УСПЕШНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТА КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЕГО КАРЬЕРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УСПЕШНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТА КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЕГО КАРЬЕРЫ

Терновая Е.А. 1
1Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время формирование успешного, благоприятного имиджа студента становится актуальной проблемой не только в деловой сфере, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студенчества особенно важно и актуально на сегодняшний день, когда возрастают требования к будущему профессионалу, к современному специалисту. И сегодня, важно иметь грамотно созданный благоприятный имидж. Как при построении межличностных отношений, так и при продвижении по карьерной лестнице. В науке давно развивается направление по изучению данного понятия, которое получило свое название и было оформлено как научная дисциплина в 90-х годах прошлого века. Панасюк А.Ю. Жеребненко, О.АУшаков, Б.Г. Флоренская Т.А.Никитина, О.Л.Аверченко, Л.К.Куликова, Браун Л. Все они говорят о соответствии имиджа с выбранной профессией, а также о формировании имиджа являющимся целенаправленным, управляемым процессом. Зарубежные исследователи считают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек звучит и конечно, как выглядит. С помощью правильно сформированного имиджа человек, в частности студент может позиционировать определенные, нужные ему качества личности. Без грамотного имиджа трудно представить, как успех отдельного индивида, так всемирно известных корпораций.

А.П.Федоркина и Р.Ф.Ромашкина характеризуют имидж как «социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые востребованы сегодня народными массами».[3] Природа имиджа двойственна: с одной стороны, имидж-это всегда некий символический образ субъекта, имеющий знаковую структуру и всегда оставляющий некоторую свободу для интерпретации в процессе социального познания. С другой стороны, имидж, имеет психическую природу и обладает всеми характеристиками психического образа:

-объект идеальный, возникающий в сознании людей, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе

-он должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям.

-он должен быть прагматичным, т.е. ориентированный на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации развития.

-он должен вызывать сильный эмоциональный отклик, что следует из самого его определения.

Имидж студента динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании, требующий постоянной поддержки и коррекции. Важной особенностью имиджа студента является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения. Для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем. Формируя свой имидж, студенту, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, являются: адекватная самооценка, целостность восприятия собственного образа, знание особенностей своего характера.

Имидж является не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. В настоящее время существуют различные методики создания нового имиджа, но большинство из них малоэффективно, поскольку не решает всего комплекса проблем, стоящих перед людьми. Следует студентам обучиться технологии самоимиджирования, т.е. самостоятельному формированию имиджа в соответствии с социальной ролью. Правильно сформированный профессиональный имидж является символом профессии и действительно помогает добиться успеха, вызывая у окружающих позитивные чувства. Есть пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа ,на первом этапе происходит изучение своих индивидуально-психологических особенностей, на втором этапе изучение своих физических данных, на следующем этапе ,определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной),на четвертом этапе происходит индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов, и наконец, завершающий этап характеризующийся реализацией сформированного имиджа.

Люди предпочитают видеть себя в наилучшем виде для успеха в карьере, включая как материальные, так и нематериальные аспекты. Они стремятся использовать свою уникальность, чувствовать внутренний комфорт при выстраивании имиджа. Удачно сформированный имидж косвенно гарантирует успешность студента в начинаниях, служит свидетельством того, что профессионал работает образцово, поддерживая порядок во всем. Тем самым имидж формирует уважение к профессионалу, доверие к его предложениям и рекомендациям. Не имидж управляет человек, а человек управляет им.После прохождения 5 стадий формирования имиджа люди анализируют себя и свои возможности, обретают точку опоры в собственной уникальности. Успешный имидж студента многообразен, полифоничен, многослоен. Он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность, тем самым усложнен ожиданием огромного количества мнений, отзывов, суждений не только о его внешнем виде, но и о внутренних чертах личности. Важно, чтоб люди замечали изменения, происходящие со студентом, а именно, появление тех дипломатических качеств, которые будут его сопутствовать по жизни и приведут студента, а потом уже начальника или просто сотрудника какой-либо организации к карьерному росту. В процессе формирования успешного имиджа студента наблюдается наличие своих особенностей, изучением особенностей занимались психологи Л.Б.Кузнецова и О.А.Жеребненко. После проведения серии опросов студентов предположили, что формирование имиджа происходит в определенном социальном контексте под воздействием факторов, отражающих характеристики социальных взаимодействий и условий развития имиджа [4]. Важнейшим критерием является восприятие статуса студентов вуза. Это-установки аудитории и конструктивность восприятия студентов как будущих профессионалов. Результаты исследования Л.Б. Кузнецовой указывают на доминирование социально-приемлемого и оптимального имиджей в студенческой среде. Исследователь успешного имиджа студента вуза Кузнецова в сотрудничестве с Жеребненко предложили модель исследования имидж-профиля студентов вуза, а также результаты их исследования позволили им выделить перцептивные составляющие успешного имиджа студента вуза, где в основе лежит визуальное восприятие, интеллектуальное восприятие, статусное восприятие, а также социальный фон влияющий на восприятие самого студента. Исследователи утверждают, что модель исследования имидж-профиля студента позволит определять их содержательные и структурные особенности и может быть использована в диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной работе со студентами, в работе психологических служб вуза. Наблюдается тенденция к предпочтению людей видеть себя в наилучшем виде для успеха в карьере, включая материальные и нематериальные аспекты. Они изучают цвета, стили, покрой и качество одежды, придающая авторитетный и одновременно обаятельный вид. Склонны стремиться использовать свою уникальность, чувствовать внутренний комфорт при выстраивании имиджа. Хотелось бы подчеркнуть, что удачно созданный имидж косвенно гарантирует успешность студента в начинаниях, он служит свидетельством того, что профессионал работает образцово, поддерживая порядок во всем. Происходит формирование уважения к профессионалу, доверие к его предложению и рекомендациям. На последок хотелось бы подчеркнуть, что игнорировать влияние имиджа на карьеру-это все равно что ходить зимой в платье, делая вид, что погода прекрасная. И замерзнешь, а законы природы то не изменить. Следует понять и принять как должное, что руководство, коллеги и партнеры оценивают не только наш интеллект, деловые качества и коммуникативные навыки. Важно общее впечатление, образ в целом. В определенном понимании, важны вещи, лежащие на поверхности: внешний вид, улыбка, походка даже макияж. Может показаться не справедливым, что у окружающих отсутствует мотивация познать лучше профессионала, в нашем случае студента и увидеть ценные душевные качества. Но так уж устроено человеческое общение: во все времена встречали друг друга по одежке, а провожали по уму. Тем самым имидж находится на первой ступени становления карьеры.

Список литературы:

1.Панасюк А.Ю.Формирование имиджа: стратегия, психотехники. -М.2007.276 с.

2.Л.Браун Имидж-путь к успеху. -СПб.2000.192с.

3.А.П.Федоркина, Р.Ф.Ромашкина Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа. -М.: Просвещение,2005.

4.Жеребненко О.А. Экспериментальное исследование психологических особенностей имиджа студентов вуза. Субъект образования как самоорганизующаяся система.Текст /О.А.Жеребненко //Сборник научных трудов// сотрудников кафедры социальной психологии. Под ред.Н.В.Поддубного, В. В. Гребневой. -Белгород: «Политерра»,2005. -С.251-267.

Просмотров работы: 3165