ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Ильина Г.В. 1, Серпкова С.Е. 2
1Магнитогорский государственный университет, факультет дошкольного образования
2ФГБОУ "Магнитогорский государственный университет", факультет дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей.

Однако более 20% детей, выпускников ДОУ, имеют дефицит массы тела, 50% - хронически больные. Контингент детей, поступающих в школу с первой группой здоровья, составляет 10%. Причинами резкого ухудшения здоровья будущих первоклассников являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5].

Таким образом, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Важно сохранение и укрепление собственного здоровья, стимулирование здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы в работе с детьми и родителями.

Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Т.В. Кружилина, А.М. Митяева, Т.Ф. Орехова, и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников (С.Г. Абольянина [1], Л.Н. Волошина [3], В.В. Душка [4], С.А. и др.).

Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей [1].

Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [5].

В настоящее время в ДОУ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

1.    Сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, (минутки), релаксация, подвижные  и спортивные  игры);

2.    Эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая);

3.    Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);

4.    Коррекционные (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика).

Важно, чтобы реализуемые технологии формировали у дошкольников, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

Методологически значимым для нашего исследования является раскрытие сущности категории «физкультурная деятельность» (в ФГОС обозначена как двигательная деятельность дошкольников, реализуемая  в направлении «Физическое развитие»).

Рассматривая подходы к определению понятия «физкультурная деятельность», важно учитывать сущность категории «деятельность».

С философской точки зрения «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». [8].

«Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности» [2].

«Физкультурная деятельность - это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания». Концепция физкультурной деятельности определяется генетически детерминированной (обусловленной) потребностью в физической нагрузке, через свободу выбора форм, объёмов и интенсивности, к специально организованному и контролируемому её удовлетворению средствами [7].

Концепция непрерывной физкультурной деятельности дошкольников определяет единую линию физического воспитания ребёнка, организуя школьный учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, полученное детьми в дошкольном учреждении. Непрерывная физкультурная деятельность индивидуализирована по времени, темпам и направленности, предоставляет каждому возможности реализации собственной программы его получения, обеспечивает каждому ребёнку постепенное развитие физических качеств, с учётом физической подготовленности, физиологических и психологических особенностей детей.

С выходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования и дошкольного образования положено начало к обеспечению непрерывности физкультурной деятельности детей в двух звеньях системы образования. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется по совокупности: максимального сближения форм, средств и методов обучения и развития, постепенного усложнения содержания нормативных требований программ учреждений;  с учётом охраны и укрепления здоровья детей, обогащения индивидуального двигательного опыта, последовательного обучения основным движениям, формирования элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Форма организации физкультурной деятельности - особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом. К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья [6].

Реализация здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников осуществляется на основе знаний педагогов:

- основных понятий (физкультурная деятельность; физическое воспитание, физическое упражнение, физическое развитие, здоровьесберегающие технологии; физическая подготовка, физические качества); современных здоровьесберегающих технологий; основных форм, методов, средств физкультурной деятельности детей; содержания основных программ по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы, диагностического инструментария физической готовности детей к школьному обучению.

2. Основы техники безопасности при работе с детьми в физкультурных залах.

3.Санитарно-гигиенических условий организации и проведения физического воспитания дошкольников.

Обобщая вышеизложенное, мы определяем физкультурную деятельность как специфическую деятельность человека, проявляющуюся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающую психофизическим особенностям человека, которая реализуется в процессе физического воспитания.

Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы (детей, педагогов и родителей); реализуются в условиях охраны и укрепления здоровья детей, своевременного формирования жизненно необходимых двигательных умений, последовательного овладения техникой основных движений, элементарных знаний о здоровом образе жизни; позволяют дошкольникам самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

 

Список литературы

1.Абольянина С.Г. Дифференцированные технологии физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности :  дис. к-та пед. наук. - Хабаровск 2009.

2.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: «Олма-Пресс», 2004. - С. 135-139.

3. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. ... к-та пед. наук. - Екатеринбург, 2001.

4.Душка В. В. Различные формы учебно-тренировочных занятий с детьми 10-11 классов и их влияние на воспитание физических качеств в типовой общеобразовательной школе : дис. к-та пед. наук. - Пенза 2004.

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.

6.Ильина, Г. В.К вопросу о специфике физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина //Гуманизация образования в России: сборник материалов региональной научной интерактивной конференции (Магнитогорск, 26 февраля 2010 г.). - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С.149-155.

7.Попов Г.Г. Контроль физкультурной деятельности дошкольников. - Магнитогорск:  МаГУ, 2006. - 96 с., с.14-20.

8.Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -  М.: Политиздат,1990. - С. 267-268.

Просмотров работы: 5201