СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНА. НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РУБЕЖА СТОЛЕТИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНА. НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РУБЕЖА СТОЛЕТИЙ

Агиенко В.О. 1, Бердник Т.О. 1
1АСА ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модерн является стилевым направлением в искусстве конца ХIX — начала XX веков. С французского «moderne» переводится как «новейший», «современный». Его характерными отличительными особенностями принято считать отклонение от прямых направлений, линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, заинтересованность к новым технологиям (в особенности, в архитектуре),расцвет прикладного искусства. Модерн стал новой моделью существования, которая возникала и развивалась под влиянием общества. Сформировать вокруг человека единую художественно напитанную пространственное и предметное окружение, проявить внутреннюю сущность этого времени с помощью синтеза искусств, нестандартных форм и приемов, современных материалов и конструкций является задачей стиля.

Модерн начинает формироваться в период сложных для истории мировой культуры времен. XX столетие познало величайшие потрясения, войны и научный технический прогресс. Предстояло разрабатывать несколько десятилетий проблему формирования среды человека, впервые довольно серьезно поставленную в модерне и получившую в дальнейшем значительное развитие среди проблем синтеза искусств. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем в полном смысле этого слова.

На рубеже столетий огромное влияние на умы людей оказывают новые философские направления — особенно "философии жизни" Ф. Ницше. Важно то, что прямые отголоски данных мировоззренческих взглядов мы можем обнаружить в сюжетах и темах живописи и графики модерна. Концепция подъема, проявление жизненных сил, порыва, естественного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, формирование и процветание, молодость, весна — все эти темы, мотивы и сюжеты, получили в живописи и графике модерна довольно широкое проявление. Яркими представителями среди художников модерна являются Г. Климт, В. Серов, А. Муха. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников. Мастера использовали в своем творчестве разнообразные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо.

В многогранной архитектуре модерна велись поиски единения художественного и конструктивного начал. Вводилась свободная планировка, которая функционально обосновывалась, использовались каркасные конструкции, появлялся богатый выбор новых строительных материалов, такие как стекло, кованый металл, железобетон, необработанный камень, изразцы, фанера, холст. Здание и его неотъемлемые элементы приобретали декоративные и образные символы. Динамика и текучая пластичность масс предавали архитектурным формам органичность и природность. Среди архитекторов таких построек можно выделить А.Гауди, Х.К ван де Вельде, Ф.О.Шехтеля. Также существовала тенденция рационализации, то есть стремление к геометрической плоскости крупных масс и плоскостей, к строгости линий и пуризму (стремлению к чистоте в форме). Можно выделить таких архитекторов как Ч.Р.Макентош, И.Хофман.

Интерьер модерна является целостным пространством. Если рассмотреть его в аспекте пространственных отношения, то можно заметить однотипные по строению ряд помещений. Такие детали как оконные и дверные проемы, витражные, изящные перегородки, панно, стеклянные полки и дверцы шкафов, зеркала размывают перед собой пространство и дают ему растечься во времени. Ячеистая и структурная организация интерьеров все пространство объединяет в единое целое. Для мастеров нового времени и нового стиля стоит задача слияния искусства с жизнью. Интерьер конца ХIX — начала XX веков несет в себе манерный стиль поведения и особый душевный настрой, человек должен раствориться и стать его неотъемлемой частью. По зарисовкам художником можно заметить, что входы любых помещений обрамлены. Таким образом архитекторы вновь подчеркивают новизну пространства в отдельности и в тот же момент объединяют во едино пространственные ячейки. Конструкции огромных оконных проемов в сооружениях модерна напоминают многогранную композицию. Архитекторы нового стиля организуют монолитную целостную среду зданий и сооружений. Для каждой постройки характерны одни закономерности, каждая часть является структурной единицей одного целого. Можно сказать, что главным принципом архитектуры модерна является принцип «изнутри наружу». Фасады направляют внимания человека вовнутрь помещения, а стена является проводником. Сложные формы модерна рождают дополнительную динамику пространству. Как говорил Огюст Перре «Архитектура овладевает пространством, окружает, ограничивает, замыкает его. Она наделена даром, создавать магическую среду одной лишь силой духа художника».

Модерн – стиль свободы и начала новой жизни, является последним стилем XX века. Переломная эпоха, начало конца, преобразование старого в новое, «промежуточное» явление характеризует этот стиль. Архитекторам, живописцам, скульпторам, мастерам прикладного искусства, графикам приходилось поднимать и преодолевать модерн, а также благодарить за новые пути развития в истории. Мы разобрали пространственные, стилевые и исторические проблемы данного стиля, но на этом его проблемы не заканчиваются. Интересны разногласия в исследованиях такого явления как Ар Деко современных историков. Проектирование зданий и создания вещей выходили на первый план у всех создателей нового стиля. Мастера выходили из рамок своей профессиональной деятельности и становились конструкторами, технологами, углублялись в историю искусств, переходили к рациональным и конструктивным решениям проблем, что отражалось внутри их творчества. Тогда предметное творчество было поднято до уровня искусства, посредством активного поиска нового стиля, что стало чрезвычайно значимым в формировании теории дизайна.

Список литературы:

  1. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

  2. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994.

  3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910–х годов. М., 1978.

  4. http://webplus.info/index.php?page=48&article=133

Просмотров работы: 89