ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ивасишин Н.И. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших экономических показателей является уровень безработицы. Он показывает уровень экономического развития страны, эффективность принимаемых решений правительства по состоянию на декабрь 2011 года она составляла 7,8%.Вместе с тем, прослеживается тенденция, при которой население с более высоким уровнем образования имеет наименьшие затруднения с трудоустройством, чем население с более низким уровнем. Так по данным 2010 года доля безработных с высшим профессиональным образованием составляла 15%, доля безработных со средним и начальным профессиональным образованием по 21 %, лица имеющие среднее образование - 33% от общего числа безработных, а на лиц, не имеющих вообще какого либо образования приходится лишь 11%. Причины безработицы в каждой конкретной группе различны, собственно как и возрастной состав безработных. Но из всех групп стоит выделить такую, которая имеет максимальную мобильность и гибкость при выборе места работы, но из-за факторов системного характера пополняют ряды безработных ежегодно – это студенты старших курсов и молодые специалисты.

В конце 2009г. Росстат проводил исследование по проблеме занятости выпускников учреждений профессионального образования в 7 субъектах федерации (Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Архангельская, Брянская, Тульская, Челябинская области). Опросив 615 выпускников моложе 35 лет получивших образование в период с 2005-2009гг, выяснили, что:

  • только 15% выпускников имеют постоянную работу;

  • у 10% работа носит временный, периодический характер;

  • у порядка 55% выпускников, трудившихся во время учебы, работа была связана с профилем получаемого образования.

Сразу после окончания учебного заведения трудоустроиться смогли около 80% выпускников, причем 14% получили предложение о трудоустройстве от работодателя или продолжили трудиться на том же месте, что и во время обучения. Около 9% не смогли трудоустроиться сразу после окончания учебы, а 5% не предпринимали попыток в поиске работы. И 6% были призваны в вооруженные силы РФ.

Опрос выявил проблемы, с которыми столкнулись выпускники при трудоустройстве после окончания учебы. Главной проблемой явилось отсутствие необходимого опыта, с ней столкнулось (53-56%) опрошенных. В 23-34% случаев не хватило рабочих мест, а 25-31% выпускников не устраивала низкая оплата труда.

 
 

Рис.1. Результаты опроса Росстата 2009 года

Из выше приведенного исследования видно, что существенная часть выпускников 20% – то есть лиц, получивших профессиональное образование и относящихся к трудоспособному населению, не могут трудоустроиться в большей мере из-за системных факторов. А именно как показоло исследование «разрыв» между требованиями работодателя и учебной программой учебных заведений. Отсутствие опыта – главный аргумент отказа работодателем выпускнику при собеседовании на вакантную должность.

Однако если экстраполировать данную ситуацию, то в обозримом будущем может сложиться ситуация когда большинство выпускников профессиональных учреждений не сможет устроиться на работу по причине «оторванности» образования от реалий современных производственных процессов. Выходом из сложившейся ситуации может стать инициатива со стороны работодателей, которые сами активно будут привлекать студентов на старших курсах на производство, организовывая рабочие практики и стажировки.

Принятие такого решения может положительно сказаться на показателях предприятия проявившего такую инициативу. Потому как на выходе выпускник учебного заведения имеет практический опыт работы на данном предприятии, и может сразу включиться в производственный процесс не проходя долгий путь обучения специфики и адаптации на новом месте. Так же организация производственной стажировки студентов позволит перекрывать сезонные потребности в рабочих руках на производстве, не затрачивая существенные фонды заработной платы. Но все же главным преимуществом такой инициативы является экономия времени и средств на поиск и переобучение сотрудников, что в свою очередь высвобождает ресурсы, которые можно пустить на увеличение фонда заработной платы, что решает третью проблему с низкой заработной платой.

В заключении хочется добавить, проблема трудоустройства выпускников должна решаться не только со стороны конечных потребителей – работодателей. Этой проблемой в большей степени должны быть заинтересованы учебные заведения, которые по факту выпускают не качественный продукт – не востребованного специалиста. Поэтому, хочется надеяться, что выявленная проблема будет решаться реализацией инициатив с обеих сторон, и быть может тогда безработица станет лишь статистической погрешностью в массиве экономических показателей страны.

Одним словом мы как управленцы должны создать привлекательные условия для работников. Только тогда мы добьемся снижения до минимума уровня безработицы и повышения до максимума уровня занятости населения нашей страны. Судьба страны в наших с вами руках.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральня служба государственной статистики, Труд и занятость в России [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766

2. Федеральня служба государственной статистики, Тенденции на рынке труда [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm

Просмотров работы: 2406