ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ И ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ И ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время численность детей с различными отклонениями в развитии возрастает с каждым годом. Среди них есть дети с ретардационным типом дизонтогенеза, в частности умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Внутренняя картина дефекта (ВКД) умственно отсталых детей и детей с ЗПР отличается друг от друга. Наше исследование посвящено изучению и выявлению особенностей ВКД умственно отсталых детей, и детей с ЗПР.

Несмотря на большое количество работ по изучению вопросов, относящихся к внутренней картине болезни и личностным установкам в болезни, в том числе у психически больных, многие аспекты этой проблемы остаются и сегодня недостаточно разработанными. Существует явная диспропорция между относительно большим количеством описательных работ и малочисленностью экспериментально-психологических исследований [3].

При оценке субъективной стороны заболеваний у детей всегда следует учитывать возраст ребенка, соответствие степени его психической развитости паспортному возрасту. Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего физического и психического развития. Кроме того, при заболеваниях в детском возрасте часто происходит не только задержка в развитии, но и явления регрессии (возврат к типам психического реагирования, характерного для более младших возрастных периодов), которая рассматривается как защитный психологический механизм. Защитная активность личности детей способствует тому, что объективное значение понятия «болезнь» часто не усваивается ими, не происходит осознания ее тяжести и последствий для дальнейшей жизни [2].

Самоописания школьников с недоразвитием интеллекта представляют собой однозначные характеристики преимущественно положительной направленности. Только к старшим классам такие учащиеся начинают более объективно оценивать себя, признавать наличие отрицательных характеристик [4].

Исследования А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой показали, что психологические причины проблемных форм межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностями самосознания ребенка. Причиной можно назвать фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и прочее.

Недостаточная изученность проблемы ВКД требует продолжения экспериментально исследовательской работы в данной области.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64 города Ставрополя. Учащиеся данной школы, составили экспериментальную группу №1 (умственно отсталые дети). Экспериментальную группу № 2 (дети с задержкой психического развитя), составили учащиеся Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 33 города Ставрополя».С целью экспериментального исследования нами были использованы следующие методики:«Проба Де Греефе», «Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе», «Несуществующее животное», заимствованные нами из следующих книг:Практикум по возрастной и педагогической психологии. - 2-е изд., Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия.- 2009; Практическая психодиагностика под ред. Д. Райгородского.- Самара: БАХРАХ-М, 2010; Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. Рогов Е.И.— М.: ВЛАДОС, 2010.

Данные методики подобраны таким образом, чтобы обеим категориям детей было интересно и не сложно. Все дети с удовольствием принимали участие в исследовании, а также проявляли интерес к заданиям.

Методика № 1 «Проба де Греефе».

Методика направлена на определение характера самооценки.

Сравнительный анализ самооценки умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.

  • Высокий уровень самооценки – показали 43% детей с задержкой психического развития, у умственно отсталых он гораздо выше- 73%. Разница составляет 30%. Данные результаты характерны для умственно отсталых детей, они зачастую не могут объективно оценить себя, вследствие нарушений поведения и эмоционального расстройства личности. Из беседы с детьми с задержкой психического развития было выявлено, что родители их очень часто хвалят и поощряют их достижения. Для данной категории детей очень важна оценка родителей и учителей. Их самооценка формируется под влиянием старших, окружающих их людей, будь то учитель или родители.

  • Средний уровень самооценки - дети с задержкой психического развития 0%, умственно отсталые дети 14,5%. Разница составляет 14,5%. У детей с задержкой психического развития не наблюдается низкого уровня самооценки. Это объясняется низкой различительной способностью данной категории детей.

  • Низкий уровень самооценки - дети с задержкой психического развития 57%, умственно отсталые дети 14,5%. Разница между результатами составляет 42,5%. У детей с задержкой психического развития низкий уровень самооценки наблюдается чаще, чем у детей с умственной отсталость. Это объясняется высокой критичностью к себе данной категории детей, они очень болезненно реагируют на критику в свой адрес.

Методика № 2 «Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе»

Сравнительный анализ уровня притязаний умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.

  • Адекватный уровень притязаний – дети с задержкой психического развития 86%, умственно отсталые дети 0%. Разница в результате составляет 86%. У умственно отсталых детей адекватного уровня притязаний не было выявлено. Это объясняется своеобразием интеллектуального развития данной категории детей, конкретно его недоразвитием.

  • Заниженный уровень притязаний - дети с задержкой психического развития 14%, умственно отсталые дети 28%. Разница между результатами составляет 14%. У детей с задержкой психического развития заниженный уровень притязаний наблюдается реже, нежели у детей с умственной отсталость.

  • Завышенный уровень притязаний – дети с задержкой психического развития 0%, умственно отсталые дети 72%. Разница между результатами составляет 72%. У детей с задержкой психического развития не было выявлено завышенного уровня притязаний. Это объясняется боязнью неудач данной категории детей и чрезмерной неуверенностью в себе и своих возможностях. Это одна из патологических черт характера детей с задержкой психического развития.

Уровень притязаний тесно связан с самооценкой. Уровень притязаний-это отражение человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который н считает себя способным или которого, по его мнению, он заслуживает. Расхождение между уровнем притязания ребенка и его реальными возможностями, как это наблюдается у умственно отсталых, приводит к тому, что он начинает себя неверно оценивать себя и свои поступки, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, а так же искажается внутренняя картина дефекта.

Методика № 3 «Несуществующее животное»

Цель данной методики,исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др.

Сравнительный анализ уровня притязаний умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.

  • Агрессивные - дети с задержкой психического развития 14%, умственно отсталые 28%. Агрессивность ребенка с задержкой психического развития связанна с личностными особенностями и темпераментом данного ребенка. Разница в результате составляет 14%. Среди умственно отсталых детей агрессивность наблюдается чаще, чем среди детей с задержкой психического развития.

  • Тревожные - дети с задержкой психического развития 43%, умственно отсталые 72%. Разница составляет 29%. Тревожность детей с задержкой психического развития тесно связанна с их общим соматическим состоянием, а тревожность умственно отсталых с патологическими чертами характера данной категории детей.

  • Нейтральные - дети с задержкой психического развития 43%, умственно отсталые 0%. Разница в результатах составляет 43%. У детей с умственной отсталостью не наблюдается нейтрального отношения к собственному «Я». Дети с умственной отсталостью показали либо агрессивность, либо тревожность. Это объясняется патологическими чертами характера данной категории детей.

Таким образом, на основе экспериментальных данных трех методик можно сказать, что существенное влияние на внутреннюю картину дефекта оказывает интеллектуальная сфера детей. Картина собственного дефекта подвергается осмыслению на основе рефлексии. У детей с недоразвитием интеллекта наблюдается неадекватно завышенная или заниженная самооценка и уровень притязаний, плоды рефлексии весьма не зрелы и обусловливают бедность представлений о себе, затрудняют оценку своих качеств, что, в свою очередь, способствует неглубокому осознанию и переживанию имеющихся проблем в развитии.

Проблема отношения личности к своему дефекту – внутренняя картина дефекта, является одной из важнейших психологических проблем, отчего зависит общий успех лечения. Понимание себя, адекватное отношение к своим возможностям, осознание своего дефекта, а главное, осознание необходимости его коррекции способствуют адаптации и социализации в обществе, помогают развитию саморегуляции, преодолению кризисных ситуаций.

Установлено, что если развитие ребенка проходит по типу ретардации, который характеризуется запаздыванием в развитии всех функций, то отношение и осознание собственных нарушений напрямую зависит от степени выраженности дефекта.

Методики показали разницу самооценки, уровня притязаний, агрессивности и тревожности, детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталость. Выявлено, что самооценка детей с задержкой психического развития напрямую зависит от их оценки взрослыми которые их окружают (учитель, родители). Умственно отсталые дети, зачастую не могут объективно оценить себя, вследствие нарушений поведения и эмоционального расстройства личности. Это можно объяснить своеобразием мышления, то есть некретичностью мышления данной категории детей. Что касается уровня притязаний, он напрямую зависит от самооценки детей и собственно формируется за счет тех же факторов что и самооценка. Также было выявлено, что агрессивность и тревожность являются патологическими чертами личности умственно отсталых детей. У детей с задержкой психического развития они возникают вследствие своеобразных черт характера в случае с агрессивность, а в случае с тревожностью прослеживается связь с соматическими заболеваниями детей.

Изучение и исследование внутренней картины дефекта детей дает возможность позитивной социализации детей и в дальнейшем интеграции в специализированные или обычные школы.

Литература.

  1. Данилова Е.Е.; Под. ред. И.В. Дубровиной. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - 2-е изд., - М.: Академия. 2009.

  2. Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков:. Дис. канд. психол. наук. - М., 2011, - www.elibrary.ru.

  3. Малашихина И.А., Черепкова Н.В. Специальная психология. - Ставрополь: СГУ, 2010.

  4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников// учеб. Пособие для студентов выш. пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2011.

  5. Райгородский Д., Практическая психодиагностика. - Самара: БАХРАХ-М, 2010.

  6. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога//Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2010.

Просмотров работы: 4364