1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Доктор педагогических наук Евгения Семёновна Полат (автор исследований по обучению методу проектов) учебный телекоммуникационный проект определяет как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Главная особенность телекоммуникационных проектов – их межпредметность, поскольку решение той или иной проблемы всегда требует интеграции многостороннего знания. Организация телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы при их выполнении было необходимо привлечение свойств компьютерной телекоммуникации. Это означает, что далеко не все проекты соответствуют характеру телекоммуникационных. Какими свойствами должен обладать проект, чтобы он был реализован средствами телекоммуникаций?
Проект будет являться телекоммуникационным, если в ходе его выполнения предлагается:
• проводить множественные, длительные, разовые или систематические наблюдения за явлением (напр., природным, физическим, социальным), которые требуют сбора информации в разных регионах для решения поставленного вопроса;
• сравнительное изучение какого–либо явления, объекта, события, которое имеет место в различных местностях для выявления определенной закономерности и принятие решения;
• сравнительное изучение эффективности использования одного либо альтернативных способов решения проблемы для выявления наиболее приемлемого для различных подходов решения;
• совместное создание (разработка) чего-то нового: практическая работа (напр., выведение нового сорта цветов в различных условиях), творческая работа (напр. создание журнала, газеты, сценария, книги, мюзикла);
• проведение приключенческих коллективных сетевых игр (состязаний).
2.Организация проектной деятельности учащихся в сетях
Несмотря на дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, телекоммуникационный проект имеет дополнительные возможности познания: знакомство с новыми людьми всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциал.
Для того, чтобы компьютерные телекоммуникации сделать учебным инструментом в школе, необходимо спланировать весь комплекс работ по их развитию.
Начальный этап - выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе (учитель, который хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, активный, целеустремлённый). Поиск координатора трудоёмкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.
Организационно–методический этап - спланировать работу школы с телекоммуникациями. Здесь необходима методическая подготовка учителей, участвующих в телекоммуникационных проектах:
подготовить учителей к руководству проектной деятельности в сетях (обратить внимание на разнообразие исследовательских методов и самостоятельных видов деятельности учащихся, на культуру общения в сетях)
распределить должностные обязанности за различные виды деятельности.
познакомить с возможностями провайдера, поисковыми системами Интернет, с информационными ресурсами и услугами.
приступить к поиску партнёров.
целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав на практике некоторые ресурсы, предоставляемые пользователям Интернет.
Эффективный способ поиска партнёров по отобранным идеям – посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авторам, заинтересовавшим его, представительское письмо с рассказом о себе, своих учениках и своих интересах. Цель этих писем – прежде всего, привлечь, заинтересовать потенциального партнёра. Возможные вопросы по переписке к сотрудничеству:
Что представляет собой ваша школа: её специализация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы? Каково ваше хобби?
Если же учителю интересна организация большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Потребуется выслать так же предложения партнёру в отношении выдвинутой идеи: суть, её содержание, возможные результаты, выгодность.
Технологический этап – в проектах принимают большое количество ребят и, чтобы искать информацию было как много проще, в сети создается локальная поисковая система. На специально созданном сайте регистрируются учетные записи учителей и учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация (желательно по разделам). Такая организация деятельности с Интернет-ресурсами позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей.
3.Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Приступая к организации телекоммуникационных проектов, важно изучить интересы и предпочтения учащихся, выбрать тему проекта и подготовить учащихся к работе. Так же нужно выяснить актуальность интересов участников проекта для школы, района (города), и соответственно, будут ли результаты работы над проектом актуальными и значимыми для других людей.
Проекты могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.
В телекоммуникационных проектах хорошо зарекомендованы конференции (доклады по отдельным вопросам учебных дисциплин).
Среди популярных проектов с использованием телекоммуникаций отметим:
интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
межшкольные литературные газеты, журналы и пр.;
совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.;
экологические проекты;
совместное написание литературных произведений;
изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;
совместное решение разнообразных актуальных проблем города/региона/страны;
разработка путешествий, туристических походов с учётом расписания движений транспортных средств, обмена валюты.
сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран.
Наряду с отбором идей и тематики проектов следует начать работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Например, одной из форм подготовки учащихся может быть спецкурс, на котором необходимо достаточно подробно рассказать участникам о специфике компьютерного исследования, о том, как и где искать информацию по данной теме, как её следует анализировать.
Формы организации деятельности учащихся могут быть различными:
индивидуальные проекты (внутри другого проекта);
парные проекты - над одним проектом партнёры работают в паре:
групповые проекты - в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.
Важно, чтобы, договорившись с партнёрами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и определить значимую проблему в этом проекте (в целом или его части). Необходимо, чтобы участники не сосредотачивались на личностных интересах, а также смогли разглядеть проблемы и интересы своих партнёров.
Когда проблема всего проекта будет сформулирована, самое время переходить к определению гипотезы её решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая наводящие вопросы.
Затем, учитель разбивает всех участников на подгруппы по интересам учеников, каждая из которых исследуют одну из гипотез, в качестве которых служат ответы на поставленные вопросы.
Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучить данный вопрос. После чего свои подходы к решению проблемы она защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надёжны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, они утверждаются. Только после того, как подходы всех групп утверждены, можно приступать к работе.
Группа участников также должна договаривается о том, как будет оформлен готовый материал.
Когда материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, ребята устраивают презентацию своей версии решения в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведённые данные являются достаточными аргументами, подтверждающими ранее выдвинутую гипотезу, тогда эта гипотеза становится утверждение, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так – по цепочке со всеми группами, участвующими в проекте.
В итоге, все участники проводят обсуждение, каким образом будет оформлено решение глобальной проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для данной школы и лично для каждого участника и т.д.
4.Требования к участникам телекоммуникационного проекта
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.
Требования к учителю:
• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
• умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана;
• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
• если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером).
Требования к учащимся:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
• в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;
• уверенное пользование интернет-сайтами.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В наши дни телекоммуникационный проект может стать не просто отличным времяпровождением подростков в сети Интернет, но так же огромной движущей силой в организации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности учащихся, общению с людьми из других регионов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необходимо сейчас немногое, да и в большинстве случаев то, как уже было выяснено - что есть чуть ли не у каждого ребенка страны - любой гаджет с выходом в интернет. И на данный момент необходима, прежде всего, инициатива учителей – наставников, готовых идти в ногу со временем.
Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации:
Характеристики: общая цель, согласованные способы деятельности, общий результат
Организационные формы деятельности учащихся |
|||
Индивидуальные проекты |
Парные проекты |
Групповые проекты |
Телекоммуникационные проекты всегда межпредметные! |
Список используемой литературы
[https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00641642_0.html]
[https://sites.google.com/site/kyrsbez/26-1]
[http://soc-work.ru/article/480]
[Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей-М.,1997]