты.

Каждая из команд должна составить алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи. Побеждает та команда, которая правильнее составит порядок выполнения действий.

IV этап.

За 1 минуту команды перечисляют на листке бумаги опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Выигрывает команда с наибольшим количеством ситуаций.

V этап.

Умение обращаться с опасными приборами.

Участникам команд выдаются: газовая плитка, газовый баллончик, мыльная эмульсия, набор гаечных ключей.

Задача: рассказать правила обращения с газовой плитой, как подключить её и показать практически, как с помощью мыльной эмульсией проверить утечку газа на соединениях. Победит та команда, которая справиться с заданием быстрее и правильнее.

VI этап.

Решение возможной проблемы.

Ситуация для первой команды.

Вы стали наливать воду в ванну, заигрались с младшим братом и забыли. А в это время завалило дымоход. Что может произойти? Ваши действия?

Ситуация для второй команды.

Вы включили газовую плиту, поставили кастрюлю с водой и пошли смотреть телевизор. В доме еще есть младшие дети. Что может произойти? Ваши действия?

VII этап.

Подведение итогов. Награждение команд.

Средства обучения правилам безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами

Средства обучения это носители учебной информации, в которых так же адекватно должны быть отражены основные принципы используемой концепции. С их помощью должны быть созданы условия для организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом специфики предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информации, для развития умений работать с информацией [14. c. 16].

Одним из самых эффективных способов обучения является наглядность. У человека из пяти органов чувств, наибольшей чувствительностью являются органы зрения. Такая закономерность имеет особое место в педагогической практике системы Я.А. Коменского [5]. Принцип наглядности в современной дидактике понимается как восприятие не только зрительное, но и зрительно-слуховое, тактильное. Наглядность в процессе обучения активизирует познавательные процессы. Изучая предоставленный материал, соединяя в единое целое, разные формы подачи учебного материала, школьники более широко видят информацию. Это позволяет намного глубже понять данную тему.

На уроках по безопасному обращению с бытовыми газовыми приборами, для более реального понятия ситуации необходимо применять наглядные средства обучения, такие как стенды и плакаты, макеты газового оборудования, видеофильмы или видеоролики где показаны разрушения и пострадавшие, в связи с нарушением правил пользования газовыми приборами. Это позволит вызвать интерес у школьников к теме и более качественному усвоению материала.

Плакаты по безопасному обращению с бытовым газом могут использоваться в качестве инструкции по технике безопасности во время проведения практических занятий.

Стенд может быть посвящен одному конкретному примеру – такому как - газовой плите. Здесь может содержаться информация о правилах пользования плитой, запреты и последствия при несоблюдении правил. Но чаще всего, стенды и плакаты по правилам пользования бытовым газом для подростков имеют схематичный вид достаточно большого объёма информации, что позволяет довольно легко скомпоновать и предоставить в более упрощенном виде. При составлении стендов необходимо учитывать особенности психологии детей. Для младших школьников можно использовать в качестве главных героев на плакатах героев из сказок, а так же мультикапликационных героев. Можно продемонстрировать мультфильмы, есть например мультфильм «Девочка и обезьянка Анфиса», где очень наглядно показано нарушение правил пользования газовой плитой и последствия этого нарушения. Так же продемонстрировать видеоролики с разрушениями, но без жертв.

Для старших школьников плакаты должны содержать больше фактической информации, указывать на ошибки при пользовании бытовыми газовыми приборами, содержать информацию о составе газа, его свойствах, видах. Так же рассказывать о правилах поведения в опасных ситуациях связанных с выходом бытового газа и нарушением техники безопасности. Учебные и документальные фильмы, служат в качестве наглядного средства обучения, по вопросам безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами, они способствуют повышению у школьников мотивации изучения материала.

По дидактическому назначению фильмы могут служить:

а) введением к новой теме;

б) источником новых знаний (фактических сведений, дополняющих рассказанное, преподавателем);динамической иллюстрацией при объяснении нового материала;

в) инструктивным целям;

г) обобщению, систематизации, закреплению материала, изученного на ряде занятий большой темы, а также при повторении пройденного материала.

Учебный кинофильм характеризуется рядом психолого-педагогических особенностей способствующих наиболее доходчивой и, вместе с тем, художественной подаче научного и воспитательного материала: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п.

К сожалению, к проблеме безопасного обращения с бытовыми газовыми приборами не уделено должного внимания, учебных наглядных пособий для общеобразовательной системы кроме плакатов практически нет, в основном эта тема затрагивается косвенно лишь в разделе пожарной безопасности, учебные кинофильмы в основном используются для внутреннего показа работников газовой промышленности или кто проходит обучение в газовой сфере.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 3-4 кл. 5-e изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011, 188 с.

  2. Акимова Л.А., Матчин Г.А., Конев В.В., Трусов В.Ф. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.

  3. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук. – Тула, 2001. − 208 с.

  4. Иовенко И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. − М., 2003. − 408 с.

  5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. − М.: Педагогика, 1989. − 416 с.

  6. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 2009. – 449 с.

  7. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.

  8. Конституция Российской Федерации, утвержденная всенародным голосованием 12.12.1993. – М.: Ось-89, 2001. – 35с.

  9. Латчук В.Н., Миронова С.К., Вангородский С.Н., Ульянова М.А. Рабочая программа к предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Маркова, М.И. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2011. – 105 с.

  10. Латчук В.Н., Поляков В.В., Кузнецов М.И. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учебн. заведений. – М.: Дрофа; 2012. – 156 с.

  11. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.

  12. Михайлов А.А. Методика проведения уроков по ОБЖ: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» школьных учителей ОБЖ, слушателей курсов повышения квалификации. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 60 с.

  13. Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н. и др. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / под общ. ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

  14. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

  15. Поляков В.В., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 5 кл. – М.: Дрофа, 2012. – 160 с.

  16. Постановление правительства РФ № 410 от 14.05. 2013 г. «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

  17. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

  18. Смирнова Т.Н., Матюшин А.В. Правовые аспекты противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности // Пожарная безопасность. 2011. № 3. С. 107-111.

  19. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов / И.К. Топоров. − М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

  20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  21. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  22. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2003. −210 с.

  23. Природный газ – общая информация [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://dolgikh.com/index/0-25(Дата обращения 19.11.2014).

  24. История развития газоснабжения и современный магистральный газопровод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ingazteh.ru/articles/istoriya-razvitiya-gazosnabsheniya/ (Дата обращения 19.11.2014).

  25. Новости пожарной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.01-news.ru/stats.html (Дата обращения 20.11.2014).

  26. МЧС России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ (Дата обращения 15.11.2014).

  27. Безопасность использования газа в быту [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://barysh.org/about/info/messages/3407/ (Дата обращения 08.12.2014).

  28. Учебно-методический материал по теме программа по обучению мерам пожарной безопасности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/10/09/porogramma-po-obucheniyu-meram-pozharnoy-bezopasnosti(Дата обращения10.12.2014).

Просмотров работы: 2635