Лингводидактический потенциал СМИ в обучении иностранному языку - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Лингводидактический потенциал СМИ в обучении иностранному языку

Шульга М.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С момента изобретения в 15 веке первого печатного станка и последующему развитию книгопечатания, средства массовой информации стали одним из самых важных общественных институтов. В современном мире, с появлением сначала радио, затем телевидения, и, наконец, всемирной сети Интернет, возможности СМИ стали практически безграничны. Сейчас на них возложена не только информационная функция, что принимается как само собой разумеющееся, но и инновационная, контрольная, мобилизационная, формирования общественного мнения, выражения общественных интересов, критики, и главным образом – образовательная или просветительская. При демократическом режиме политической прессе конкуренцию давно составила литература, исполняющая культурно-просветительскую функцию [4, c. 33]. Это подводит нас к тому, что средства массовой информации необходимо привлекать к образовательному процессу в целях, как и общего расширения кругозора учащихся, так и совершенствования их конкретных навыков.

Методика обучения иностранным языкам предполагает использование СМИ в образовательном процессе в качестве эффективного средства обучения устному иноязычному общению как цели и, вместе с тем, как естественному результату учебной деятельности. Особенная роль аутентичных СМИ в методике преподавания любого иностранного языка заключается в том, что они максимально приближают обучающихся к реальным информационным источникам и «погружают» в мир актуальных событий.

Современные визуальные СМИ предоставляют огромное количество материала в печатном виде, а также в цифровом виде с использованием картинок, видео, графиков и т. д., чтобы создать более подходящую среду для обучения. СМИ предоставляют огромное количество нового материала учителю, который без проблем может найти информацию, подходящую к школьной программе [5].

Согласно А. Беллу, существуют четыре причины, почему язык СМИ интересен с лингвистической точки зрения:

  • СМИ являются легкодоступным источником лингвистического материала для исследовательских и обучающих целей;

  • СМИ – это лингвистический институт, который составляет значительную долю языка, используемого людьми на ежедневной основе;

  • Особый интерес представляет то, как СМИ используют язык (применение диалектов, стилистически окрашенных текстов);

  • СМИ отражают культурную, политическую и социальную жизнь общества [6, c.92].

Кроме того, внедряемые видеоматериалы способны не только научить понимать речь на слух, но и дать возможность понаблюдать за поведением и мимикой говорящего, невербальным аспектом языка, рассмотреть диалекты в разных регионах, показать достопримечательности и все социокультурное богатство страны.

Работа с печатным материалом формирует у детей интерес к чтению, за счет разнообразной информации, заданий и подачи. Газета рассказывает читателю о реально происходящих событиях и созвучна многим темам школьных учебников. С методической точки зрения, по мнению Т. Г. Добросклонской, работа с газетой значительно обогащает и оживляет учебный процесс, одновременно позволяя преподавателю решить широкий круг задач, например: расширить лексический запас обучающихся, совершенствовать навыки ведения беседы на разные тематики, получить дополнительную лингвострановедческую информацию [1, c. 15].

При использовании средств массовой информации в учебном процессе для создания обучающей среды следует особое внимание уделять содержанию ресурсов, так как оно никем не контролируется в связи с открытостью сети Интернет. Использование такого рода материалов на занятиях должно быть направлено на реализацию следующих дидактических принципов [2, c.103]:

1. принцип научности и достоверности. Предоставляемый материал должен быть взят из официальных, авторитетных источников, носящих рецензируемый характер;

2. принцип наглядности. В изучаемом материале целесообразно выделить наиболее существенные, значимые положения, которые должны быть детально проиллюстрированы для полного понимания его учениками;

3. принцип систематичности и последовательности. Предлагаемая информация должна быть целостной и структурированной, соответствовать программе дисциплины;

4. принцип целесообразности.Любое применение СМИ в учебном процессе должно иметь четко поставленную цель. Например, с целью формирования у школьников критического мышления можно представить противоречивую информацию, взятую из различных источников. С целью профориентации обучающихся целесообразно предлагать им виртуальные экскурсии на различные промышленные предприятия, в научные центры, лаборатории и т. п.;

5. принцип природосообразности. Степень сложность и глубина материала должны соответствовать реальным знаниям учеников. Он не должен быть перегружен или специально усложнён, допустимо использование какого-либо определённого фрагмента. Обработанного учителем.

6. принцип связи теории с практикой.Предлагаемая школьникам информация должна быть современна, актуальна и демонстрировать практическую значимость изучаемого теоретического материала в реальной современной жизни;

7. принцип сознательности и активности.Предполагается, что использование СМИ на уроках является стимулом для них, чтобы самостоятельно искать необходимую информацию, ведь использование СМИ строится на использование деятельностного подхода. Активность учащихся можно повысить посредством разнообразных учебных заданий и ситуаций [3].

Надёжным источником материалов могут стать образовательные сети. Образовательные сети — это онлайн-социальные сети, через которые пользователи обмениваются знаниями друг с другом и вместе разрабатывают новые познания. Таким образом, образовательные сети могут обогатить опыт формального учебного процесса и стать эффективной средой для профессионального развития.

Одним из авторитетных примеров такой сети может стать «NewYorkTimesLearningNetwork».

NewYorkTimesLearningNetwork – это бесплатный интернет-ресурс, разработанный на основе журнала «TheNewYorkTimes» и призван помочь в изучении английского ученикам старшей и средней школы, а также учителям в планировании уроков. Ресурс функционирует с 1998 года и располагает самыми актуальными учебными ресурсами: учебные планы, устные и письменные задания, новостные квизы и т.д. Образовательная сеть каждый учебный год публикует около 1000 учебных ресурсов, используя контент The New York Times - статьи, эссе, изображения, видео, и подкасты - в качестве учебных инструментов в различных предметных областях.

На лицевой странице сайта расположены самые свежие новости из разных рубрик: «Studentopinion», «Studentnewquiz», «Picturepromts», «Contest», сводка по датам, а также ресурсы по учебным предметам. На сайте существует много видов учебной деятельности: чтение статей на различные темы Doyouenjoykeepingsecrets?»; «Shouldfinancialliteracybearequiredcourseinschool?») и ответы на вопросы после них, комментирование статей, написание сочинения по абстрактной картинке (Рис.23), которая может вызвать неожиданные ассоциации. В разделе «QuizzesandVocabulary» можно найти рубрику «WordoftheDay», в которой раскрываются общеупотребительные значения определённого слова, приводятся примеры его употребления в статьях из самого сайта, а задание состоит в том, чтобы прокомментировать данную статью и написать несколько предложений, употребив слово дня правильно.

Образовательная сеть также поддерживает профессиональное развитие педагогов, предоставляя им различные обзоры на образовательные ресурсы для собственного профессионального развития. Это помогает учителям получать новые идеи, стратегии и инструменты для обучения

Сайт предоставляет интерактивные возможности, такие как викторины, конкурсы и возможность публикации работ в The New York Times. Это помогает стимулировать интерес к обучению и создает возможности для учащихся приобщаться к более широкой аудитории англоговорящих людей.

Таким образом, средства массовой информации имеют большой лингводидактический материал. Они не только погружают учащихся в социолингвистическую культуру, знакомят их с актуальными событиями в мире, но и развивают ряд языковых компетенций: лексическую, коммуникативную, аудитивную. СМИ активизируют мотивацию у учащихся к изучению иностранного языка, открытию новых знаниях. При методически правильном построении занятия, когда материал подобран согласно возрасту и уровню владения языком учащихся, средства массовой информации становятся не только инструментом для более углублённого изучения иностранного языка, но и средством диалога между культур.

Список литературы

1. Аскерова, Р.Д.,/Обучение лексической стороне речи на уроках английского языка на материале англоязычных СМИ в основной школе//Р.Д. Аскерова, 2020 - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/876757304 (Дата обращения: 23.12.2023)

2. Мажарова,Т.А./ Использование дидактического потенциала материалов СМИ в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Т.А. Мажарова, А.Г. Гольцова// Отечественная и зарубежная педагогика,2020. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskogo-potentsiala-materialov-smi-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (Дата обращения: 24.12.2023).

3. Мерзлякова, О. П./ Применение средств массовой информации в процессе обучения школьников // О.П. Мерзлякова, Т. В Наговицына// Педагогическое образование в России, 2014. —№7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sredstv-massovoy-informatsii-v-protsesse-obucheniya-shkolnikov (Дата обращения: 24.12.2023).

4. Некрасова, И. /Трансформация функций средств массовой коммуникации в России // И. Некрасова// Власть, 2007. — №9. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-funktsiy-sredstv-massovoy-kommunikatsii-v-rossii (Дата обращения: 24.12.2023).

5. Пиванова, Ю. Е./Важность применения материалов СМИ при обучении иностранному языку // Ю. Е. Пиванова // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50370/ (Дата обращения: 24.12.2023).

6. Saienko, N. A stage-by-stage approach to utilizing news media in foreign languageclasses at higher educational institutions// N. Saienko, O. Kalugina, T. Baklashova, R.G Rodriguez // XLinguae, Volume , 2019. — № 11. — С. 91-102.

URL: https://www.nytimes.com/section/learning (Дата обращения: 24.12.2023).

Просмотров работы: 51