В настоящее время чрезмерное употребление молодежью газированных напитков, отрицательно влияющих на здоровье, становится актуальным [1,2]. Это обусловлено, прежде всего, наличием яркой и красочной рекламы по телевидению, а также проведением промо – акций с участием молодежи.
Результаты исследований показали, что серьезными последствиями регулярного употребления газированных напитков детьми и подростками являются заболевания органов пищеварения [3,4]. Повышается риск развития сахарного диабета 2 типа, обусловленного наличием сахарозаменителей: сахарин и цикломат в 40 раз слаще сахара. Сахарозаменитель аспартам при нагревании до +30 распадается до формальдегида и метанола, которые относятся к смертельным ядам и в небольших дозах приводят к аллергии и снижению зрения. Кислоты, содержащиеся в газировке, например, лимонная (Е-330), яблочная (Е-296), ортофосфорная (Е-338), разрушают эмаль зубов, что способствует развитию кариеса. Более того, ортофосфорная кислота вымывает кальций из костной системы с развитием остеопороза [5].
Присутствие кофеина поддерживает бодрящее качество напитка, что формирует особое мнение у молодежи: пили, пьем и будем пить.
Цель. Выявить прогностически значимые критерии оценки влияния на здоровье студентов повышенное употребление сахаросодержащих продуктов.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди студентов I (n = 112) и VI (n = 112) курсов лечебного факультета.
На 1 этапе скрининговым методом исследования выявлены студенты, употребляющие различные газированные напитки (образец 1, образец 2) что явилось основанием разделения исследуемых на группы. На 2 этапе проведено анкетирование в группах с целью выявления общесоматических расстройств или отсутствия таковых.
Результаты и обсуждения. Полученные результаты показали, что реклама и бренд газированных напитков (образец 1) в большей степени воздействуют на студентов I курса – 32,2%, чем на VI – 17,0%. Вызывает интерес высокий уровень знаний среди студентов о вредном влиянии на организм газированных напитков. По этой причине их не употребляют студенты I курса - 47,3% и VI курса - 60,7% (табл.1).
Обосновывая употребление данных видов напитков в каждой группе, студенты I и VI курсов выделяют следующие причины: во-первых, приятный вкус (образец 1: 77,7% и 60,6%, образец 2: 91,3% и 88,5%, соответственно); во-вторых, хорошо утоляет жажду (образец 1: 51,8% и 16,5%, образец 2: 23,5% и 10,7%, соответственно). Повышение общего тонуса организма («прилив сил») отмечают в основном любители газированного напитка (образец 1).
Таблица 1. Процентное соотношение количества студентов I и VI курсов по отношению к общему числу исследуемых на курсе (I курс – n = 112 и VI курс – n = 112), употребляющих различные газированные напитки и их влияние на организм в каждой группе
I этап. % соотношение к студентам на курсе II этап. % соотношение и степень выраженности клинических признаков в группе |
Образец 1 |
Образец 2 |
не употребляют |
||||
I курс |
VI курс |
I курс |
VI курс |
I курс |
VI курс |
||
32,2% |
17,0% |
20,5% |
22,3% |
47,3% |
60,7% |
||
n=36 |
n=19 |
n=23 |
n=25 |
n=53 |
n=68 |
||
1. Приятный на вкус |
77,7 |
60,6 |
91,3 |
88,5 |
|||
2. Утоляет «жажду» охлажденный |
51,8 |
16,5 |
23,5 |
10,7 |
|||
3. Улучшает настроение |
23,2 |
10,1 |
19,9 |
9,5 |
|||
4. Повышает общий тонус организма («прилив сил») |
38,8 |
44,4 |
10,1 |
6,4 |
|||
5. Повышение работоспособности |
24,0 |
40,1 |
9,9 |
6,1 |
|||
6. Ощущение жажды и сухости в ротовой полости |
0,5 л |
+ |
+ |
– |
– |
||
> 0,5 л |
++ |
++ |
– |
– |
|||
7. Дискомфорт в эпигастрии |
0,5 л |
– |
+ |
– |
– |
||
> 0,5 л |
+ |
++ |
+ |
++ |
|||
8. Отрыжка кислым |
0,5 л |
+ |
++ |
– |
– |
||
> 0,5 л |
++ |
++ |
– |
+ |
|||
9. Тяжесть в желудке при употреблении с едой |
0,5 л |
+ |
+ |
– |
– |
||
> 0,5 л |
++ |
++ |
+ |
++ |
|||
10. Изжога, тошнота |
0,5 л |
– |
+ |
– |
– |
||
> 0,5 л |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
11. Снижение диуреза |
0,5 л |
– |
– |
– |
– |
||
> 0,5 л |
+ |
+ |
– |
– |
Клинические признаки расстройств в работе ЖКТ в группах студентов отмечались при регулярном употреблении газированных напитков более 0,5 л в течение дня: ощущение сухости в ротовой полости, отрыжка кислым, дискомфорт в эпигастрии, тяжесть в желудке при употреблении с едой, изжога, тошнота.
Выводы. Употребление студентами газированных напитков с большим содержанием углеводов при наличии красителей и эмульгаторов является пусковым механизмом развития гастрита и панкреатита.
Учитывая небольшой объем потребления газированных напитков с высокой осмолярностью растворов, клиническая картина гиперосмолярных нарушений выражена незначительно. Клинические признаки расстройств в работе ЖКТ появляются при употреблении в сутки более 0,5 л газированного напитка (образец 1).
Список литературы:
Алексеенко С.Н., Линченко С.Н., Костылев А.Н., Пильщикова В.В., Губарева Д.А. Комплексный подход к оценке формирования статуса успешного студента в современных условиях социализации личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 22-25; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11270 (дата обращения: 14.02.2021).
Дьячкова, М.Г. Питание подростков как фактор здоровьесберегающего поведения / М.Г.Дьячкова, Л.А. Заросликова, Э.А. Мордовский // Экология человека. – 2013. – № 8. – С. 32-37.
Информационное сообщение об уровнях потребления сахаров взрослыми и детьми, рекомендуемых в руководстве ВОЗ.- WHO/NMH/NHD/15.3, 2015.
Руководство: по потреблению сахаров взрослыми и детьми. - WHO/NMH/NHD/15.2, 2015.5..
Березов, Т.Т. Биологическая химия: Учебник / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2016. – 704с