ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Сазанова Ю.В. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами.

Возникновение и развертывание социально-образовательных инициатив, вызванных стремлением модернизировать образовательную реальность, требует преобразований в организации и содержании методического и научно- методического обеспечения функционирования образовательной системы на всех ее уровнях.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Термин «инновация» начинает применяться в специфическом понятийном значении в культурологии и лингвистике конца XIX века при описании процессов культурной и языковой диффузии (трансфера). Имелся ввиду такой процесс развития, когда феномены одного культурного ареала достаточно естественно, без вмешательства властных механизмов управления распространяются на другие в качестве культурной (языковой) инновации и в той или иной степени модифицируют их культурные традиции.

Новую жизнь это понятие получило тогда, когда Й. Шумпетер в начале XX века употребил его в макроэкономическом анализе, рассматривая крупные прорывы-изобретения в технологии и производстве в качестве стимулов экономического роста, факторов выхода из периодических экономических кризисов перепроизводства. Вхождение в новый цикл кризиса связывалось им с завершением органического развития новшества и отсутствием новых технико-технологических прорывов (отсюда «длинные волны» Кондратьева и представление о жизненных циклах нововведения). Главная задача по Шумпетеру – это постоянная поддержка новаторских инициатив, которая позволит преодолеть циклический характер развития капиталистической экономики.

Во второй половине прошлого века идеи Шумпетера получили преломление в инновационной политике действующих на рынке фирм, которая была поддержана государством. Позиции инновационных фирм на рынке, в частности, удержание старых и захват новых областей рынка, расширение продаж товаров и услуг обеспечивались за счет постоянного предложения новых и усовершенствованных товаров и услуг. Чтобы постоянно осуществлять этот процесс, фирмами был разработан принципиально новый организационный механизм взаимодействия научных исследований, инженерных разработок и собственно производства. В отличие от традиционного подхода, когда эти составляющие были относительно обособлены и следовали друг за другом в перечисленном порядке, инновационная организация деятельности предполагает, что процесс начинается с изучения потребностей и потенциала рынка, более того, проектного освоения этого рынка за счет формирования новых потребностей со стороны производителя (процессы маркетинга). Маркетолог ставит перед производственной структурой фирмы задачу выпустить новый товар или услугу в кратчайшие сроки и с определенным качеством. Выполнить это постоянно воспроизводимое требование можно, подключив к структуре производства постоянно действующую инженерную службу, которая работает по заказу маркетолога. В свою очередь, инженерные службы смогут действовать в заданном режиме в том случае, когда по их прямым заказам будет работать прикладная наука. (Эта система организации получила название «индустриальных исследований», «Industrial Research».) Таким образом, на смену традиционной последовательности пришла обратная ей: от требований рынка к требованиям к производству, а от него – к инженерным разработкам и, далее, к прикладным исследованиям.

Инновационная политика требует постоянного обновления рыночных предложений, что обуславливает циклическую и скоротечную жизнь каждого отдельного новшества: оно должно появиться, произвести свой экономический эффект и умереть, уступив место следующему новшеству. Нравится нам это или нет, но общество начинает жить по вмененному ему принципу постоянного обновления и массового потребления все новых и новых товаров и услуг.

Ценность нового становится универсальной, распространяется на все сферы жизни, в том числе культуру и образование.

Технологии и условия осуществления инновационных процессов.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. И. П. Подласый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений [2]:

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.

4. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.

6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.

7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.

8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, и др.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т. д.

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры:

- консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

- слепое следование традиции по типу: «У нас и так все хорошо»;

- отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

- неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.

При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

- в педагогике, по мысли К. Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;

- «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;

- инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

- инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

- инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

- в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

Таким образом, несмотря на очевидную необходимость инноваций в педагогике, тем не менее, существует ряд причин препятствующих их внедрению в образовательный процесс, что, несомненно, в определенной степени замедляет развитие педагогики.

Список источников и литературы

1. Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. № 4. 2004.

2. Подласый И. П. Педагогика: учебное пособие. М., 2000.

Просмотров работы: 8029