ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Петрухина А.И. 1, Морозова О.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценообразование является важнейшим направлением экономической работы на предприятии. Перед всеми предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями встает задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объем реализации продукции, рентабельность производства, другие показатели деятельности и, как следствие, конкурентоспособность предприятия.

Структурная перестройка экономики и переход России к рыночным отношениям привели к коренным изменениям социально-экономического развития страны, одним из главных направлений которого является вопрос ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Вопрос о необходимости реформирования системы ценообразования в современных условиях неоднократно поднимался на всероссийских форумах строителей с участием Министерства регионального развития РФ, ответственных работников Правительства РФ, депутатов Государственной Думы.

Идеология реформы возникла с выходом Приказа Министерства регионального развития России от 11.04.2008 г. № 44, утверждающего «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» [1].

Реформа ценообразования длится четырнадцать лет, при этом нормативная база практически не изменяется и фактически опирается на устаревшие СНиПы. В то же время для внебюджетных строек инженерами-сметчиками разработаны и применяются вполне современные сметные стандарты.

Следует подчеркнуть, что сферы регулирования сметного и технического нормирования характеризуются общими принципами [4]:

- единый подход к разработке методических и методологических документов;

- использование системы технических документов, национальных стандартов и сводов правил;

- взаимосвязь стоимостных и технических норм, единый понятийный инструментарий.

До недавнего времени на всей территории России действовала единая сметная база 2001 года. В 2008, 2009 годах данная база «обновлялась», была переиздана и продвигалась как эталон. Однако она не стала ни прозрачнее, ни точнее. В ней упоминаются тысячи устаревших норм и расценок 30-40-летней давности. Отсутствует стимулирование применения новых технологий и новейших строительных материалов. Как следствие, за период с 2010 по 2012 годы вышло 35 приказов Минрегиона России с изменениями и дополнениями к утвержденным ранее государственным сметным нормативам (только к сборнику цен на материалы, изделия и конструкции было внесено около 30 000 дополнений и поправок), что свидетельствует о внедрении якобы «новой» системы ценообразования без необходимости проведения экономических расчетов, профессиональной оценки и экспертиз, интеграции межведомственных баз данных [3]. При этом строительные организации вынуждены за деньги постоянно приобретать сметные сборники с вносимыми изменениями на договорной (рыночной) основе.

Так, приказом Минрегиона России от 17.11.2008 г. № 253 были утверждены стоимостные нормативы устройства буронабивных свай, технология производства которых широко используется на строительстве олимпийских объектов. Применение новых нормативов повлекло за собой безосновательное завышение сметной стоимости в несколько раз. Показателем уровня этих нормативов стало уточняющее письмо Минрегиона России от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08, в котором предлагается при составлении сметной документации на устройство буронабивных свай к прямым затратам в базисном уровне цен применять понижающий поправочный коэффициент 0,4.

Существующая стратегия реформирования ценообразования в строительстве при сложившемся положении не сможет и не позволяет строительной отрасли стать конкурентоспособной на международном рынке.

Действующие методические документы помимо потери своей актуальности не отражают целостного алгоритма формирования стоимости строительной продукции. В каждом из них освещен, как правило, «узкий» вопрос: сметные цены на материалы и их перевозку, на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, оплату труда (соответственно в МДС 81-2.99, МДС 81-3.99, МДС 83-1.99) и т.д. Большая часть методических документов, введенных в федеральный реестр сметных нормативов, по своей сути, направлены на разработку сметных норм, расценок и цен. В ряде названий действующих МДС даются указания о том, как разрабатывать нормы. А пользователю (заказчику, подрядчику, сметчику и др.) нужна настольная книга о том, как ему работать - как составлять сметы, как применять нормативы, как определять стоимость.

Процесс реформирования ценообразования, необходимо начинать с принципиальной переработки основного документа системы методического регулирования - «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, которая должна соответствовать положениям статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и раздела 11Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [2]. В ней необходимо установить требования к оформлению сметной документации и созданию единого подхода к формированию сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом изменений в законодательстве, новых методов строительного производства.

Для осуществления комплексного реформирования системы ценообразования в строительной отрасли, следует принять во внимание следующее [5]:

1. Нужен новый отсчет во времени, например 2010 год, когда процесс инфляции стабилизировался (5-6 % в год) и цены на строительные механизмы и материалы не различаются в несколько раз по периодам инвестиционной деятельности «проект - строительство».

2. Оперативное реагирование на изменение рыночных цен на строительные ресурсы, для этого необходима соответствующая система мониторинга рынка.

3. Своевременность учета новых технологий строительства, что позволит актуализировать сметные нормативы.

4. Обеспечение специализированных организаций - разработчиков технологических карт и сметных норм опытными кадрами специалистов.

5. Предоставление информации о текущих ценах и номенклатуре применяемых материалов производителями стройматериалов и поставщиками продукции, что является важнейшей задачей для оказания содействия реформе ценообразования.

В рыночной экономике процесс ценообразования между субъектами осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением. Роль государства заключается в поддержке отечественного товаропроизводителя.

Зарубежный опыт в области формирования стоимости объектов свидетельствует о высоких требованиях к сметной документации, используемой при выборе подрядчика на торгах. Главное для инвестора - потребительские качества конечной продукции. Понятие соотношения «цена - качество» является центральным элементом решений в рамках политики цен.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена вступлением России в ВТО, что ставит перед отраслью задачу разработки стандартов нормативной базы ценообразования в строительстве с учетом мировой практики и внешнеэкономической деятельности.

Реализуемая модель реформирования системы ценообразования в строительстве диктуется практической необходимостью выстраивания реальной государственной политики на этом направлении с тщательным учетом широкого спектра интересов и возможностей, учитывающих характерные территориальные особенности регионов России [5].

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства регионального развития РФ от 11.04.2008 № 44 «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;

  2. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

  3. Приказы Минрегиона России «Об утверждении государственных сметных нормативов в сфере градостроительной деятельности»;

  4. Горячкин П.В. Консультации по вопросам ценообразования в строительстве. – М.: 2004.- 400 стр.

  5. О Резолюции Всероссийского совещания региональных органов по ценообразованию в строительстве, состоявшегося в г. Москве 5-6 июля 2012 г.// URL: http://www.stroysmeta.ru/catalog/1/33/1412 (дата обращения 06.01.2013)

Просмотров работы: 6711