КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА

Хистева Н.В. 1, Плотникова Е.Б. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поток туристов в нашей стране и за рубежом растет с каждым годом и в огромных количествах. Однако, проблем не уменьшается. Ряд из них носят культурологический характер.

Одна из таких проблем – поиск государственной поддержки туризма, а именно его частнопредпринимательского сектора, в которой пока не выработана ни система ценностей, ни набор определенных правил взаимодействия, показывающих культурный уровень этой деятельности. Во всех «сильных» туристских державах есть такие организации, которые контролируют партнерство государства и частного сектора. В Великобритании это BTA (British Tourist Authority), в Ирландии - IrishBoard, в Испании - Turespana, в Италии - ENIT, в Норвегии – NORTA... Данные организации разрабатывают Национальные Программы развития туризма в соответствующей стране, содержат (спонсируют, защищают, обеспечивают развитие, выполнение требований и проч.) представительства туристских предприятий в других странах, регулируют передачу потока туристской информации [1].

Культурологическая характеристика туризма обусловлена национальным (внутригосударственным) и интернациональным его характером. Правовое регулирование большого разнообразия как национальных, так и интернациональных отношений – еще одна проблема развития туризма в России и за рубежом. В зависимости от степени цивилизованности государства правовое регулирование разнообразных отношений в туризме организовано по-разному [2]. Одни страны в этом преуспели (это страны, отдающие предпочтение индустрии туризма и развивающие, в первую очередь, за этой индустрии свою экономику), другие (например, Россия, где туризм не есть доминирующий вид профессиональной деятельности и главный сектор экономики) – все еще ищут пути наилучшей своей организации.

Культурологической следует считать отсутствие в туризме культуры ценообразования, культуры коммерческих отношений с туристами, культуры взаимодействий между производителями и поставщиками туристских услуги т.п. Путешествия на территории России настолько и, главное, неоправданно дороги, что порой оказываются недоступными большинству потенциальных клиентов турфирм. Российские предприниматели пока еще не обладают этикой бизнеса, не понимают ее связь с коммерческими целями и результатами своей деятельности. Не достаточно контролируются цены на авиаперевозки туристов, плохо (с малой долей гарантии для туристов) работают правила компенсационных обязательств. За рубежом ценообразование давно основано на мысли – чем дешевле и гибче цены, тем больший доход турпродукт приносит его создателям, тем компании успешнее, а их деятельность долгосрочнее, соответственно и полезнее для общества. В России же это правило работает лишь частично, а других еще не выработали. Это «утяжеляет» весь туристский бизнес, производит впечатление не культурного, а значит делает его маловыгодным для потребителя, не содержащим достаточных для предпринимателей ограничений [3].

Еще одна проблема туризма, которая носит характер культурологической – это проблема низкого уровня эстетики и комфорта в объектах туристской инфраструктуры. Отсутствие эстетики и комфорта в признанных международными стандартами рамках нередко «отпугивает» иностранцев от путешествия в Россию. Это то, что часто сдерживает и наших соотечественников в выборе места путешествия. Туризм – такая отрасль профессиональной деятельности, которая призвана обеспечить туристам эстетику и комфорт их путешествий. Недооценка этого приводит к искаженному пониманию туризма и большим экономическим потерям. Такая недооценка – и следствие бескультурного отношения к туризму как к объекту повышенного спроса на эстетику и комфорт [4].

Решение вышеназванных проблем лежит в плоскости освоения как предпринимателями в туризме, так и государственным органами контроля индустрии туризма основ культуры и этики бизнеса. За рубежом такая культура и этика уже проявлена, выработаны Кодексы, создан банк требований к туристскому предпринимательству («Хартия Туризма»).

Российским предпринимателям, совместно с государственными органами регулирования деятельности индустрии туризма в стране, исходя из всего этого, следует:

- освоить культуру законотворчества в туризме (культуру выработки безопасных и эффективных законов, увеличивающих престиж российского туризма, его привлекательность и наращивание спроса на туристский продукт отечественного производства);

- заимствовать зарубежный опыт компенсации туристам издержек, полученных в ходе недоработок туристской компании или под влиянием непредвиденных обстоятельств (четкие правила компенсации, серьезное отношение к составлению договоров в части правового обеспечения тех или иных потерь, проблем туриста);

- попытаться преодолеть разногласия между Роспотребнадзором и Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ (достичь единства видения как самих проблем туристской индустрии, так и путей их наиболее безопасного и этичного решения);

- научиться экспертировать туристские услуги, ассортимент туристской продукции, оптимизировать развитие туристской индустрии в целом, а в частности, обеспечить эффективное (качественное и привлекательное для туристов) взаимодействие гостиниц, туроператоров, турагентов, музеев, прочих производителей и поставщиков туристских услуг [5].

Организация отечественного туризма в контексте постановки и решения его культурологических проблем должна привести к повышению спроса на Российский туристский продукт, к образованию особой культуры (системы ценностей, правил и ограничений) туристского рынка.

Литература:

  1. Актуальные проблемы туризма : сборник научных трудов. Вып. 1 / Науч. ред. И.В. Зорин – М.: Изд-во РМАТ, 2006. – 212 с.

  2. Биржаков М.Б. Введение в туризм : учебное пособие / М.Б. Биржаков. – СПб.: Герда, 2006. – 320 с.

  3. Жукова М.А. Индустрия туризма : менеджмент организации / М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 200 с.

  4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма : Справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 363 с.

  5. Ильина Е.Н. и др. Основы туристической деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Академия, 2007. - 434 с.

Просмотров работы: 1414