В ряде нормативно-правовых документов отражена идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания.
В Новом законе "Об образовании", например, записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение должно не только воспитывать ребёнка, но и консультировать родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию [3].
В своих "Педагогических сочинениях" Н.К.Крупская писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада".
В понимании отечественных педагогов (Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой, А.Е. Жичкиной, СИ. Мусиенко и др.) для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития личности ребенка [4].
Арнаутова Е. отмечает, что в нашем динамично меняющемся обществе, где ценность семьи подвергается переоценке и ревизии, ее социальное самочувствие балансирует между двумя полюсами. Одним негативным полюсом, по мнению исследователя обостряющим кризис семьи, является социальное напряжение, другим - социальное равновесие [1].
Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи [1].
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Строиться она должна на следующих принципах:
1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
2. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
3. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
4. Равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» в настоящее время разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольного образовательного учреждения на развитие совместной деятельности с семьёй. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения [2].
Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.) в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видео-практикумы, видео-конференции, встречи с родителями в формате on-line ("Педагогический брейн-ринг", "Остаться в живых..." (для молодых родителей), Родительские университеты и др.).
Сегодня в общественном дошкольном образовании примечательно то, что все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольного учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего школ; а также муниципальные службы социальной поддержки. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – школа – микрорайон». Важно то, что для каждой семьи она выступает равнодоступным социальным стартом при переходе дошкольника в следующую социально-демографическую группу с вхождением его в школьную жизнь [3].
Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. По единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред.
Поэтому, придавая новизну практике взаимодействия семьи и детского сада, важно помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев». В этой связи сегодня, как никогда, важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи. Целесообразно систематически изучать вопросы о типологии семей; удовлетворенности жилищными условиями, доходами; репродуктивных планах родителей; социальной сети общения семей и родственных связях. Это также вопросы о педагогическом стиле в семье, эмоциональном климате, ценности детей в семье, характере отношения семьи с дошкольным учреждением.
Списоклитературы:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М., 2002.
2.Ганичева, А.Н. Система подготовки специалистов дошкольного образования к взаимодействию с различными категориями семей -/А.Н.Ганичева // Современное дошкольное образование – 2010. – № 4
3. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее образование детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие - М: ТЦ Сфера, 2009.
4. Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений - Махачкала: Планета Дагестан, 2009