ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Чепикова М.С. 1, Беленкова И.В. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление мультимедийных и интерактивных технологий и сетевых социальных сервисов произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, способны существенно повысить эффективность обучения.

Любой язык, которым люди пользуются для общения, содержит достаточно много слов, имеющих различные значения. Смысл таких слов определяется из контекста их употребления в речи. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п. [1].

Таким образом, в узком смысле термин «мультимедиа» служит для обозначения компьютерного аппаратного обеспечения (звуковая и видеоаппаратура, позволяющая воспроизвести звуковую и видеоинформацию любых форматов), а в широком смысле – спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) [1].

Появление мощных современных мультимедийных компьютеров, а вместе с ними и уникальнейших возможностей компьютерных технологий открывают перед учителем-предметником совершенно новые перспективы в совершенствовании учебного процесса и нередко превращают заядлых скептиков в активных сторонников использования компьютерных технологий в образовании [2].

Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено [5], что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному – школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. [3]

С развитием общества происходит развитие всех сфер деятельности человека, в том числе и в образовании. Создаются новые методы, технологии обучения. В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).

2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).

3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания [6].

Технологии интерактивного обучения: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, карусель, работа в малых группах, аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм [7], броуновское движение, дерево решений, суд от своего имени, гражданские слушания, ролевая (деловая) игра, метод пресс, займи позицию, дискуссия, дебаты и др. [4]. Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

С появлением Интернета изменился окружающий мир. Интернет вошел в повседневную жизнь человека на работе, дома и его влияние продолжает расти. В связи с этим люди стали общаться и вести дела через интернет. В настоящее время существуют специальные сервисы, помогающие людям в осуществлении их идей. Такие сервисы называются социальными.

Социальный сетевой сервис – это виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины) [6].

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  1. общения;

  2. поддержки и развития социальных контактов;

  3. совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации;

  4. обмена медиаданными;

  5. творческой деятельности сетевого характера,

  6. выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

В сфере образования можно различные поисковые системы: Свики - http://www.swicki.com/, Гугл – http://www.google.com/coop/); социальные сети: русскоязычные: В Контакте, Одноклассники.ru, Мой Круг, англоязычные: Facebook, Last.fm, MySpace; блоки; вики; социальные медиахранилища и многофункциональные порталы и многие другие.

Среда сетевых сообществ наполнена различными объектами и ситуациями, которые помогают людям думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Первый и наиболее распространенный способ использования Интернета в образовательных целях – поиск информации. Сетевые социальные сервисы расширили информационные возможности Веба, информация стала не менее достоверной, чем в книгах, а может даже и более, так как книга статична, а интернет-издания постоянно обновляются. Улучшены алгоритмы поисковых машин и в выдаче стали заметно меньше появляться сомнительные ресурсы, что также повышает качество и уровень достоверности информации. Но главная особенность использования именно социальных сетевых сервисов в поиске учебных материалов – это наличие свободных открытых энциклопедий, таких как Википедия. Которые, помимо поиска, позволяют и совместно создавать и редактировать любые данные.

Общение в социальных сетях, блогах и имитаторах трехмерного пространства позволяет находить общение с людьми – носителями изучаемых языков, представителями различных культур и национальностей, что намного полезнее для образования и эффективнее, чем изучение данного материала по печатным или обычным медиаисточникам.

Осуществление коллективной работы над проектами можно провести с помощью практически любых средств социальных сетевых сервисов. Так Вики позволяет ученикам совместно создать учебное пособие, реферат, исследовательскую работу. Коллективный фотоальбом поможет собрать воедино фотографии с какого-либо мероприятия или по заданной тематике. А специальные программы для управления проектами, установленные в локальной сети или в интернете, помогут руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в он-лайн режиме, создать список часто задаваемых вопросов или форум по заданной теме [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что сетевые социальные сервисы с каждым днём становятся всё более популярными, и т.к. ученики составляют большой процент людей, которые пользуются Интернетом, привлечение сетевых социальных сервисов в образовательный процесс поможет достичь лучшего результата.

В рамках работы над исследованием мы разработали ряд уроков с использованием мультимедийной и интерактивных технологий, а также сетевых социальных сервисов, в частности Prezi.com и GooglePresentations.

Список литературы

  1. Григорьев, С.В, Гриншкун, В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Москва, 2005.

  2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.

  3. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование, 1994. – №4. – С.89-96.

  4. Методическая копилка учителя информатики. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru. – Загл. с экрана.

  5. Мультимедиа. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.org. – Загл. с экрана.

  6. Сетевые социальные сервисы. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki . – Загл. с экрана.

  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru. –Загл. с экрана

Просмотров работы: 2375