ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Ивушкина И.А. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. В связи с этимвозникает необходимость перейти на новый уровень информатизации образовании, которая направлена на повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий и повышение качества обучения, и подготовку выпускников с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Однако повышаются и требования к учителям математики, которым приходится работать в обновленной системе образования. Современный учитель должен использовать все преимущества и знать возможности и границы применения компьютера в обучении, знать требования к программным продуктам учебного назначения, осуществлять отбор компьютерных программ по своему предмету, уметь разрабатывать сценарии обучающих программ и т.д. В этом ему помогут современные информационные технологии, в том числе мультимедиа.

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и научно-методические работы Н.А. Савченко, Г.К. Селевко, А.Ю. Уварова, в области образования (И.Г. Захарова, Н.В Клемешова, С.П. Новиков и др.), информатизации образования (Б. Андересен Бейт, Катя ван ден Бринк, А.В. Дворецкая, Г.А. Кручинина и др.)

Однако очень мало работ посвященных использованию мультимедиа технологий при обучении математике в старших классах. Отсюда возникает проблема исследования: какие возможности мультимедиа можно использовать в процессе обучения математики.

Связи с чем цель исследования – выявление возможностей использования мультимедиа технологий в процессе обучения математики и разработка планов-конспектов уроков математики с применением указанных технологий.

В ходе проведения исследования для решения поставленной цели был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработаны конспекты уроков математики с использованием мультимедиа технологий; проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

C целью экспериментального подтверждения эффективности использования мультимедиа в учебном процессе, было проведено исследование в двух классах: 10«А» и 10«Б», в которых были проведены уроки математики. В 10«Б» (контрольном) классе уроки проходили по стандартной схеме, в 10«А» классе (экспериментальном) проведены уроки с использованием мультимедиа.

Для эксперимента была выбраны темы: "Функция y= sinx, её свойства и график", "Функция y=cosx, её свойства и график", "Тригонометрические функции. Функции y=sinx и y=cosx". С изучением данных тем ученики встречались впервые.

Исследование проходило в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент.

2.Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

На первом этапе констатирующего эксперимента было выявлено, какими знаниями обладают учащиеся. Все эти знания необходимы для сознательного и прочного усвоения материала. Поэтому целью данного эксперимента было выявление качества знаний учащихся. Для этого была проведена контрольная работа по теме «Тригонометрические функции числового аргумента. Формулы приведения», которая дала возможность оценить знания учащихся по данным вопросам.

Контрольная работа проводилась в 10 «А» – экспериментальным и 10 «Б» – контрольном классах. В 10 «А» на пять написали 4 ученика (17,4 %), на четыре – 12 учеников (52,2 %) и на три –7 учеников (30,4 %).

Рис. 1. Сравнительный анализ успеваемости в 10 «А» классе.

В 10 «Б» на пять написали 3 ученика (13,7 %), на четыре – 14 учеников (63,6 %) и на три – 5 учеников (22,7 %).

Рис. 2. Сравнительный анализ успеваемости в 10 «Б» классе.

Анализ контрольных работ показал, что на начало эксперимента, качество знаний у учащихся находится на одном уровне.

На втором этапе формирующего эксперимента в экспериментальном – 10 «А» классе проводились уроки с использованием мультимедиа. Они были направлены на повышение успеваемости учащихся. В контрольном – 10 «Б» классе проводились те же самые уроки, но без использования средств мультимедиа.

Для проведения мультимедийного урока в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

В ходе эксперимента во время проведения уроков в 10 «А» классе применялись следующие мультимедиа компоненты:

Слайдовые презентации

Все уроки сопровождались с использованием презентаций, что повысило интерес к уроку и концентрировало внимание учащихся. Разработанные презентации содержали элементы интерактивности и мультимедиа, которые способствовали к активной деятельности.

Рис. 3. Слайд «График функции » Рис. 4. Слайд «График функции »

Рис. 5. Слайд «Графики функций и »

Электронные тесты

Разработанные за время исследования тесты позволяют объективно оценить знания учащихся и незамедлительно выдать тестовый балл.

,…,и т.д.

Рис. 6. Слайд «Тест «Формулы приведения» Рис. 7. Слайд «Задание 2»

Видеофрагмент

Презентации позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, что может значительно усилить обучающий эффект. Учебные фрагменты, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения.

Рис. 8. Скриншот видеофрагмента

Работа в сети Интернет

В сети Интернет представлено очень много сайтов, которые помогут повысить знания учащихся. На математических сайтах представлены тренажеры, позволяющие проходить on-line тесты, что поможет к подготовке ЕГЭ и ГИА.

Построение графиков в Microsoft Excel.

Построение графиков в Microsoft Excel расширит представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, а так же поможет закрепить приобретенные знания на уроках информатики. По индивидуальным карточкамучащиеся выполняли построение графиков тригонометрических функций в Excel.

, и др.

Рис. 9. Построение графиков функций в Microsoft Excel

Использовались возможности интерактивной доски

На интерактивной доске учащиеся выполняли задания на построение тригонометрических функций, указывают промежутки возрастания и нули функции, находят наибольшее и наименьшее значения функций.

Во время эксперимента ученики выполняли все задания учителя. Они активно работали на уроках, более доступными для детей были задания в занимательной форме. Это еще раз доказывает то, что именно средства мультимедиа повышает качество знаний учащихся, экономит время на уроке, что ведет к продуктивному усвоению материала.

В ходе контрольного эксперимента была проведена проверочная работа по теме: «Функции y= sinx и y=cosx, их свойства и графики». В результате работы было выявлено, как повлияли мультимедийные компоненты на повышение качества знаний. Результаты проверочной работы в10 «А» – экспериментальном классе («5» –26 %; «4» – 60,9 %; «3» – 13,1 %) приведены на рис. 10.

Рис. 10. Результаты проверочной работы в 10 «А».

Сравнив контрольные работы экспериментального класса, которые писали в начале эксперимента и в конце, можно увидеть, что качество знаний значительно повысилось. Если в первой контрольной работе преобладающей оценкой была «4», то по результатам последней контрольной работы – количество «5» увеличилось, а количество «3» уменьшилось. С работой справились все.

Результаты экспериментального класса были сопоставлены и занесены в диаграмму (рис. 11).

Рис. 11. Сравнение констатирующего и контрольного эксперимента.

Результаты проверочной работы в 10 «Б » – контрольном классе («5» – 13,6 %; «4» – 59 %; «3» – 22,7 %; «2» – 4,7 %) приведены на рис. 12.

Рис. 12. Результаты проверочной работы в 10 «Б».

Сравнивая контрольные работы данного класса, можно сказать, что результаты практически не изменились. Если в первой работе преобладающая оценка была «4», что составляло 63,6%, то во второй – преобладающая оценка не изменилась –59%. С работой не справился 1 ученик. Результаты контрольного класса были сопоставлены и занесены в диаграмму (рис. 13).

Рис. 13. Сравнение констатирующего и контрольного эксперимента в 10 «Б»

Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что даже проведение всего лишь нескольких уроков с применением мультимедиа, способствует повышению качества знаний учащихся. Следовательно, использование таких уроков в течение длительного времени будет способствовать систематическому повышению успеваемости и качеству знаний учащихся.

Просмотров работы: 2931