ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Чередниченко К.С. 1, Зиннуров Т.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный подросток проводит в Интернете почти все свободное время. По последним данным сейчас более четверти детей проводят в Сети около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны, также более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей, с которыми они обмениваются информацией, придумывают что-то новое и интересное, и, как показывает практика, менее 40% встречается со своими виртуальными друзьями в реальности. Конечно, многие рассматривают эту статистику, как глобальную проблему, но что, если взглянуть на нее под другим углом и постараться воспользоваться? Специально организо­ванная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать бо­лее высокий педагогический результат. Так, наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся раз­ных школ, городов и стран. Основной формой организации познавательной деятель­ности учащихся в сети становится учебный телекоммуникационный проект, с помощью которого учащиеся могут направить свое времяпровождение в Интернете и общение с друзьями в «нужное русло».

1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта

Доктор педагогических наук Евгения Семёновна Полат (автор исследований по обучению методу проектов) учебный телекоммуникационный проект определяет как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Главная особенность телекоммуникационных проектов – их межпредметность, поскольку решение той или иной проблемы всегда требует интеграции многостороннего знания. Организация телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы при их выполнении было необходимо привлече­ние свойств компьютерной телекоммуникации. Это означает, что далеко не все проекты соответствуют характеру телекоммуникационных. Какими свойствами должен обладать проект, чтобы он был реализован средствами телекоммуникаций?

Проект будет являться телекоммуникационным, если в ходе его выполнения предлагается:

• проводить множественные, длительные, разовые или систематические наблюдения за явлением (напр., природным, физическим, социальным), которые требуют сбора информации в разных регионах для решения поставленного вопроса;

• сравнительное изучение какого–либо явления, объекта, события, которое имеет место в различных местностях для выявления определенной закономерности и принятие решения;

• сравнительное изучение эффективности использования одного либо альтернативных способов решения проблемы для выявления наиболее приемлемого для различных подходов решения;

• совместное создание (разработка) чего-то нового: практическая работа (напр., выведение нового сорта цветов в различных условиях), творческая работа (напр. создание журнала, газеты, сценария, книги, мюзикла);

• проведение приключенческих коллективных сетевых игр (состязаний).

2.Организация проектной деятельности учащихся в сетях

Несмотря на дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, телекоммуникационный проект имеет дополнительные возможности познания: знакомство с новыми людьми всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциал.

Для того, чтобы компьютерные телекоммуникации сделать учебным инструментом в школе, необходимо спланировать весь комплекс работ по их развитию.

Начальный этап - выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе (учитель, который хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, активный, целеустремлённый). Поиск координатора трудоёмкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.

Организационно–методический этап - спланировать работу школы с телекоммуникациями. Здесь необходима методическая подготовка учителей, участвующих в телекоммуникационных проектах:

  1. подготовить учителей к руководству проектной деятельности в сетях (обратить внимание на разнообразие исследовательских методов и самостоятельных видов деятельности учащихся, на культуру общения в сетях)

  2. распределить должностные обязанности за различные виды деятельности.

  3. познакомить с возможностями провайдера, поисковыми системами Интернет, с информационными ресурсами и услугами.

  4. приступить к поиску партнёров.

  5. целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав на практике некоторые ресурсы, предоставляемые пользователям Интернет.

Эффективный способ поиска партнёров по отобранным идеям – посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авторам, заинтересовавшим его, представительское письмо с рассказом о себе, своих учениках и своих интересах. Цель этих писем – прежде всего, привлечь, заинтересовать потенциального партнёра. Возможные вопросы по переписке к сотрудничеству:

  • Что представляет собой ваша школа: её специализация и наиболее интересные черты?

  • Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

  • Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?

  • Ваши личные и профессиональные интересы? Каково ваше хобби?

Если же учителю интересна организация большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Потребуется выслать так же предложения партнёру в отношении выдвинутой идеи: суть, её содержание, возможные результаты, выгодность.

Технологический этап – в проектах принимают большое количество ребят и, чтобы искать информацию было как много проще, в сети создается локальная поисковая система. На специально созданном сайте регистрируются учетные записи учителей и учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация (желательно по разделам). Такая организация деятельности с Интернет-ресурсами позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей.

3.Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

Приступая к организации телекоммуникационных проектов, важно изучить интересы и предпочтения учащихся, выбрать тему проекта и подготовить учащихся к работе. Так же нужно выяснить актуальность интересов участников проекта для школы, района (города), и соответственно, будут ли результаты работы над проектом актуальными и значимыми для других людей.

Проекты могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.

В телекоммуникационных проектах хорошо зарекомендованы конференции (доклады по отдельным вопросам учебных дисциплин).

Среди популярных проектов с использованием телекоммуникаций отметим:

  • интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;

  • межшкольные литературные газеты, журналы и пр.;

  • совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.;

  • экологические проекты;

  • совместное написание литературных произведений;

  • изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;

  • совместное решение разнообразных актуальных проблем города/региона/страны;

  • разработка путешествий, туристических походов с учётом расписания движений транспортных средств, обмена валюты.

  • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран.

Наряду с отбором идей и тематики проектов следует начать работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Например, одной из форм подготовки учащихся может быть спецкурс, на котором необходимо достаточно подробно рассказать участникам о специфике компьютерного исследования, о том, как и где искать информацию по данной теме, как её следует анализировать.

Формы организации деятельности учащихся могут быть различными:

  • индивидуальные проекты (внутри другого проекта);

  • парные проекты - над одним проектом партнёры работают в паре:

  • групповые проекты - в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.

Важно, чтобы, договорившись с партнёрами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и определить значимую проблему в этом проекте (в целом или его части). Необходимо, чтобы участники не сосредотачивались на личностных интересах, а также смогли разглядеть проблемы и интересы своих партнёров.

Когда проблема всего проекта будет сформулирована, самое время переходить к определению гипотезы её решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая наводящие вопросы.

Затем, учитель разбивает всех участников на подгруппы по интересам учеников, каждая из которых исследуют одну из гипотез, в качестве которых служат ответы на поставленные вопросы.

Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучить данный вопрос. После чего свои подходы к решению проблемы она защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надёжны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, они утверждаются. Только после того, как подходы всех групп утверждены, можно приступать к работе.

Группа участников также должна договаривается о том, как будет оформлен готовый материал.

Когда материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, ребята устраивают презентацию своей версии решения в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведённые данные являются достаточными аргументами, подтверждающими ранее выдвинутую гипотезу, тогда эта гипотеза становится утверждение, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так – по цепочке со всеми группами, участвующими в проекте.

В итоге, все участники проводят обсуждение, каким образом будет оформлено решение глобальной проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для данной школы и лично для каждого участника и т.д.

4.Требования к участникам телекоммуникационного проекта

Организация телекоммуникационных проектов требует специ­альной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и уча­щихся.

Требования к учителю:

• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи­мые темы проектов;

• умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по сво­ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея­тельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, группо­вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско­вого, творческого плана;

• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

• если речь идет о международном проекте - практическое владение язы­ком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее исто­рии;

• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле­коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте­ром).

Требования к учащимся:

• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вво­дить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо­вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон­ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

• владение коммуникативными навыками;

• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со­держащихся в телекоммуникационном проекте;

• в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;

• уверенное пользование интернет-сайтами.

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В наши дни телекоммуникационный проект может стать не просто отличным времяпровождением подростков в сети Интернет, но так же огромной движущей силой в организации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности учащихся, общению с людьми из других регио­нов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необ­ходимо сейчас немногое, да и в большинстве случаев то, как уже было выяснено - что есть чуть ли не у каждого ребенка страны - любой гаджет с выходом в интернет. И на данный момент необходима, прежде всего, инициатива учителей – наставников, готовых идти в ногу со временем.

Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации:

Характеристики: общая цель, согласованные способы деятельности, общий результат

 

Организационные формы деятельности учащихся

Индивидуальные проекты

Парные проекты

Групповые проекты

Телекоммуникационные проекты всегда межпредметные!

Список используемой литературы

  1. [https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00641642_0.html]

  2. [https://sites.google.com/site/kyrsbez/26-1]

  3. [http://soc-work.ru/article/480]

  4. [Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей-М.,1997]

Просмотров работы: 244