ОТБИРАНИЕ ДЕТЕЙ ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТБИРАНИЕ ДЕТЕЙ ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого человека семья занимает важное место. Но, к сожалению, в последние годы заметно снижение авторитета семьи с ее традициями и устоями. Достаточно часто в обществе поднимаются вопросы безразличия родителей по отношению к собственным детям. Все больше в судопроизводство поступает дел с требованием о лишении, либо ограничении родительских прав. Данной ситуацией нельзя не озадачиться.

В первую очередь, во всех конфликтных ситуациях, происходящих в семьях, необходимо ограждать детей от агрессии и безразличия родителей, а также прилагать все усилия для соблюдения их прав, свобод и законных интересов [2].

В современное время стал чаще употребляться термин «отобрание» детей у родителей, что свидетельствует об ухудшении положения детей в некоторых семьях.

Наше государство, в основном документе – Конституции РФ закрепило положение, согласно которому материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Это подчеркивает важность отношений родителей и детей, связанных с их воспитанием.

Многих родителей, в особенности — молодых, интересует, за что могут забрать ребенка органы опеки. В соответствии с п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или здоровью, органы опеки и попечительства вправе незамедлительно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав [1].

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность должна быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, ο воспитании.

Временное устройства ребенка предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение.

Использование административного, а не судебного порядка обусловлено чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка. Вместе с тем, для того, чтобы избежать неправомерных действий используется прокурорский контроль.

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру [3]:

-Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;

-Изучение имеющейся информации;

-Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;

-Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие отпрыска;

-В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;

-До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечением органов опеки;

-Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

После изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства в течение 7 рабочих дней направляется исковое заявление в суд с целью лишения родительских прав недобросовестных отца и мать. Если суд выносит решение в пользу ответчика, отпрыск возвращается к родным.

Если судопроизводство решило удовлетворить ходатайство истца, родители лишаются прав на ребёнка. Однако отпрысков, признанных социальными сиротами, могут взять под опеку другие родственники. К тому же, со временем родители смогут восстановить родительские права, если их случай не был вопиющим, и они смогут доказать, что исправились и готовы обеспечить отпрыска всем необходимым [4].

Важно помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от алиментных выплат, а вот заставить брошенного в юном возрасте отпрыска ухаживать за престарелыми родственниками в будущем не сможет ни один суд.

Ситуация осложняется, если к тому времени, когда родные захотят вернуть несовершеннолетнего в семью, он уже будет усыновлён. В таком случае дополнительных судебных разбирательств избежать не удастся. Если отпрыску к тому времени исполнится 14 лет, судья, при вынесении вердикта, будет опираться на его мнение по поводу того, в какой семье ему дальше жить [5].

Процесс отбирания ребенка является весьма емким и достаточно трудным, поэтому прокуратура осуществляет надзор за действиями органов опеки и попечительства, которые обязаны уведомлять прокурора об отбирании ребенка. При несогласии прокурора с отобранием ребенка у родителей, либо лиц, их замещающих, он имеет право принести протест на нарушающий права человека и гражданина акт, либо обратиться в суд, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Семейный кодекс, обеспечивая конституционные положения о защите семьи, материнства и детства, предусматривает процедуру отбирания детей, направленную на оперативное вмешательство сотрудников органов опеки и попечительства с целью оградить несовершеннолетнего ребенка от родителей, лиц их замещающих, ставивших его в положение, опасное для жизни и здоровья.

Данная мера имеет ряд особенностей. Основанием для применения данной меры является непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, которая может выражаться по-разному – как физическом и психическом воздействии на несовершеннолетнего, так и оставлением его в опасности, без присмотра, одежды и питания.

Угроза должна быть устранена в самый короткий срок. Мера отбирания ребенка применима как к родителям, так и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. Данную процедуру проводит орган и попечительства, который должен уведомить об этом прокурора.

Важным признаком данной меры является ее административный порядок, по которому решение об отбирании ребенка выносится органом местного самоуправления, а также возможность обжалования действий органов опеки и попечительства прокурором, а также лицами, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены, в судебном порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Применение данной меры влечет определенные правовые последствия для лиц, у которых отбирается ребенок. Если ими выступают приемные родители, то орган опеки и попечительства расторгает с ними договор о приемной семье, если от опекуна и попечителя, то вышеуказанный орган отстраняет данных лиц от выполнения своих обязанностей.

В зависимости от характера действий, явившихся основанием отбирания ребенка, прокурор может возбудить уголовное дело в отношении родителей, других лиц, на попечении которых находился ребенок.

Таким образом, законодателем создана достаточно оперативная мера, позволяющая оградить ребенка от условий, угрожающих его жизни и здоровью.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Сборник международных договоров СССР, XLVI, 1993.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) Российская газета. 2009. № 7., «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

3. Кузнецова, И.М. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Бек 1996. С. 141.

4. Левушкин А.Н., Серебрякова А.А. Семейное право. – М.: ЮНИТИ - ДАНА: закон и право, 2014, С.285

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. № 20. 08.10.2003., Российская газета. № 52. 13.03.2015.

Просмотров работы: 61