ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СТАРШЕ 16 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СТАРШЕ 16 ЛЕТ

Ершова Л.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анкетирование родителей детей-инвалидов показывает, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нуждаются в разноаспектной поддержке со стороны различных субъектов социализации. Особо востребована помощь, направленная на формирование педагогической компетентности родителей, чьи дети чаще всего обучаются на дому, и родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями.

Сегодня в обществе стремительно развиваются идеи образовательной инклюзии. А потому актуальным является формирование грамотного дефектологического взгляда на возможности лиц с нарушением интеллекта в обществе в целом и умах родителей детей-инвалидов в частности. Формирование дефектологической культуры родителей детей-инвалидов – важное условие социализации и включения ребенка с умственной отсталостью в образовательный процесс. Обучение родителей правильному пониманию сущности интеллектуальных и иных нарушений позволяет взрослым адекватно оценивать возможности ребенка и правильно выбирать для него образовательный маршрут [1].

В 2013 году в Волгоградской области был реализован Проект «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда» за счет средств субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, на реализацию социально значимых проектов (программ). Этот проект, реализованный Волгоградской региональной общественной организацией «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов», является уникальным проектом, позволяющим актуализировать важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ - сознательное участие семьи в процессе реабилитации [2,3].

На подготовительном этапе проекта организаторами и волонтерами из числа студентов ВГСПУ проводился сбор эмпирической информации о семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, определялись возможности партнерства, создавалась информационная платформа для дальнейшей психолого-педагогической работы с родителями; проводился анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы с семьей особых детей.

Основной этап содержал разработку и реализацию (по необходимости, и корректировку) программы поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, что включало в себя образовательную, психологическую, информационную, организационную помощь. Один раз в месяц для родителей проводились семинары-практикумы по обучению специальным коррекционно-развивающим приемам взаимодействия с детьми; психологические тренинги, адресные индивидуальные консультации. Родители осваивали простейшие методы и приемы обучения детей социально-бытовым и учебным навыкам, изучали различные правовые вопросы образования детей-инвалидов. Для работы на семинарах-практикумах были подготовлены раздаточные материалы: анкеты, тесты, кейсы и др. Участники проекта получили изданные информационно-методические материалы с тем, чтобы использовать для актуализации знаний и ознакомлении родителей, не охваченных проектом.

Заключительный этап был направлен на подведение итогов проекта, обобщение полученных данных; подготовку к печати методических материалов по проекту. На заключительном этапе проводился семинар для родителей детей с ОВЗ и педагогов для обсуждения полученного опыта и выявлению нерешенных проблем.

В этом проекте работа велась не только с родителями, но и молодыми инвалидами старше 16 лет. Все эти ребята посещают реабилитационный центр «Школа жизни» Волжского отделения благотворительного фонда «Дети в беде». Для них было проведено три клубных дня «Веселый разгуляй», «Веселое путешествие в страну Вообразилию: театр жестовой песни», «Вместе весело шагать!».

Организаторами этих мероприятий выступили студенты-будущие специальные педагоги и школьники волгоградских школ.

Будучи одной из таких школьниц, я так же приняла участие в данном проекте. Мое выступление перед особыми детьми и их родителями включало в себя песни различного характера и содержания под гитарный аккомпанемент. Выходя на импровизированную сцену волжского реабилитационного центра «Школа жизни», я с трудом сдерживала нахлынувшие эмоции. Дети, как и их родители, с нескрываемым восторгом слушали песни и подпевали. Атмосферу тепла и радости так же поддерживали и бурные аплодисменты воспитанников, работников и гостей клуба.

В этот момент мне стали понятны слова Л.С. Выготского о том, что «если мы и победим дефективность, то не медицинским путем, а социальным». Это правда, дети и молодежь с ментальной инвалидностью, скорее всего, никогда не смогут обучаться в техникумах и вузах. Но они так же, как и мы, имеют право на радость, на общение, на творческую реабилитацию.

Выводы:

Проект «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда» позволил выявить проблемы родителей детей-инвалидов и показать пути их решения.

Проект позволил молодым людям с инвалидностью расширить сферу их реабилитации, вовлек в работу студентов и школьников.

В процессе совместных мероприятий с участием молодежи с инвалидностью и будущих дефектологов у последних формируется толерантность и мотивация к будущей профессии.

Список литературы

  1. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, посвященной 25-летию факультета специального образования «Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт», март-декабрь, 2013 г. – Самара: ПГСГА, 2013 – 450 с. // Лапп Е.А. Формирование региональной политики инклюзивного образования: родители и общественные организации. – С. 53-57.

  2. Особые дети – особая педагогика: Проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования: Сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 г., Смоленск) / Под ред. В. А. Пегова, Г. А. Репиной. – Смоленск: СГАФКСТ, 2014. – 196 с.// Барбарош Т. В., Комарова Е. С., Самоделкина Н. С. Состояние воспитательских умений у родителей детей-инвалидов. – С.105-107.

  3. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей: сборник научных статей. Чуваш.гос.пед.университет / отв. ред. Г.П. Захарова, Т.Н. Семенова. – Чебоксары. Чуваш.гос.пед.университет, 2014. – 150 с. // Сотрудничество с семьей, воспитывающей особого ребенка. Барбарош Т.В., Самоделкина Н.С. – С.55-57.

Просмотров работы: 1837