ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Обследованию было подвергнуто 186 курсантов ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж). Для каждого респондента был построен личностный профиль, характеризующий индивидуальные проявления явных и скрытых акцентуированных черт. Данные опроса после их первичной обработки были сгруппированы в выборки испытуемых с различными типами акцентуаций 1.

Результаты проведенного исследования позволили отметить, что среди опрошенных курсантов более 50% опрошенных имеют ярко выраженные акцентуации. Наиболее часто встречаемый тип акцентуаций – гипертимный (43%). Гипертимы общительны, повышенно словоохотливы. На жизнь при любых ситуациях смотрят оптимистично. Зачастую недисциплинированы, не терпят власти над собой. Они характеризуются постоянным (или частым) пребыванием в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, что может приводить к неадекватности поведения, а в патологии – к неврозу навязчивых состояний.

Одной из частных задач настоящего исследования явилось сравнение количественных и качественных характеристик акцентуаций среди курсантов. Была обнаружена следующая, достаточно интересная, закономерность

Количество акцентуантов на 1, 2 и 3 курсе распределились в диапазоне 82, 62 и 60% соответственно. Таким образом, можно предположить, что действительно с возрастом проявления акцентуаций имеют тенденцию к сглаживанию. В дальнейшем планируется отследить динамику изменений проявления акцентуаций в каждой из учебных групп. На момент проведения фонового исследования курсанты 3-го года обучения имели в своем составе 52% гипертимов и по 4% тревожных и экзальтированных акцентуантов.

Для курсантов 2-го года обучения также характерно доминирование гипертимной акцентуации – 50% опрошенных. Помимо этого здесь есть представители экзальтированного и демонстративного типа – 8 и 4% соответственно.

Наибольшее разнообразие акцентуаций мы видим среди курсантов 1-го курса. Снова «лидируют» гипертимы – 32%, вслед за ними демонстративные, склонные к проявлению эгоцентризма, экстравагантные курсанты, в патологии склонные к психопатии истерического типа – 26,4%. Значительно мéньшими долями представлены другие типы: циклотимный – 8,8%, застревающий 5,8%, экзальтированный, педантичный и тревожный – по 2,9%.

Кроме того, в ходе исследования была сделана попытка оценить степень взаимосвязи между наличием акцентуированных черт характера и уровнем адаптации курсантов к военной службе.

Для достоверной оценки организации индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции исследуемых групп, была выдвинута статистическая гипотеза о том, что доля лиц, имеющих высокий уровень адаптации среди акцентуантов не больше, чем в группе без акцентуаций. Для проверки данной гипотезы в настоящем исследовании применялся критерий Фишера. Критические значения критерия были установлены для принятых в психологии уровней статистической значимости в 0,05 и 0,01 – 1,64 и 2,31 соответственно. Расчет эмпирического значения показал, что оно находится в зоне незначимости, что говорит о необходимости признания сформулированной ранее гипотезы. Аналогичным образом была оценена достоверность распределения удовлетворительного уровня адаптации среди акцентуированных и неакцентуированных курсантов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень адаптации к военной службе не имеет достоверной связи с уровнем выраженности акцентуаций характера.

Однако расчет критерия Крускала-Уоллиса позволил установить определенную тенденцию в распределении исследуемого признака. Обратило на себя внимание соответствие у курсантов гипертимного типа акцентуаций высокому уровню адаптации, а у испытуемых демонстративного типа – низкому уровню адаптации. В группе педантичных и экзальтированных курсантов также отмечаются низкие показатели личностного адаптационного потенциала, что, по-видимому, связано со сниженными возможностями компенсации в силу характерной для представителей данных типов эмоциональной ригидности в первом случае и повышенной энергетической истощаемости во втором.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако, это не так. Акцентуированные личности не являются ненормальными, иначе в противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. В связи с этим, нельзя не упомянуть также и об отношении, существующем между акцентуациями характера и одаренностью. Здесь надо исходить из того факта, что в нерезковыраженной форме те или другие психопатичные особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты.

На основании полученных в исследовании результатов предлагаются психолого-педагогические рекомендации, основанные на выявленной в исследовании специфике отношений. Они могут быть адресованы как профессорско-преподавательскому составу военных вузов для оптимизации учебного процесса, продуманной организа­ции общения с курсантами, так и командно-воспитательскому составу воинской части для предотвращения конфликтных ситуаций, повышения конструктивности общения и рационального управления психологиче­ским климатом в воинской группе.

Активным типам акцентуации харак­тера (гипертимный, истероидный) рекомендуется уход в отвлекающую деятельность, защищающую от негативных эмоциональных пережива­ний, или помогающую их рязрядить, либо конструктивный поиск реше­ния проблемы. Поддержка окружающих может выражаться в том, чтобы помочь людям этого типа в анализе обстановки и поиске какого-либо рода деятельности, в которой он может реализовать себя, в создании условий благоприятного перехода к ней.

Представителям эпилептоидного типа важно знать, что свойственные им бурные и зачастую агрессивные реакции на различные ситуации могут только усугубить состояние напряженности. Поэтому можно реко­мендовать уход в отвлекающую деятельность, как наиболее эффективную форму поведения. Окружающим важно знать, агрессивное поведение эпилептоидного типа является лишь мощной и кратковременной разрядкой отрицательных эмоций, поэтому не стоит обижаться на него и «раздувать» конфликт.

Лицам чувствительного типа (лабильный, сенситивный) полезно использовать свою повышенную чувствительность в целях предвидения и предотвращения конфликтных ситуаций. Если фрустрация все же насту­пила, важно не накапливать внутри себя негативные переживания, что может только усугубить состояние фрустрации и привести к депрессии, а найти для себя отвлекающее дело. Людям этого типа целесообразно оце­нивать жизнь более оптимистично, не зацикливаться на неприятностях.

Литература

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983.

Просмотров работы: 1293