Наставничество – это форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности.
Каждому человеку при устройстве на новую работу приходится адаптироваться не только к новым требованиям должности, но и к коллективу, сложившимся в организации правилам и стандартам поведения. Задачей наставничества является управление процессом адаптации нового сотрудника.
Цель работы – выявление проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты на новом месте работы для разработки программы их адаптации.
Материалы и методы. По оригинальной анкете опрошено 36 медицинских сестер, являющихся молодыми специалистами.
Анкета адаптации молодого специалиста
1. Как долго Вы работаете в нашем учреждении?____________________
2. Как долго продолжалось Ваше освоение в условиях нового места работы? (нужное подчеркнуть):
до 1 месяца
до 2 месяцев
до 3 месяцев
еще не закончено
3. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть)
профессиональные обязанности
вхождение в коллектив
рабочая нагрузка
другое __________________________________
4. Что, как Вам кажется, помогло бы Вам в период адаптации?_________________________
5. Бывают ли у Вас конфликты?
Время от времени |
Редко |
Не бывают |
|
С руководителем |
|||
С кем-либо из коллег |
6. Оцените, пожалуйста, Ваш интерес к дальнейшему продвижению внутри учреждения, профессиональному росту (нужное подчеркнуть):
очень интересно
пока трудно оценить
не очень интересно
7. В какой мере Вы удовлетворены следующими факторами в Вашем учреждении?
Наименование производственного фактора |
Удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Не удовлетворен |
1. Характер труда |
|||
2. Занимаемая должность |
|||
3. Наличие перспектив должностного продвижения |
|||
4. Возможность повышения квалификации |
|||
5. Информированность о делах коллектива и учреждения |
|||
6. Помощь и поддержка руководителя |
|||
7. Отношения с коллегами |
|||
8. Отношение с непосредственным руководителем |
8. Испытываете ли Вы удовлетворение от профессии медицинского работника? (нужное подчеркнуть):
да
да, но работать сложно
в определенной степени
нет
другое_____________________________
9. Укажите, пожалуйста, занимаемую Вами должность ____________
В медицинских организациях (МО) работа по наставничеству сохранилась там, где руководители сестринских служб сберегли традиции наставничества, широко используемые в прошлые годы. Такие традиции необходимо поддерживать и развивать.
В зарубежной литературе уделяется достаточно много внимания проблеме наставничества: функциям наставника, описанию процесса наставничества, отношениям наставник – молодой специалист и др. Проводились исследования, которые подтверждали предположения авторов о наличии взаимосвязи наставничества с развитием карьеры и удовлетворенностью работой у сотрудников.
Наставничество представляет собой динамичное партнерство. Молодой специалист в ходе взаимоотношений со своим наставником делится с ним своей личной информацией и взамен ему предоставляется информация и поддержка для развития карьеры, психологическая помощь и дружба со стороны старшего коллеги. Наставник оценивает работу своего подопечного и обучает эффективному поведению и необходимым навыкам посредством процесса ролевого моделирования. Благодаря своему наставнику он получает признание и положение в организации, возможность проявить себя и быть замеченным вышестоящим руководством, что в значительной степени может способствовать дальнейшему продвижению по служебной лестнице.
В МО организован учебно-воспитательный сектор, который входит в состав Совета медицинских сестер.
В основные задачи учебно-воспитательного сектора входят:
Проведение работы по наставничеству с молодыми специалистами.
Организация и проведение общебольничных сестринских конференций.
Планирование и организация повышения квалификации специалистов среднего и младшего медицинского персонала.
Старшим медицинским сестрам для работы с молодыми специалистами предложена следующая схема:
Наставник и старшая медицинская сестра информируют нового сотрудника об учреждении по плану: история учреждения; его организационная структура; правила внутреннего трудового распорядка; план мероприятий по обучению. Старшая медицинская сестра представляет молодого специалиста коллективу.
К молодому специалисту прикрепляется наставник. Наставник знакомит нового сотрудника с должностной инструкцией, стандартами деятельности, инструктивно-методическими материалами и нормативными документами, необходимыми для работы. Наставник знакомит с методическими указаниями и литературой по методологии «Сестринский процесс». Наставник проводит индивидуальные беседы и консультации по профессиональным навыкам, выявляет потребности нового сотрудника в специальном обучении [2-4].
Молодые специалисты привлекаются к участию в сестринских конференциях, проводимых в больнице. Старшие медицинские сестры, ответственные за их проведение, активно привлекают к участию молодых сотрудников. С целью повышения теоретической подготовки и профессионального мастерства молодых специалистов включают в состав Совета медицинских сестер.
Психологи отдела по работе с персоналом совместно с учебно-воспитательным сектором регулярно проводят анкетирование молодых специалистов, принятых на работу в учреждение. Результаты опроса, показали, что процесс адаптации молодых специалистов в учреждении проходит достаточно быстро. В основном в течение месяца молодой сотрудник полностью привыкает к учреждению (79,0%).
Медицинские сестры отмечают разные виды сложностей, с которыми им пришлось столкнуться в процессе адаптации (рис. 2). Так, медицинские сестры отметили высокую рабочую нагрузку (41,0%) и профессиональные обязанности (36,0%). Трудности вхождения в коллектив отметили 10,0% медицинских сестер. Однако 13,0% медицинских сестер вообще не столкнулись с трудностями на работе.
Рис. 2. Сложности адаптационного периода
На вопрос «Что, как Вам кажется, помогло Вам в период адаптации?» были получены следующие ответы: поддержку коллектива отметили 48,0% респондентов; поддержку руководителя – 33,0%; психологические качества (коммуникабельность, чуткость, внимание) – 11,0%; воздержались от ответа – 8,0%.
Таким фактором, как занимаемая должность, были удовлетворены 92,0% респондентов, затруднились ответить – 8,0%. Удовлетворены возможностью повышения квалификации 89,0% респондентов. Затруднились ответить – 11,0%.
Полученные данные об удовлетворенности медицинских сестер работой показали высокую реализацию большинства терминальных ценностей и жизненных сфер. Они прикладывают больше усилий для реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и для повышения профессиональной квалификации, нередко ставя перед собой задачу достичь более высокого уровня профессионального мастерства. Это, в частности, подтверждалось более высокими показателями в жизненной сфере, отражающими стремление узнать как можно больше в области сестринского дела, они отличались большей познавательной потребностью, желанием повысить уровень своего образования, ощущали удовлетворение от самого процесса работы
Лучшие показатели удовлетворенности работой и основными жизненными сферами (терминальными ценностями) в учреждении можно увязать с более частым выбором места работы по призванию, совпадением представлений о деятельности медицинской сестры с реальностью, профессиональной средой, несущей больше позитивных моментов. Все это создает возможности для более рациональной расстановки медицинских кадров с учетом их желаний и предпочтений [1].
После анализа результатов проведенного исследования психологами отдела по работе с персоналом была разработана программа адаптации молодых специалистов с проведением «Welcome – тренинга», который позволяет решить комплекс задач:
- создание позитивного образа МО и быстрое установление благоприятного отношения к нему в сознании молодых специалистов;
- освоение новыми сотрудниками базовых ценностей и миссии учреждения, основных норм корпоративной культуры и правил поведения, ценностное принятие философии учреждения;
- снижение уровня неопределенности и беспокойства и формирование состояния психологического комфорта у новых сотрудников;
- выстраивание системы взаимодействия с коллегами и предупреждение межличностных конфликтов;
- развитие положительного отношения к работе, реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой;
- снижение текучести кадров.
Выводы:
Развитие наставничества в МО способствует:
Повышению теоретической подготовки медицинских сестер.
Совершенствованию практических умений.
Повышению качества сестринской помощи и престижа профессии.
Укреплению корпоративного духа в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Голенков А.В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер // Главная медицинская сестра. – 2009. – № 11. – С. 137-146.
Козлов А.Б., Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Традиции наставничества в Республиканской психиатрической больнице // Сестринское дело в психиатрии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары, – 2006. – С. 55-59.
Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте // Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: труды междунар. науч.-практ. конф. (27-28 апреля 2005 г., СПб., СПбГМА им. И.И. Мечникова).
Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Обучение и наставничество среднего медицинского персонала // Третий съезд психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики: тез. докл. – Чебоксары, 2005. – С. 303-306.