ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Давлетмурзаева З.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В статье обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей, проявляющейся в ее социальнопедагогических возможностях. Система дополнительного образования детей прошла цикл развития от случайного набора кружков, через создание материальной и методической базы, к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и становится естественным продолжением основного образования. В последние годы реформаторские тенденции очень заметны в системе дополнительного образования детей, так как здесь стоит задача создать новую систему, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. С приятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной системы к системе вариативной, отвечающей на запросы конкретных территорий. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования, заключающийся в возможностях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности, ограничения социального неравенства и др. Делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях. Представлены группы проблем современной системы дополнительного образования детей (группа социально-имиджевых проблем, группа приоритетно ориентированных проблем, группа содержательно-методических проблем, группа организационно-финансовых проблем). Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их разрешения.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом»

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

  1. Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.

  2. В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.

  3. Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.

  4. Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже - на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.

  5. Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

  • систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;

  • реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;

  • обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];

  • обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;

  • необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» .

Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее...».

На практике учреждения дополнительного образования детей испытывают ряд глубоких противоречий:

– между узковедомственной спецификой деятельности учреждений дополнительного образования и необходимостью реализации широких контактов с ведомствами и организациями социокультурной, социальной и финансово-хозяйственной направленности для решения насущных вопросов своего функционирования и развития;

– между статусом учреждений: внешкольных, занимающихся досугом ребенка, и учреждений дополнительного образования детей как учреждений образования;

– между содержанием образования: традиционным подходом к обучению, отсутствием педагогических технологий во внешкольных учреждениях, необходимостью внедрения личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей и интеграции детских объединений в единую образовательную область.

Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в результате подобных занятий школьник должен научиться осознанно действовать, применять знания на практике, принимать решения и чувствовать за них ответственность и др. Отсутствие четкого и прозрачного разграничения между рассматриваемыми понятиями ещё более усиливает конкуренцию между общим образованием и учреждением дополнительного образования. Идентичные виды деятельности, цели и задачи накладываются, по сути дублируют друг на друга и ставят в неопределенное состояние, в первую очередь самого школьника, который зачастую чувствует себя занятым больше, чем его родители. В сложившихся условиях для учреждения дополнительного образования детей становится все более актуальным поиск конкурентных преимуществ, выделение понятных для родителей и детей отличий дополнительного образования от внеурочной занятости учащихся, разграничение деятельности школ и центров детского творчества и одновременно поиск точек соприкосновения центра внешкольной работы и учреждений дополнительного образования, способов их эффективного взаимодействия. Поиск конкурентных преимуществ центра внешкольной работы должен проводиться не с целью заменить внеурочную деятельность, а для того,чтобы в последующем сформировать для школ, гимназий и лицеев деловое предложение об интеграции внеурочной деятельности в дополнительное образование, где уже на профессиональном уровне будут развиваться способности ребенка.

На наш взгляд одной из ключевых проблем, связанных с функционированием дополнительного образования является определение основополагающего предназначения образовательных организаций допобразования. На наш взгляд, а так же благодаря полученным результатам в рамках проведенного пилотажного исследования, интервьюирования специалистов, работающих в системе дополнительного образования Свердловской области, система дополнительного образования призвана в первую очередь раскрыть потенциал детей, оказать значимую помощь молодежи в профессиональном определении [9]. В связи с этим, возникает потребность и необходимость в знакомстве с возможностями системы дополнительного образования широких слоев населения.

С одной стороны, для привлечения детей дошкольного возраста значимую роль играют родители. В данном случае очевидна необходимость ведения просветительской работы с родителями дошкольников, проведение мастер-классов с детьми для выявления первичной заинтересованности, желания заниматься определенным видом деятельности. С другой стороны, фактически полное сокращение в общеобразовательных школах кружков дополнительного образования так же не способствует развитию детей, качественной организации из занятости, привития культуры проведения досуга. Причем, чем взрослее становится ребенок, тем существенно меньше становиться предложения в отношении получения дополнительного образования. Только в последние годы в Свердловской области благодаря инициативе Правительства, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области получили развитие кружки технической направленности. То есть и о дисбалансе системы услуг в дополнительном образовании сегодня можно уверенно заявлять.

Таким образом, в рамках данной статьи нами обозначены основополагающие проблемы функционирования системы дополнительного образования на современном этапе развития России, показана значимость и необходимость данной системы для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Голованов А.П. Исторические уроки становления и развития Отечественной системы дополнительного образования детей // Педагогика.

2. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013.

3. Козлова И.В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России.: Автореф. … дис. канд. соц. наук. – Екатеринбур, 2005.

4. Куприянов Б. В. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. 2012.

5. Куприянов Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2011.

Просмотров работы: 4630